Как Леди Гага задает тренд на искренность и почему это так важно Как Леди Гага задает тренд на искренность и почему это так важно
Музыка и кино

Как Леди Гага задает тренд на искренность и почему это так важно

Ксения Карпова 20 октября, 2017, 15:56
 0

21 октября пятому студийному альбому Леди Гаги Joanne исполняется ровно год, а месяц назад на Netflix вышел документальный фильм о ней Five Foot Two, в котором певица неожиданно открылась зрителям настолько, что волей-неволей подняла планку искренности артистов со слабеньких 20% до всех 99%. Идеальный повод, чтобы хоть немного разобраться в Гага-феномене.

Альбом Joanne возглавил чарт Billboard 200 в первую же неделю после выхода в октябре 2016 года: с 201 тысячей проданных копий он стал четвертым самым успешным за год после альбомов Дрейка, Бейонсе и Фрэнка Оушена. А еще – четвертым подряд в послужном списке самой Гаги, возглавившим американский чарт. Таким образом, она стала первой женщиной в 2010-х, четыре пластинки которой стали номером один в Америке одна за другой: в этом деле она обогнала Бейонсе и Тейлор Свифт.

За этим успехом последовала еще одна победа – грандиозное выступление на Super Bowl в феврале и анонс не менее грандиозного мирового тура в поддержку Joanne. И вдруг полгода спустя – неожиданная отмена сначала выступления в Рио-де-Жанейро, а затем перенос дат всего европейского тура на 2018 год. Причина более, чем серьезная: фибромиалгия, то есть периодическая сильная боль в суставах и мышцах по всему телу.

Сразу после переноса тура Гага поблагодарила всех за понимание в соцсетях, поделилась своими способами борьбы с болью, на что уже нужна внушительная сила воли. Еще чуть позже вышла документалка, которая раскрыла все окончательно. В той женщине, которую мы видим в Five Foot Two, с трудом узнается вычурно-эпатажно-гламурная блондинка, которая еще недавно шокировала всех то платьем из сырого мяса, то инопланетными туфлями. Глубокий внимательный взгляд, отсутствие и намека на звездную болезнь, слезы, боль: есть стойкое ощущение, что 31-летняя Гага сама решила с помощью этих съемок стряхнуть с себя остатки былого образа. Но не для нового амплуа, а дабы в переносном смысле остаться абсолютно голой, без выходок, театральности и эпатажа.

Когда-то одаренной девчонке-выскочке из итальянской семьи только и хотелось, чтобы ее заметили: Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта училась в католической школе, с раннего возраста играла на фортепиано и ходила на занятия по актерскому мастерству. Будучи тинейджером, она уже точно знала, чего хотела – до 21 года подписать контракт с лейблом. При этом никаких нужных знакомств, связей или больших денег у Стефани не было, поэтому она просто решила идти напролом, надеясь, что ее кто-то заметит. Несовершеннолетней она пела в клубах Нью-Йорка, танцевала гоу-гоу в бикини, записывала первые песни, пыталась основать девичью группу, начала встречаться с барабанщиком местной рок-группы и брать от жизни все.

Тогда она уже знала, что такое кокаин, и в какой-то мере пустилась во все тяжкие, ни в чем себе не отказывая. Но не переходила грань: одновременно искала все способы попасть на большую сцену и подписать тот самый заветный контракт с лейблом, писала песни для других артистов в качестве автора Interscope Records. Усилия принесли свои плоды достаточно быстро. Танцевальный трек Just Dance заметил рэпер Эйкон из Interscope, тем самым дав старт полноценной карьере Гаги. В 2008 году выходит дебютный альбом The Fame, который отлично принимает и публика, и критики. Последние, как и сама Гага, отмечают влияние Дэвида Боуи и Queen – и в самом музыкальном материале, и в поведении Гаги на сцене. Эпатажные наряды были важной частью ее образа: в этой театральности она нашла себя, такой ее полюбили все остальные.

Каждый день все эти люди общаются со мной, прикасаются ко мне, а потом я погружаюсь в полную тишину. Все они уйдут и я останусь одна.

С момента выхода The Fame все развивалось стремительно: Poker Face и Just Dance занимали первые места чартов и становились самыми скачиваемыми за всю историю, а сам альбом был номинирован на «Грэмми» как лучший альбом года. За ним последовал The Fame Monster с лирическим синглом Bad Romance, который все обожают до сих пор, и Telephone с Бейонсе. Третья пластинка Born This Way с синглами Born This Way, Judas, The Edge of Glory и You and I в очередной раз побила несколько рекордов и стала гораздо глубже по смысловому наполнению.

Здесь Гага открыто заявила и о поддержке ЛГБТ-сообщества: трек Born This Way даже Pitchfork назвал главным гимном ЛГБТ-активистов, который задал соответствующий тренд для всего современного шоу-бизнеса. Кроме того, в альбоме затрагиваются темы религии, феминизма, свободы выбора. Но в 2012 году во время тура в поддержку альбома Леди Гага серьезно травмирует бедро: она отменяет оставшиеся даты турне и с этих пор все понемногу начинает идти на спад. Вскоре выходит чуть менее успешный Artpop, потом – джазовый Cheek to Cheek совместно с Тони Беннеттом. Все это не помогает Гаге снова выбиться на первые строчки и заставить заговорить о себе всех. Как ясно уже сейчас, на тот момент она уже боролась с хронической болью, которая не отпускает ее после злополучной травмы бедра в 2012-м.


Пока Кэти Перри шутит о проблемах с психикой соперницы Бритни Спирс, а сама Бритни всеми силами хочет показаться молодым и всепрощающим ангелом, Гага не боится быть самой собой.


Все меняется с новым Joanne и выходом документалки: альбом Гага посвятила своей покойной тете Джоанн, сестре ее отца, которая умерла от волчанки за 12 лет до рождения Гаги. Ей было всего 19. Как объясняет певица, тетя Джоанн, хоть племянница ее никогда не встречала, оказала на нее большое влияние – ее помнят в семье до сих пор. Это есть и в фильме: все очень трогательно, но решение посвятить пластинку именно этому человеку раскрыто не до конца. Возможно, специально. Кстати, сам альбом критики приняли гораздо теплее предыдущего. Он получился зрелым и очень личным, но не выстраданным – каждая эмоция в нем не наигранная, а обоснованная.

Что еще есть в фильме Криса Мокарбела, кроме записи альбома и подготовки к выступлению на Super Bowl? Интимность, которая временами заставляет зрителя чувствовать, что он подглядывает за жизнью звезды в замочную скважину. Самоирония, которая есть даже в названии Five Foot Two, обозначающем полтора метра роста Гаги в футах. Неуравновешенность, слабости и капризы. И искренность, которой никогда не бывает много. Она здесь хлещет через край, заставляя удивляться и сострадать.

Пока Кэти Перри шутит о проблемах с психикой соперницы Бритни Спирс на уровне десятиклассника, заигрывающего с девочкой из 9-Б, а сама Бритни всеми силами хочет показаться молодым и всепрощающим ангелом, Гага не боится быть самой собой. Она честно рассказывает обо всем, что с ней происходит, потому что это может помочь другим в аналогичной ситуации. Она плачет, капризничает, громко всхлипывает, говорит, что ей стыдно за свою беспомощность, когда начинаются очередные спазмы, но ни на 1% не играет. Ни намека на perfect illusion.


Гага прямо заявляет о том, что многие продюсеры воспринимают исполнительниц женского пола как сексуальный объект.


Первая же сцена на кухне. Гага бросает фразу о том, что они с женихом Тейлором Кинни постоянно ссорятся и это совсем не круто. Она звучит так, как будто говорит с приятелем на курилке: видно, что ей больно об этом говорить, но на словах пытается не придавать теме особого значения. Такой посыл подкупает – с этих самых пор ты наблюдаешь за жизнью одной из главных поп-звезд современности, как ее хороший знакомый. Позже в интервью она еще упомянет, что рассталась с Тейлором, и все это очень болезненно, а в другом эпизоде на несколько секунд замрет в замешательстве, когда получит от него букет цветов. Это так по-женски.

Кстати, тема отношения к женщинам и их месту в мире продюсеров и шоу-бизнеса поднимается тоже: Гага прямо заявляет о том, что многие продюсеры воспринимают исполнительниц женского пола как сексуальный объект, и хотят, чтобы на сцене они вели себя именно так, рассказывает, как она боролась с таким отношением и говорит, что хочет вырасти в этом бизнесе, оставив свой образ 21-22-летней певицы позади. В одном из эпизодов она в отчаянии упоминает, что не знает, что бы делала, если бы у нее не было денег и возможности окружить себя людьми, которые помогают ей, как только начинается приступ боли по всему телу. Но любая слабость из-за физической боли, слезы из-за панических атак, жалобы на невезение в личной жизни или рассуждения об одиночестве не перекроют ее силу. Именно она заставляет забывать о боли и выходить на сцену каждый раз, как в последний. И именно из-за нее Гага быстро восстановится, чтобы отыграть еще не одну сотню шоу.

Для кого-то излишняя открытость поп-звезды будет неприятным шоком, кто-то наоборот оценит ее по достоинству, но факт, что она тем самым завысила планку «настоящести» для других звезд, остается фактом. Эффект своеобразного каминг-аута, преподнесенного так деликатно, хорош для обоих сторон, а главное – однозначно поможет многим зрителям, которым нужна поддержка. Когда публичный человек не идеализирует себя, а открыто говорит о своих слабостях, размазывая слезы – это придает сил. Конечно, это совсем не сенсация и инновация, прием уже не раз использовался, но дело в масштабах. Далеко не каждая из звезд с сопоставимой армией фанатов решится настолько ощутимо выйти из зоны комфорта. Неизвестно, кто станет следующим. Хочется поставить на Бейонсе.