Быть или не быть официантом?

Быть или не быть официантом?

Константин Смолий
15 мая 2013, 14:28
10271

Однажды мне попался в сети симпатичный ролик об одной бургерной в Нью-Йорке. И все бы обошлось заслуженным лайком или репостом, если бы не исключительный рассказчик по имени Арти – официант, мужчина 59 лет, который поведал о долгой карьере и прекрасном времени, проведенном в стенах своего ресторана. Этот эпизод родил во мне противоречивые размышления относительно не столько его конкретной судьбы, сколько судьбы тех, кто в наших краях и нашем бизнесе может себе позволить такую вольность – стать официантом навсегда. Да или нет – суди сам.

Официант – профессия-мечта. Во-первых, потому, что она не требует особой уникальности. Призер олимпиады по физике или поведение «неуд», в конвульсиях подтянешься раз на турнике или умеешь делать бэкфлип, у тебя два ножевых по малолетке или ты боишься комаров, у тебя длинные уши или маленькая грудь, ты считаешь себя мисс мира, а ты король вечеринок, слушаешь группу «Tiк» или смотришь сериал Homeland, читаешь Сартра или украинский «Forbes» – все это не имеет никакого значения! Умеешь ходить, беспрепятственно дышать, в меру опрятен, не болен, молод – бери форму, переодевайся, марш в зал! Все остальные умения или характеристики, какими бы они ни были – только плюсы и помогут тебе быстрее ассимилироваться.  

Быть официантом – все равно, что быть трейдером, веб-технологом, модным критиком, мастером спорта по боксу, портфельным инвестором – это одиночный вид деятельности. А, значит, все сконцентрировано на тебе, и твой достаток в руках твоего таланта. Если не сомневаешься в отсутствии такового, то перечитай предыдущий абзац и переходи к следующему. 

Не сразу, но достаточно скоро, не под стать долгим карьерным шатаниям менеджера среднего звена с красным дипломом, ты обучишься всем тонкостям дела и сменишь степень помощника на именной бейдж, а с ним и долю в «общей копилке» на свои собственные чаевые. К этому времени ты по обуви, внешнему виду, походке, возрасту, прическе, спутнике, «котлам», гаджетам и, наконец, глазам постигнешь технику оценки посетителей ресторана, с логарифмической зависимостью своего гонорара от степени усидчивости во время обслуживания. Ты подтянешь математику, усвоишь азы прикладной психологии, сам станешь эталоном столового этикета, обновишь лексикон и гардероб, и ты никогда не будешь голодным.  

Ты попробуешь сто, а может двести новых продуктов: пригубишь «Луи 13», выпьешь залпом стакан 30-летнего Макаллан’а, тебя стошнит от микса коктейлей «хиросима» и «лоботомия», ты обзаведешься круглым стеклянным аквариумом для своего нового увлечения – коллекционирования пробок от тобою открытых бутылок, узнаешь, чем руккола отличается от щавеля, какая на вкус жареная мортаделла, съешь тонну кедровых орешков, приобретёшь аллергию на щучью икру, тебя будет дергать от слов «декофеинизированный», «органический», «фермерский» и пр. В конце концов, ты узнаешь, что микроволновая печь не только способна подогреть позавчерашний суп или разморозить шоково-замороженный австралийский ангус с неограниченным сроком годности, но и приготовить еще дюжину «средиземноморских блюд от шеф-повара». Конечно, ты научишься зарабатывать. Это формула.

Каждая смена оплачивается отдельно, ставка (не меньше 100 грн.). Плюс 10% от суммы чека. Чек увеличивай по мере возможности, но всегда и решительно. Плюс «кружи» так, чтобы к стандартной благодарности добавить еще минимум 10%. Дальше помни об отмене пречека* и скидке, проведенной уже после ухода клиента. Обзаведись десятком карточек**, не пались на одной и той же. Копи и фиксируй все свои излишки: чашки кофе, чай, соки, миллилитры алкоголя и пр., при удобном случае рассчитывай гостя устно = чистый кэш-флоу. И что не шуршит бумагой, но имеет свою ценность, в сущности, тоже деньги – все, что ты не долил, не доставил, не донес, – храни уже в своем холодильнике. 

Но главное, что ты можешь получить, став частью большого и важного предприятия для каждого смертного, – это секс. Секс будет обусловлен той атмосферой всеобщего безразличия и близости, когда общение между мужчиной и женщиной, минуя все фазы конфетно-цветочного периода, сразу переходят к финальным, тактильным даже. Добавь сюда постоянный доступ к алкоголю и еде – всё, ты в дамках или в королях. Любая иерархия в ресторане очень условная, поэтому ничего не стесняйся и никого не остерегайся, действуй и получай удовольствие от работы – ведь ты же официант! Как долго такой праздник может длиться? Судя по старине Арти, всю жизнь! 

«Но, есть один момент…», как пела группировка «Ленинград» в своей песне, название которой подходит, скорее, к нашим реалиям. Как хороший солдат, который хочет стать генералом, всякий опытный официант однажды хочет стать... Владельцем ресторана?! Нет, не угадал – хочет стать клиентом. Да, именно, безотносительно – посетителем ресторанов. Ничто так не делает такой вожделенной проекцию его будущего, а его цель – такой specific, как очередной набриолиненный гость за лучшим столиком с покорным спутником, сам факт обозрения которых – уже предлог для уважения окружающими. И вот тут-то скорый экспресс с блестящей лейблой на боку «Карьера и жизнь» начинает притормаживать, приближаясь к конечной станции, из которой, порой, нет выхода. А профессия все суровее проявляется в деталях, о которых в рекламе «Будь официантом!» ни слова.

Поскольку хотеть быть официантом само по себе – все равно, что хотеть быть гаишником. Не потому, что не нужны выдающиеся способности, или форма тебе не к лицу, или делать комфортными условия обитания других в обоих случаях – постыдное занятие, но слишком уж мало в этом ремесле самореализации. А тут еще и ненормированный график работы, когда ты вынужден поздней ночью ожидать финал кутежа еще одного бонвивана, а утром у тебя первая смена; и безумная конкуренция в лице новоприбывших штурмовых отрядов мечты красивой столичной жизни, а, следовательно, текучесть кадров; и высокомерие, неуважение со стороны изрядно отдохнувших; и чехарда управленцев и собственников с гастрономической политикой, методами развития предприятия, часто сопровождаемыми пустыми залами и утомительными отупляющими ожиданиями гостей; и детские праздники, дни рождения, и новогодние корпоративы, констатация которых оставляет глубокую травму и шрам в сознании любого трезвого человека.

Оказывается, ты еще и материально ответственный, и украденный прибор, разбитая рюмка, пропавшие меню, а зачастую и списанная продукция кухни и бара вычитаются из твоей зарплаты. Плюс штрафы, иногда абсолютно неуместные, и грязная посуда, и санитарные дни, и муштра, и тренинги, и тестирование, и штатное питание, и вопрос «А где у вас туалет?», и запара, и, в конце концов, этот выматывающий, пьющий последние соки межгалактический турнир работников общепита – игра Танки. А другой, проводя собеседование в новый итальянский ресторан, потребует выяснений качества твоего чувства юмора, замеров широты твоего кругозора и уровня знаний иностранных языков. Воу, воу, парень, полегче! В общем, один сплошной стресс. 

Значит ли, что заглавный вопрос остается без ответа? Без пошлого вывода о том, что каждому свое, и искреннего пожелания американцу долгих лет, замечу лишь следующее. У этой работы в нашей стране есть свои плюсы и свои минусы, она любит молодых и не особо жалует заслуг бывалых, а последние чаще «зависают» в этом амплуа не по своей воле. Но все мы хотим наверняка, чтобы любой сервис был качественным, человек – вежливым, работник – полезным, не зависимо от сферы применения способностей и достижений каждого. Поэтому, если после прочтения этих полумемуаров тебе не захотелось поменять профессию, то просто обрати внимание на официанта, как на специалиста, без которого тебе не обойтись, раз уж ты здесь и сейчас, будь приветливым с ним, чтобы своим ненароком хамством не испортить содержимое своей тарелки. Да, и про чай не забудь!

 

Глоссарий:

* - пречек, предварительный чек, нефискальный чек, выдается как подтверждение заказанного перечня блюд, но не является кассовым документом; 

** - речь о дисконтных картах лояльности, распространенных в сетевых ресторанах и зачастую безучетных. 

 

Gloss.ua теперь и в Telegram: подписывайся на канал @glossua и читай только о самом интересном, чтобы ничего не пропустить.

Подписывайся на нас в социальных сетях и будь в курсе последних новостей из жизни города: Facebook, Google+, Twitter.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

О чем говорил Дэвид Линч в Киеве: отзывы киевлян
Записаться нельзя откладывать: 40 бесплатных онлайн-курсов от университетов со всего мира
Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Чтобы вы не сомневались, куда идти в кино.

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

От кожаных трусов до монгольских ножей.

Есть ответ: почему знаменитостей начали обвинять в домогательствах именно сейчас
Срочно полюби себя: как бороться с низкой самооценкой
Что будет, когда введут обязательную регистрацию мобильных абонентов

Что будет, когда введут обязательную регистрацию мобильных абонентов

Возможно, скоро все мобильные номера будут привязаны к паспорту.

«Да, я на коне»: рекламные слоганы, которые навсегда с нами

Новые статьи

ТОП месяца

Наверх