Индиана Джонс возвращается на большой экран

22 мая 2008 года новый “Индиана Джонс” явится американскому зрителю сразу на экранах четырех тысяч кинотеатров.

Время действия — 1957 год, и доктор Джонс на сей раз вступает в единоборство с русскими эпохи “холодной войны”, которых олицетворяет и возглавляет Кейт Бланшетт. Помимо Харрисона Форда в главной роли из ветеранов мы увидим Карен Аллен в роли Мэрион Ревенвуд — задиристой властительницы его сердца. Роль их дочери — “дитя любви” — исполняет восходящая кинозвезда Шийа Лабеф.

После окончательного монтажа совместное детище Лукаса и Спилберга будет озвучено на 25 иностранных языках. Ожидается “ковровое покрытие” картиной всей планеты. Но и риск тоже может оказаться планетарным. За девятнадцать лет зритель не только отвык от Индианы Джонса, но и привык к Джейсону Борну и прикипел к Гарри Поттеру. Как воспримет он после них героя образца 80-х годов в фетровой шляпе, да еще с корнями, уходящими в джунгли годов 30-х?

Ответить на этот вопрос сейчас трудно. Пока приходится надеяться лишь на счастливую звезду Спилберга и Лукаса. “На двоих” они сняли 13 наиболее кассовых фильмов из ста. Только сериал с Индианой Джонсом принес $1,18 миллиарда, не считая “побочных” доходов — книг-комиксов, кукол, романов.

Девятнадцать лет, прошедшие со дня премьеры последнего “Инди”, радикально изменили характер фильмов-экшн, которые все больше стали походить на компьютерные игры, перенесенные на широкий экран. Люди шли не на кино, а на трюки техники и технологии. Вкус зрителя стал портиться. Трилогия “Инди” по сравнению с этими трилогиями стала смотреться старомодно, даже допотопно. Перед Спилбергом и Лукасом встала дилемма — оставить все как было или переплюнуть экшн-модерняги? Имея в своем распоряжении суперфантастическую машинерию и компьютерную графику “Лукасфильма”, им ничего не стоило переплюнуть. Но они приняли принципиальное решение не делать из Харрисона Форда “матричного” Киану Ривза. Поэтому перед началом съемок Спилберг заставил главного оператора фильма Дженуша Камински несколько раз просмотреть трилогию “Инди”, чтобы проникнуться ее духом и ритмом. Камински снял десять последних фильмов Спилберга, но трилогию “Инди” снимал Дуглас Слокомб. Сейчас он оставил камеру. Ему стукнуло 94 года!

Встречаясь с репортерами, Спилберг обещал с лукавой улыбкой, что не будет прибегать к “рискованному монтажу”. По Спилбергу, головокружительный монтаж уместен в фильмах вроде “Ультиматум Борна”, где можно пожертвовать “географией” ради экшна. Такая жертва в фильмах об Индиане Джонсе недопустима. Зритель, говорит Спилберг, должен знать не только то, кто хороший парень, а кто плохой, но и то, “по какую сторону экрана они стоят”. “Инди” несколько старомоднее современных экшн. Но это отнюдь не означает, что он должен ползти, как черепаха. То, что достигается в экшн головокружительным монтажом, в “Инди” достигается локомотивом сюжета. Страницы сценария “перелистываются” так быстро, что монтажная динамика им не нужна. Зато остается место и время для “географии” — развития характеров, их взаимоотношений, конфликтов.

Но в новом “Инди” есть и чистый экшн. Спилберг говорит, что и он, и Форд постарели, и выглядят таковыми. Форду пришлось вновь схватить “лаконический, язвительный дух” доктора Джонса. И не терять его в сценах экшн. По мнению Спилберга, Форд блестяще справился с этой трудной задачей и даже превзошел все его ожидания. Форд на этот счет предпочитает отшучиваться. Он говорит, что в четвертом “Инди” он был в самой лучшей спортивной форме. Доказательства? В первом “Инди” он порвал связки левой ноги. Во втором “Инди” повредил спину, настолько серьезно, что пришлось оперировать. А на сей раз обошлось даже без царапин, хотя многие трюки выполнял он, а не его дублер. Форд считает, что зритель должен видеть трудности актера, ощущать его боль. Тогда он может полностью оценить и разделить его триумф. Если с первого же кадра зритель не волнуется за судьбу персонажа, это значит, что актер играет неубедительно. Конечно, зритель верит, даже уверен, что окончательная победа останется за Индианой Джонсом, но он все-таки должен потрепать себе нервы, понять, каких усилий и жертв стоила Джонсу его победа…

Автором сценария новой картины был Дэвид Кепп, сценарист таких фильмов, как “Война миров” и “Человек-паук”, а также первых двух фильмов-сериалов “Парка Юрского периода”, которые поставил Спилберг на базе фирмы специальных эффектов Лукаса Industrial Light and Magic.

Создатели нового “Инди” дали почти мафиозную клятву молчания — омерту — не разглашать сюжет фильма. Умозрительно о нем можно сказать лишь следующее. Герой фильма Индиана Джонс не ограничивается своей археологией и переносится в атмосферу научной фантастики. Форд и его герой постарели на двадцать лет. Кое-что подсказывает и название фильма. Окаменелые черепа, сделанные из кварцевых кристаллов, действительно существуют. Правда, неизвестно, являются ли они доколумбовыми предметами то ли майя, то ли ацтеков и обладают ли сверхъестественной силой, как это утверждают некоторые. Такие черепа раскопал в 20-х годах археолог Ф.А.Митчелл-Хеджес. Скорее всего черепа из кварцевых кристаллов, таящие погибель, как череп из пушкинской “Песни о вещем Олеге”, принадлежат к легендам вроде Анлантиса и снежного человека. Но это как раз те легенды, соками которых питаются похождения Индианы Джонса.

Спилберг и Лукас монументалисты. У них отсутствуют оттенки. И герои, и злодеи подаются через увеличительное стекло, равно как и их деяния и страсти. Но ведь “Илиада” и “Одиссея” тоже блокбастеры! Говоря о Спилберге и Лукасе, Харрисон Форд подчеркивает — что бы вы думали? — их народность! Ибо они знают, “как вертится наша планета и как ведут себя люди… Они понимают культуру (кино) настолько хорошо, что могут одновременно удовлетворять свои творческие амбиции и вовлекать в этот процесс зрителя. Ни тот ни другой не стесняются делать фильмы для зрителя”.

Gloss31 марта 2008, 10:11

Джордж Лукас

Кейт Бланшетт

Стивен Спилберг

Харрисон Форд

Карен Аллен

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии
дед
Наверх