Немножко талантливо

Что-то не задалось в этом году в Берлине с самого начала. Тут и скандал с жюри основного конкурса, из которого в день открытия фестиваля по разным, возможно, вполне уважительным причинам выбыли датчанка Сьюзан Бир и француженка Сандрин Боннер. И напрочь отвлекший на несколько дней внимание от конкурса бешеный ажиотаж вокруг визита Мадонны, решившей ко всем своим прочим забавам дебютировать в качестве режиссера фильмом "Грязь и мудрость". И главное - разочаровывающие фильмы программы.

В сухом остатке получается, что "Нефть" - лучший фильм фестиваля, и это было известно задолго до его открытия. И поредевшее жюри, чьи ряды так и не были восполнены, теперь находится в глупейшем положении. Отдать как минимум три награды (лучший фильм, лучшая режиссура и лучшая мужская роль) этой картине Ц значит расписаться в своем неумении отыскивать скрытые достоинства в унылом фестивальном потоке. Не отдать - погрешить против истины и заслужить дружное "бу!" на церемонии закрытия. Так что главной интригой фестиваля, увы, стала не программа, а то, как жюри смогло вывернуться из неловкой ситуации, чтобы не только раздать всем сестрам по серьгам, но и удивить оригинальностью решения.

В негласном фестивальном рейтинге все было расписано задолго до церемонии закрытия. И какие бы решения ни озвучило жюри в минувший уик-энд, по гамбургскому счету победила, конечно, "Нефть". Единственным ее объективным соперником была полнометражная документальная картина "Стандартная процедура". Ее снял по-настоящему знаменитый американский документалист Эррол Моррис ("Оскар"-2004 за "Туман войны") - он не такой попсовый, как Майкл Мур, который между тем однажды уехал с "Золотой пальмовой ветвью" из Канна. Фильм Морриса, с одной стороны, эксплуатирует главный конек Берлинале Ц политизированность, поскольку расследует нарушения прав человека в печально знаменитой тюрьме Абу-Грейб. С другой стороны, это полномасштабное художественное высказывание на не менее актуальную тему манипуляции общественным сознанием с помощью любых изображений. Моррис собрал свидетельства осужденных охранников Ц то, как они оправдывают себя, и добавил к этому инсценировки тех самых пыток, которые они считают невинной шалостью. Это кино не лучше, чем "Нефть", но оно из другого разряда. Прочие показанные в Берлине ленты, что называется, ниже классом. Будь это китайская пытка под названием "Мы веруем в любовь", где давно разведенные родители девочки, больной лейкемией, изыскивают способ зачать второго ребенка, чтобы он стал донором для первого. Или финский фильм "Черный лед" про адюльтер с участием женщины-тренера по таэквондо. Или откровенно трэшевый "Транссиб" Брэда Андерсона (эта фамилия стала часто встречаться у режиссеров), где сэр Бен Кингсли с его индийскими корнями играет русского коррумпированного офицера Гринько из владивостокского отдела федеральной службы по борьбе с наркотиками. Уж тогда надо было бы включить в конкурс и похожие на детский утренник экспериментальные короткометражки Изабеллы Росселлини под общим названием "Зеленое порно", где актриса рассказывает про секс насекомых, попутно изображая паука, улитку, муху, стрекозу и т. п. По крайней мере это смешно и не занудно.

"Нефть"

Главный актер "Нефти" Дэниел Дэй-Льюис уже имеет "Золотой глобус" за роль в этой картине, а сразу после премьеры фильма на Берлинале он полетел в Лондон, где получил еще и национальную британскую премию БАФТА. Уже хотя бы поэтому попытка поставить кого-то на одну доску с ним - будь то улыбчивый карманник Саймона Яма из "Воробья" гонконгца Джонни То или наивный крестьянин Резы Наджи из "Песни воробья" иранца Маджида Маджиди - может объясняться исключительно желанием соригинальничать. То же, что про Дэй-Льюиса, можно сказать и об актрисах. Наиболее ярко показала себя на фестивале Тильда Суинтон, сыгравшая в "Джулии" Эрика Зонка бессердечную алкоголичку, которая по просьбе мамаши-идиотки похищает ее сына у деда-миллионера. Суинтон уже получила берлинский приз "Тедди" за многолетнее сотрудничество с режиссером Дереком Джарменом, умершим от СПИДа в 1994 году.

"Воробей"

Актриса привезла в Берлин документальный фильм "Дерек" об этом ярком художнике - она стала продюсером и рассказчиком за кадром. Остальные девушки, на вкус критики, Тильде явно проигрывали. Пенелопа Крус сыграла в "Элегии" Изабель Койшет юную любовницу пожилого профессора. Однако на студентку испанская звезда уже давно не тянет. А сам фильм, поставленный по стариковскому роману Филипа Рота "Умирающее животное", представляет собой довольно унылое мелодраматическое повествование, положенное на бесстрастную музыку Эрика Сати.

"Джулия"

А вот Джулия Робертс, которая после перерыва на радости материнства снялась в чисто американской семейной драме "Светлячки в саду", отличилась только тем, что появляется там в довольно смелом возрастном гриме. Правда, ненадолго. Да, еще Салли Хокинс в фильме Майка Ли "По воле случая" оказалась невероятно мила. Впрочем, следуя мнению ее поклонников, куда больше эта картина была достойна приза за режиссуру: у Майка Ли уже есть каннская "Золотая пальмовая ветвь" за "Секреты и обманы" и венецианский "Золотой лев" за "Веру Дрейк". Впрочем, острота фестивальной борьбы быстро забывается. Сразу за Берлинале следует "Оскар", а там и до Канна рукой подать.

Герои Берлинале 2008

Майк Ли, режиссер ("По воле случая"): Меня постоянно спрашивают, снимаю ли я комедии или это что-то иное. По-моему, я снимаю жизнь - то, как она течет по прихотливому руслу. Как-то я зашел в зал и был очень удивлен тому, в каких местах смеялись зрители - совсем не там, где, по-моему, следовало. Может, проблема в том, что английская жизнь - это нечто специфическое? Однако могу с уверенностью сказать: британцы - люди как люди. А смеемся мы далеко не всегда от радости - чаще от смущения, расшатанных нервов. Мне кажется, что сегодня, когда многие ощущают, что мир рушится, быть позитивным гораздо важнее, чем быть серьезным. Вот над чем стоит поработать душой. Так что можете считать "Без печали" моим личным вкладом в борьбу против всемирной моды на мрачность, мизантропию и пессимизм.

Тильда Суинтон, актриса ("Джулия"): Легко ли было играть алкоголичку? Сама я алкоголик бездарный - выпив, тут же засыпаю. Но, как и любой из вас, всю жизнь была окружена пьющими людьми. Однако дело не в этом. В конце концов, кого бы ты ни играл, играешь всегда самого себя. А персонаж надеваешь, как платье. Так получилось, что мне обычно достаются роли людей, выпадающих из нормы. Но что такое норма? Это всего лишь призма, глядя сквозь которую, мы замечаем чужие недостатки. На самом деле мы видим только себя. Режиссер Эрик Зонка снимаетЕ как бы сказать? Зоологическое кино. Ставит кинокамеру как зеркало перед человеческой природой. Не его вина, что эта природа не так уж хороша. Но, если задуматься, все мы ходим в кино, чтобы посочувствовать подонкам, разве не так?

Мадонна, режиссер-дебютант ("Грязь и мудрость"): В ранней юности я не только должна была создать себя, годами работая над своим телом и голосом, но и просто элементарно выжить в Нью-Йорке. Поэтому проблемы иммигрантов мне понятны. Познакомившись с Евгением Гудзем и поработав с ним на сцене, я увидела, какой характер можно поставить в центр моего первого фильма. Конечно, сначала я, как все дебютанты, думала снять короткометражку минут на двадцать. Но история стала разрастаться, и вот полный метр показали на таком крупном фестивале - вау! Внимательный зритель поймет из фильма, что я поклоняюсь Годару и Феллини. Ну и в конце концов у меня муж - режиссер. Но он не стал давить авторитетом. Сказал только, что главное на площадке - уверенность в своих силах. А этого мне не занимать.

Брэд Андерсон, режиссер ("Транссиб"): Я снял слишком много хорроров, поэтому мне хотелось сделать нормальный триллер, где есть убийство и расследование, и все это происходит во время движения поезда. Этакое "Убийство в Восточном экспрессе". И ориентировался на стилистику Хичкока. В поездах ведь всегда есть что-то хичкоковское, не правда ли? Что же касается русского колоритаЕ Я сам однажды проехался по Транссибирской магистрали, когда после окончания колледжа, где, кстати, изучал русский язык, путешествовал по Азии. Русский Дальний Восток - просто нечто. Правда, снимали мы не в России, а в Китае и Литве. Русские удивительный народ, они вызывают у всех какое-то детское любопытство. Кажется, что они с другой планеты, поэтому, наблюдая за ними, ощущаешь опасность. Но это не так, конечно. Просто надо привыкнуть.

Немножко талантливо1/35
Немножко талантливо2/35
Немножко талантливо3/35
Немножко талантливо4/35
Немножко талантливо5/35
Немножко талантливо6/35
Немножко талантливо7/35
Немножко талантливо8/35
Немножко талантливо9/35
Немножко талантливо10/35
Немножко талантливо11/35
Немножко талантливо12/35
Немножко талантливо13/35
Немножко талантливо14/35
Немножко талантливо15/35
Немножко талантливо16/35
Немножко талантливо17/35
Немножко талантливо18/35
Немножко талантливо19/35
Немножко талантливо20/35
Немножко талантливо21/35
Немножко талантливо22/35
Немножко талантливо23/35
Немножко талантливо24/35
Немножко талантливо25/35
Немножко талантливо26/35
Немножко талантливо27/35
Немножко талантливо28/35
Немножко талантливо29/35
Немножко талантливо30/35
Немножко талантливо31/35
Немножко талантливо32/35
Немножко талантливо33/35
Немножко талантливо34/35
Немножко талантливо35/35
Gloss18 февраля 2008, 13:03

Мадонна

Джулия Робертс

Евгений Гудзь

Салли Хокинс

Бен Кингсли

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии
дед
Наверх