Почему закрываются рестораны?
Открытие гастрономического заведения практически всегда сопровождается обильными «словоизлияниями» в прессе, а о его закрытии традиционно умалчивают. Но ведь рестораторы – такие же люди, у них бывают не только взлеты, но и падения. Что же заставляет падать отечественных гуру гастрономии? |
- непрофессионализм людей, которые занимаются рестораном; - проблемы с арендуемыми помещениями и арендодателями; - отсутствие маркетинговых знаний и профессионального подхода у рестораторов (большинство даже не понимают, что такое маркетинг, путают его с рекламой); - кадровый дефицит (официант, повар, бармен – это в основном не осознанный выбор профессии, а временная подработка молодых людей, поэтому у нас вы не встретите, как в Париже, 60-летнего официанта или повара, который осознанно и с любовью занимается любимым делом последние 40 лет своей жизни); - низкий уровень гастрономической культуры – в Европе 90% людей каждый день ходят в рестораны поесть, а 10% готовят дома; в Украине – 98% людей готовит дома, 1,5% людей ходят в ресторан выгулять платье (или познакомиться с девушкой, или спеть в караоке) и только 0,5% людей ходит туда есть. | - непрофессиональный подход к открытию (ресторан, который открывают как забаву для дочери/жены/любовницы и так далее); - арендодатели, которые не умеют сотрудничать; - рейдерские захваты; - завистливые и вставляющие палки в колеса соседи (ведь все думают, что рестораторы зарабатывают миллиарды); - неактуальная концепция (например, суши-бары, которые уже начинают потихоньку себя изживать). | - слабость концепции; - несговорчивые собственники помещений, среди которых зачастую встречаются «люди из космоса», требующие неадекватно высокую арендную плату и не желающие идти на компромиссы. |
Причины закрытия заведений – существа коварные, они могут действовать как поодиночке, так и объединяться в банды, гурьбой добивая потенциальную жертву. Давай узнаем врага в лицо. | ||
| Большинство рестораторов арендуют помещения под свои заведения. Зачастую окончание срока договора аренды совпадает с моментом закрытия проекта, ведь владельцы помещения любят повышать его стоимость. А если договором предусмотрена еще пара-тройка причин пересмотра цены, то арендодателю в большинстве случаев непременно захочется это сделать. Виола Ким и Маргарита Сичкарь («Тампопо») в свое время распрощались с заведением «Коммунальная квартира». Вроде бы выигрышная концепция (ностальгический антураж в духе 80-х годов, интерьер советской коммуналки, простая еда) пала под натиском неуёмного аппетита арендодателя, пытающегося залатать дыры, оставленные в его кошельке экономическим кризисом. Другой пример – заведение Димы Борисова «Ботсад», об открытии которого в июне 2012 года не писал только ленивый. Уютная летняя площадка и ротанговая мебель, загон с симпатичными утятами и непоседливыми цыплятами, горшки с фикусами и клетки с цветными канарейками, эксклюзивные коктейли и неожиданные сочетания в меню – все это спустя год исчезло с карты Киева. Закрытие Дима комментирует так: «Это было прекрасное гастрокафе, которое продолжало бы работать и сейчас, если бы не авария на теплосети под летней площадкой. Для ее ликвидации коммунальные службы площадку снесли, а арендодатель, который является собственником помещения, отказался ее восстанавливать в короткие сроки». Сотрудники закрытие комментируют по-другому. |
|
| В ноябре мы узнали о закрытии заведения. На собрании персонал начали успокаивать – мол, ноябрьскую зарплату выплатят 30-31 декабря, за декабрь – 10 января в главном офисе. Еще попросили нас подождать, пока откроется ресторан «Канапа», чтобы забрать людей туда. До апреля тянули с этими деньгами, обещали-обещали... а потом и вовсе оказалось, что нас никто не знает! Естественно, ни о какой «Канапе» не могло быть и речи. Персонал не уважают и попросту используют! |
Один из китов, на которых держится ресторанный бизнес, – верное месторасположение. Если заведение не стоит на пути у людей, они, скорее всего, пройдут мимо. И никакая мегаудачная концепция не заставит среднестатистического лентяя с картой в руках и желанием в глазах искать заведение в городских дебрях. В прошлом году Игорь Сухомлин открыл первую в Киеве школу бариста «Red hook». Сейчас проект закрывается, Игорь комментирует это так: «Планировать открытие школы начали довольно давно – нашли место с невысокой арендной платой, в котором удобно собирать людей, учить их готовить кофе. Открылись в декабре. Потом были события Майдана, в квартале от нас убивали людей (школа располагается по адресу Большая Житомирская 25/2). Для успешного функционирования заведения нужен высокий пешеходный трафик, а такового в ближайшее время там, скорее всего, не будет. Школа бариста работает на растущих рынках, в Украине же на данный момент стагнация». Но судьба киевских бариста не так уж печальна – пройти стажировку они смогут в «Чашке». | ||
Все новое – это хорошо забытое старое. Так и в ресторанном бизнесе – найти принципиально новую концепцию очень сложно, посему рынок переполнен кофейнями, суши-барами и пивными, количество которых на душу населения просто зашкаливает. В то же время концепция недорогой пивной в спальном районе города будет пользоваться куда большим спросом, нежели изысканный французский ресторан, где на больших белых тарелках подают что-то маленькое и красивое. Подобным хорошо разве что перед барышнями на первом свидании красоваться, но на каждый день для нашего человека это не подходит. | ||
Согласись, что от капитана корабля многое зависит. Квалифицированный управляющий способен вывести ресторан из почти любого кризиса, но у штурвала зачастую оказываются любители, которые под словом «маркетинг» понимают бумажки-растяжки-флаеры. Еще хуже, если управляющий убежден в своей абсолютной и безоговорочной правоте, не слышит никого вокруг и с непоколебимой уверенностью ведет корабль на рифы. Неграмотное управление стало причиной закрытия ресторана, караоке и ночного клуба «BROSCO entertainment» Андрея Кропивного. Наши попытки связаться с бывшим владельцем, увы, не увенчались успехом. |
| Сложно сказать, почему заведение закрылось. Скорее всего, дело в неумении общаться с людьми, с командой; пренебрежительном отношении к своему делу. А может, дорогой только с виду формат, который так любит Кропивный, уже настолько смешон и неактуален, что вызывает только раздражение. Еще в «BROSCO» вроде как возникла проблема с милицией, кто-то из персонала написал заявление. Ушёл оттуда, потому что возникли какие-то проблемы, и я понял, что деньги за работу не получу. |
Учитывая безграничность интернет-пространства, недобросовестному конкуренту легко «подмочить репутацию» заведения ничем не подтвержденными фактами, сделав это анонимно на каком-нибудь форуме (и концы в воду, так сказать). Можно также спонсировать проверяющие органы, а потом еще и оплатить освещение результатов проверки в СМИ. Ресторанный тандем Виолы Ким и Маргариты Сичкарь в 2005 году явил миру «Pleasure Cafe». Главная его достопримечательность – караоке, для которого была отведена отдельная звуконепроницаемая комната. Если верить слогану заведения, там пели все и всегда, а после корпоративных банкетов деловые партнеры «запевали» от удовольствия. Вероятно, именно такое «певческое» изобилие и бурные гуляния способствовали прогрессированию мигреней у соседей, и, как следствие, приумножению недовольных. По словам Виолы Ким, причиной закрытия заведения стал рейдерский захват. |
| Насколько я осведомлена, проблема была именно в финансовых вопросах, из-за которых был осуществлен рейдерский захват. А финансовые проблемы начались потому, что «в топку не подбрасывали дров». Последние полгода работал другой PR-менеджер, который не поймал главную «фишку». Как следствие, ресторан обрел новое имя и стиль, но там уже, как мне кажется, концепция не была верной. Люди знали и любили «Pleasure Cafe» за демократичность и образ «своего парня» на фоне более гламурных и «показательных» заведений. |
Весной прошлого года Павел Морозов и Ян Монастырский подарили ресторану «Онегин» вторую жизнь - на месте старого заведения открылось новое с таким же названием. Средиземноморское меню, хорошее вино и душевное общение под звуки старого австрийского фортепиано – вот концепция обновленного «Онегина».
По сведениям нынешних работников, скоро все эти радости перестанут быть доступны жителям и гостям столицы, так как ресторан находится в процессе закрытия, но принимаются все антикризисные меры. |
| Ресторан может закрыться по нескольким причинам – рейдерским образом снесенная терраса, собственник помещения, повысивший арендную плату, новый шеф-повар, с которым возникли определенные трудности... |
Еще вчера ты сидел в любимой кофейне, упиваясь горячим капучино и лакомясь свежеиспеченными булочками с корицей, а сегодня на двери висит вывеска «сдается в аренду»? Рестораны закрываются. По какому из них скучаешь ты? |