Пленительный Париж....

Валерий Светлов16 марта 2010, 13:18Путешествия  

Париже писал кое-кто уже до меня. Я не буду соревноваться с великими и не очень великими авторами. Мои впечатления - это  ощущения туриста, оказавшегося в Париже зимой, в гордом одиночестве. Они очень субъективные, личные и, может быть, поверхностные. Рискую нарваться на неприятие, но перечислю вкратце, отличные от ожидаемых, впечатления и мои  ощущения, действительно удивившие меня, из которых сложилось мнение о Париже. В конце концов, я думаю,  что нужно изучать все мнения,  чтобы прийти к истине.

Сначала быт

 Где жить? Я жил очень удачно: в отеле "Монтхолон" - на одном из бульваров - два шага из отеля - спуск в метро, приличный завтрак. Не дешево, НО! Проживание в 9 округе Парижа само по себе не радует глаз. Иногда туристы восторгаются видом на Сакре Кер и близостью к Мулен Руж, не замечая обстановки вокруг. Но чем дальше от Больших бульваров, чем глубже в дешевизну и черно-желтизну этого не самого чистого и лучшего района Парижа, тем хуже, в конце концов, будет впечатление от города. Незаметно, но неотвратимо весь Париж будет вам казаться таким же заплеванным, интернационально-чумазым, дешево-приторно пахнущим и пр., пр.

Как жить? Да живите, как угодно, только не забудьте, что в Париже тоже нужно иногда поесть. В Париже более 700 отелей на любой кошелек и, что примечательно, каждый по дизайну не похож на другой, а по утрам специальная продгруппа обслуживает,  завозя в них всегда свежие круасаны.....

О завтраке я уже упомянул. Если позавтракаешь в отеле нормально, то сэкономишь время, только и всего. Можно выходить на улицу с песней и бутылочкой воды в рюкзачке. Все остальные приемы пищи... Как хотите, но ходить в местный Макдональдз - кощунство. Есть на углах, на бегу, кое-как - глупость. На четвертый день, поужинав сыром и вином, купленными на улице Монмартра у греков, я почувствовал, что живу неправильно. И вовремя понял! Покинув места типа  "за углом у Лувра", "там, где нарисован бегемот", "кафе на Итальянском бульваре",
"у них есть меню на русском", я наконец-таки ощутил прелесть парижских обедов.

В строго отведенное время с 12 до 15 часов пополудни я наслаждался причастностью к священнодействию. Должен заметить, что слухи о скудости французских порций сильно преувеличены. Ни разу (!) я, большой обжора, не заказывал ничего кроме салата и второго блюда (о вине не забывал). Просто не влезало. Супов тоже не едал, оценить не могу.

Зато узнал, какая сытная вещь - улитки. Кто бы мог подумать... В каждом заведении, где я побывал, существовали свои милые особенности. Огромные тазы со льдом около столиков в ресторанах, специализирующихся на морепродуктах. Хлеб приносили не просто так, а в сопровождении какой-то своей намазки на него. То чесночное масло получишь, то еще какую-то смесь... Вкусно - необыкновенно. Ощущается прекрасное качество продуктов и очень сильно радует мысль о том, что повар на кухне не банки открывает, а действительно готовит пищу. Даже в картофельное пюре было подмешано что-то типа мелко измельченного лука, эстрагона - получилось - нектар и амброзия! Нет, я рассказывать обо всем не буду. Скажу просто - это была французская кухня.

Ломка стереотипов

"Париж - город влюбленных". Почему это? Совершенно не понял. Наверное, не туда смотрел.
"Эйфелева башня - символ Парижа". Как может эта страшная железяка быть символом живого, теплого, гармоничного города? Ну, хоть убейте не пойму....

"Париж - столица моды, элегантности и пр. пр." Мода в магазинах - да! Можно блуждать в самых фешенебельных бутиках, примерять в чудных лавчонках, покупать в Ле Бон Марше. Это неотъемлемая часть парижских удовольствий для жителей города и туристов. Но на улице... Куда они спрятали все, что купили? Черные пальтишки, черные штанишки, черные ботинки, кое-как намотанные шарфы. И перчаток они не носят. И судя по лицам, косметикой тоже не пользуются. Хотя... Чем старше дама, тем лучше причесана, обута, ухожена, и даже целых два кольца на руке! И браслет! А после 60 - норковая шуба! Почему у нас все наоборот? И напоследок: на каблуках  француженки все-таки ходят.

 "Монмартр - безумно романтичное место". Если не распространяться о смысле слов
"безумно" и "романтично", можно просто сказать о том, каким я увидел этот район.
Сто лет назад он был деревянным, таким и остался. Несмотря на площадь Далиды,
музейчики, богатые особнячки, Сакре Кер, кафе-шантаны, статую Жана Маре, кабачок
Пляшущего Кролика. Обширный виноградник дает сырье для поганого винца,
раскупаемого романтичными и восторженными туристами за безумные деньги. Может быть, на Монмартре особенно душевные кафе и прелестные магазинчики. Я их не изучал, было ветрено и хотелось спуститься пониже. А пониже - грязная пляс Тертр, непонятная пляс Пигаль, Мулен Руж, ужасный магазин Тати. Не мое! Увы!

"Нужно забраться на Эйфелеву башню, Триумфальную арку, прокатиться на пароме по
Сене, чтобы насладиться панорамой и необыкновенными видами ночного Парижа".

Совершенно не обязательно! Париж сер, как справедливо заметил Генри Миллер.
Любоваться сверху кроме огоньков и перспективы не на что. Не Прага, знаете ли,
не Венеция. А перспективу вы обнаружите в очень многих местах - холмов
предостаточно. И на набережные Сены можно любоваться, будучи непосредственно на
них. Разве что мосты не разглядите, да вид на Нотр Дам. С воды он прекрасен,
похож на корабль. Кататься на верхней палубе парома по реке зимой - мазохизм. А
на нижней палубе плохо видно.

"Парижское метро - грязный лабиринт под названием "пойдешь - не вернешься". Да
ничего подобного! Раньше поводов убедиться в своем топографическом кретинизме у
меня было немало. И страшилок о метро, в котором никто не знает, в какую сторону
выходить (однако, аборигены выходят), я наслушался. Поэтому очень внимательно
следил за стрелочками на стенах, да на "колоры" веток направлений (линия метро у
них под номером и цветом). И никаких проблем. Ради справедливости еще замечу, что
там чисто. Народу мало. Может, мне так везло? Доехать можно хоть куда. Перегоны
короткие, что удобно. Иной вход в метро - настоящее произведение искусства. Хоть
и не заметен за километр. Зато издалека видна карта окрестностей этой станции с
автобусными маршрутами. Очень удобно. А сил иногда остается так мало... На
автобусе не всегда успеваешь сообразить, где остановка. Голосую за метро.

 "Парижане - неприветливые снобы". Ни одного не попалось. И устрашающего вида
подростки на темной улице, и старички-старушки, и озабоченные люди среднего
возраста - все сначала старались понять мой вопрос, а потом отвечали и
подкрепляли жестами свой ответ. Кажется со стереотипами покончено.

 Может быть, вам показалось, что Париж мне не понравился? Я не могу сказать
"понравился" или "влюбился". Мне показалось, что я там был. Всегда. Он был
домашним, знакомым, как-то притерся ко всему, что было в моей душе, спокойно
влился в мою жизнь. Я не смог покинуть его ни на один день, хотя сидя дома
планировал поездку в Брюссель. Уезжая, не грустил нисколечко. Мне кажется
сейчас, что я знаю его гораздо лучше, чем на самом деле. Чем вряд ли можно
узнать даже за год. Такое ощущение спокойствия мне дается все реже и реже.
Больше где-нибудь на природе. А в городе, на асфальте?... Необъяснимо.

Однако о главном. Что увидел

Лувр - это монстр. Чудовище, пожирающее туристов. Он не просто велик, а еще и
чересчур многолюден. А еще в нем ужасно душно. Когда идешь по улице вдоль его
стен, не думаешь, что пройти все это расстояние по музейным залам будет намного
дольше и тяжелее. Но это именно так. Сдуру в Лувр я пошел с экскурсоводом и во
второй половине насыщенного дня. Объясню сразу: таково мое турне - минимум
оплаченных экскурсий. Если вам очень дорога Джоконда, наверное, лучше бежать к
ней, не глядя по сторонам. Мимо измочаленных итальянских туристов. Мимо всяких
Энгров, Давидов, Гро и Делакруа, способных буквально оглушить человека.
Извините, но все, что написано французами до середины 19 века, мне кажется не
стоящим внимания. Если учесть, что до Джоконды мы с гидом сгоняли к Нике
Самофракийской, а до этого изучали подвалы-фундаменты музея, можно понять, что я
оказался совершенно вымотанным. Отдохнул у испанцев (меньше десятка картин),
сбежав от экскурсии. На то, что действительно мне хотелось посмотреть, не
хватило сил и времени. Я подумал, что вернусь назавтра, но при одной мысли, что
придется ходить по этим лестницам и коридорам, пришел в дикий  ужас!

Совершенно в другом духе построена композиция музея Орсе. Я часто слышал от
знакомых, что на него у туристов не хватает времени. Ребята, лучше на Лувр пусть
не хватит! Все равно в нем нужно поселиться дней на 30, чтобы хоть что-то
как-то... А вот Орсе, кажется, нравится даже тем, кто в принципе против такого
убивания времени. Прекрасное собрание живописи и скульптуры доимпрессионистского
периода, импрессионистов. Простор, воздух. Орсе - лучший!

Бобур - центр Жоржа Помпиду - современное искусство! Ну, я вам ничего не скажу,
слов не нахожу. Интересное место. Если не для вас, для детей - точно. Впрочем,
там есть Шагал и Кандинский. И войлочная комната с малюсеньким входом и немым
роялем посередине. И много всяких штучек.

Музей Родена. Про него вы и без меня слышали неоднократно. Он действительно
хорош. Я думаю, особенно летним утром. Скульптуры, освещенные солнцем, кафе во
дворе. И хороший аудиогид на русском языке, что немаловажно. В связи с этим
музеем хочу заострить ваше внимание на том, что гиды, даже немолодые
француженки, совершенно не имеют понятия о времени работы музеев. Я сам слышал,
как они посылали туда туристов за 20 минут до закрытия. Зимой ориентируйтесь по
световому дню. У Лувра и музея Орсе есть "продленные дни", соответственно -
среда и четверг.

Музей Пикассо. Очень симпатичный, находится в квартале Маре. Сочетание сводов,
окон и переходов старинного особняка и экспонатов музея - поздний Пикассо, много
фотографий семьи и друзей - усиливает впечатление. Квартал Маре с площадью
Вогезов как исторический район занимает в моем рейтинге первое место в Париже.
Красивые старинные особняки выгодно отличаются от остального довольно молодого
города.

Музеи - все. А вы что подумали? Три штуки в один день - никогда даже не пытался
одолеть. Уж и не знаю, затошнит или мозги на асфальт вытекут? Ну, если мозги
отключить... или совсем не брать с собою...

Еще в Париже есть церкви, к ним же причисляю Пантеон, среди них самая главная -
Нотр Дам. Все они, по-моему, заслуживают самого минимального внимания. Нотр Дам
только снаружи и хорош. Его можно разглядывать и снимать с различных ракурсов,
впечатляющее сооружение. Внутри поглядеть собственно и не на что.

Версаль и Фонтенбло. Я посчитал, что туда просто необходимо ехать с
экскурсоводом. Все мне знаний не хватает, бедненькому. Конечно, необходимо, если
о Фонтенбло вы знаете лишь то, что в нем проживали Наполеон и Жозефина, а все,
что было раньше, для вас - мезозойская эра. Но, начитавшись даже путаника Дюма,
вполне можно обойтись без поводыря, тем более что рассказывают эти тетеньки все больше исторические сплетни-анекдоты, не забывая ни одной метрессы,
что весьма утомительно.

Фонтенбло прекрасен. Народ туда едет с энтузиазмом, в большом количестве. Наша
экскурсия была разделена на три или четыре группы, что позволило всласть
нагуляться по дворам и парку - покормить фазанов (павлинов?) около оранжереи и
золотых карпов - в пруду. Этот дворец, слепленный несколькими королями из разных
кусков, тем не менее, поразительно строен и гармоничен. Нигде в нем не режет
глаза излишняя роскошь и позолота. Несмотря на то, что там нет каких-то
выдающихся произведений живописи и скульптуры, общее впечатление большой
художественной ценности. Там сохранились бархатная обивка мебели, шелковые обои,
гобелены. И апартаменты Наполеона очень интересны.
Сама экскурсия была построена очень странно. Если завершение ее в Доме Инвалидов
еще можно понять, то к чему было приткнуто посещение русского кладбища - уму
моему совершенно недоступно. По-моему это совершенно отдельное мероприятие. Если
у кого-то там родственники лежат или хобби такое - бродить по чужим погостам -
милости просим. Но этот заезд в пригород Парижа в середине экскурсии? Так все
хорошо начиналось в Фонтенбло и вдруг церковка и поле, усеянное крестами... И
никуда не деться. Потому что вокруг - ничего кроме особняков тихого "спального"
поселка. Я нашел один бар и просто пересидел там это время, будучи совершенно
уверен, что без знаменитого памятника на могилке Нуриева обойдусь, но все же
непременно выпил французского за талантливого "балеруна".

И еще раз о гармонии. Никогда я не был в королевском дворце настолько
пригодном для жилья, как Версаль. Именно там хотелось бы поселиться навсегда.
Смотреть из этих окон, гулять в этих симметричных парках, существовать в этих
стенах. Абсолютно ничего не раздражало, не казалось вычурным, не нужным, хотя
завитушек и позолоты хватает. Кто-то из тех, то ли королей, то ли их жен и
любовниц, сказал, что Версаль - место, где нужно воспитывать детей. Абсолютная
истина. Человек, выросший в такой обстановке должен быть совершенно уверен в
красоте, незыблемости и вечной гармонии всего остального мира. А потом его
повесят революционеры - их не в "версалях" и "хофбургах" вырастили. И опять я
растекся мыслию по древу...

Пора заканчивать, тем более что докторскую диссертацию создавать никто не
собирается. Я могу сообщить и более конкретную информацию, но сейчас совершенно
не хочется. Про билеты там и сям уже все туристы рассказали, а о системе
экономии - не ко мне. Выжав свои впечатления в сухой остаток, я оставил при себе
все вопли, восторги и замирания сердца, и смутную надежду вернуться сюда еще
разок. Кто его знает, ведь недаром я потерял в Париже свои перчатки....

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Вместо тысячи слов: цена на проезд в Киеве по сравнению с другими европейскими городами
Почему нужно успеть на выставку от польских и украинских художников ART WORK в Мистецький Арсенал
Остуди свой пыл: 7 мест с самым вкусным мороженым в Киеве
От первого лица: как прошел музыкальный фестиваль Open'er в Польше

От первого лица: как прошел музыкальный фестиваль Open'er в Польше

Музыкальные фестивали - это новый черный.

Зима здесь: 10 фактов о новом сезоне «Игры престолов»

Зима здесь: 10 фактов о новом сезоне «Игры престолов»

Осторожно: в тексте есть крохотные спойлеры.

Just do it: 7 маршрутов для бега в Киеве

Just do it: 7 маршрутов для бега в Киеве

Удобная одежда, кроссовки и хорошая дорожка помогут отлично проветрить голову после рабочего дня или зарядиться энергией перед ним, а заодно и физически себя подтянуть.

Не Ryanair единым: как и почем летать из Украины по отмененным маршрутам

Не Ryanair единым: как и почем летать из Украины по отмененным маршрутам

Как добраться в города, в которые собирался летать Ryanair.

ART июль. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

ART июль. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

Лучшее, что будут показывать в киевских галереях

фыва

Новые статьи

ТОП месяца

Кровать, рекорд и "Время и Стекло": как отлично провести выходные

Кровать, рекорд и "Время и Стекло": как отлично провести выходные

Невероятные развлечения, которые не встретишь ни в одном другом месте Киева
Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Европейская атмосфера, восхитительная еда и отличное место для встречи с друзьями
Samsung Galaxy A5 (2017): когда не нужно выбирать между умом и красотой

Samsung Galaxy A5 (2017): когда не нужно выбирать между умом и красотой

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

Произведения Дэмиена Хёрста, Карлоса Моты, Яна Фабра и Ай Вейвея - уже достаточная причина непременно увидеть все лично
Наверх