Иисус, Юнона и Орфей – рок-идолы нашего времени

Мария Ряполова28 августа 2008, 13:17Театр

Рок-оперы как явление родились в конце 60-х – впервые так определила жанр своего альбома «Томми» группа The Who. Этот вид мюзикла объединяет масштабность и эпичность классической оперы с рок-музыкой и рок-мировоззрением, благодаря чему и достигается небывалый эмоциональный накал. Петербургский театр «Рок-опера» первый и пока единственный в России театр, который занимается исключительно постановками такого рода. «Рок-опера» была основана в 1975 году на базе ВИА «Поющие Гитары». 10, 11, 12 сентября петербуржцы – впервые за 10 лет – покажут в Киеве, на сцене Октябрьского дворца, три своих лучших спектакля – «Юнона» и «Авось», «Иисус Христос – суперзвезда», «Орфей и Эвридика».

 10 сентября. Любовь вокруг света. «Юнона» и «Авось»

Песни из этой оперы знают даже те, кто ее в глаза не видел и не слышал полностью. Например, уже ставшие легендарными романс Я тебя никогда не забуду, ода Аллилуйя любви, песня Белый шиповник. Тандем композитора Алексея Рыбникова на поэта Андрея Вознесенского произвел в свое время шедевр, который останется в сердцах слушателей на долгие-долгие годы. Свел этих творцов Марк Захаров. Он решил поставить мюзикл по произведению «Слову о полку Игоревом» и предложил поэту написать либретто. Тот гордо отказался и предложил вместо этого воплотить на сцене его поэму «Авось». Захаров почитал произведение и решил, что это дело стоящее.

В рок-опере рассказывается о любви отчаянного путешественника, руководителя первой русской кругосветной экспедиции Николая Резанова («Авось» - не только название корабля, но и лозунг плаванья), и юной дочери коменданта Сан-Франциско Кончиты. Оба они – исторические личности. Подробности их взаимоотношений неизвестны, но они действительно любили друг друга и вынуждены были расстаться. Граф уплыл в Санкт-Петербург, где надеялся получить разрешение жениться на католичке. По дороге он заболел и умер. В рок-версии Кончита ждет возлюбленного целых 35 лет, а затем уходит в монастырь.

Марк Захаров поставил спектакль на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола в 1981 году. В репертуаре Петербургской «Рок-оперы» спектакль появился в 1985, режиссер - Владимир Подгородинский. Алексей Рыбников присутствовал на премьере и признал, что петербуржцы наиболее полно воплотили идею спектакля, сохранив оригинальную драматургию Вознесенского. Смелые режиссерские решения не нарушили, а подчеркнули замысел создателей, блестящее исполнение донесло до зрителей всю прелесть рок-оперы.

11 сентября.  Все по воле Божьей. «Иисус Христос – суперзвезда»

Этот спектакль по праву считают рок-оперой всех времен и народов. Евангельская история последних дней жизни Спасителя имела немало трактовок, порождала множество вопросов: кто кого предал, кто и чем пожертвовал, а, главное, во имя чего? Авторы мюзикла предложили свое прочтение легенды. Иуда – не жалкий предатель, он принимает осознанное решение. Толпа провозгласила Иисуса богом, но он больше не контролирует ее. Иуда сдает учителя властям потому, что видит в нем, с одной стороны, причину массового психоза, а с другой – простого смертного, слишком безвольного, чтобы этот психоз унять. И лишь совершив свой неприглядный поступок, Искариот понимает, что все это было предрешено, что все и вправду было по воле Божьей, и ему отвели роль величайшего предателя и негодяя.

А поскольку авторов рок-оперы, судя по всему, волновали судьбы творческих людей вообще и музыкантов в частности, то и Иисус в постановке напоминает рок-звезду (что и отражается в названии). И судьба его походит на судьбы знаменитостей – то толпа превозносит своего бога, то требует его крови. Чем не взлеты и падения мировых рок-идолов?
Музыку для рок-оперы написал Эндрю Ллойд Уэббер, автор либретто — Тим Райс. Петербургская постановка отличается от московской среди всего прочего хорошим литературно-художественным переводом. Петербургская «Рок-опера» первой  в России поставила спектакль в 1990-м году, практически к 1000-летию Православной Церкви. И, несмотря на своеобразную трактовку евангельских образов, мюзикл получил благословение церкви.

12 сентября. Любовь или слава? «Орфей и Эвридика»

Мифологический Орфей отправился за своей умершей возлюбленной Эвридикой в Аид. Ему разрешили вывести девушку назад в мир живых с одним условием: он не должен был оглядываться, чтобы узнать, идет ли она за ним. Так просто – пройти и не оглянуться. Орфей не смог.

Но в основе рок-оперы «Орфей и Эвридика» - другая трагедия. От мифов вообще мало что осталось, только имена и профессия главного героя. Профессия, или признание, или проклятие – Орфей был прекрасным певцом. Свою любовь он потерял в погоне за славой. Орфей покинул Эвридику, чтобы принять участие в состязании певцов. Восторги толпы и опьянение от успеха опустошили его душу. Эвридика попросту не узнала своего кавалера, когда он вернулся к ней во всем блеске славы. Она не услышала в его голосе любви.

«Орфей и Эвридика» - первая советская рок-опера, она была поставлена 1975 году. Идея создать подобный мюзикл возникла у художественного руководителя ВИА «Поющие гитары» Анатолия Васильева. Музыку написал Александр Журбин, либретто – Юрий Димитрин, за постановку взялся Марк Розовский. Произведение назвали зонг-оперой, поскольку термин «рок» Обкому партии не понравился. Понятие «зонг» позаимствовали из драматургии Бертольда Брехта, это песни, которые как бы над сюжетом, они подводят итог происходящего.

Мюзикл имел большой успех, в течение 8 сезонов его отыграли более 2000 раз. Британский журнал Musical Week «за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки» назвал «Орфея» лучшим спектаклем 1975 года.

Второй раз спектакль был поставлен в 1999 году Владимиром Подгородинским. Режиссер увидел эту историю по-своему. Если по версии 1975 года герои после мучительных терзаний все же доползали до хэппи-энда, то в новой постановке Орфею в личном счастье отказано.

«В Орфее я видел Элвиса Пресли, Эдит Пиаф, Леонида Утесова, - пояснял режиссер. – Судьбы многих наших выдающихся артистов и суперзвезд, отдавших творчеству всю свою жизнь, оставаясь при этом обездоленными в личной жизни: без семьи, без детей».
Примечательно то, что в Киеве роль злосчастного певца вновь исполнит знаменитый артист Альберт Асадуллин – первый рок-Орфей.
 

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Куда бежать в первую очередь, чтобы покуражиться и ничего не пропустить, читайте в этом материале

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Единственное место в Киеве, где готовят блюда северо-восточной Италии по старинным рецептам 200-летней давности

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Альтернатива выносящей мозг попсе

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Ученье – свет, а неученье – нелюбимая работа в офисе с 9 до 6. Учимся круто писать, работать с командой и общаться с налоговой

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Интервью с лидером группы СПБЧ накануне киевского концерта

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Как провести декабрь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке

Обзор ресторана «Гаро»: грузинская кухня, современная подача и украинско-грузинское гостеприимство
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
дед

Новые статьи

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Куда бежать в первую очередь, чтобы покуражиться и ничего не пропустить, читайте в этом материале
Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Единственное место в Киеве, где готовят блюда северо-восточной Италии по старинным рецептам 200-летней давности
Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Альтернатива выносящей мозг попсе
Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Ученье – свет, а неученье – нелюбимая работа в офисе с 9 до 6. Учимся круто писать, работать с командой и общаться с налоговой
Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Интервью с лидером группы СПБЧ накануне киевского концерта

ТОП месяца

Легенда хаус-сцены выступит в Closer: Marcellus Pittman

Легенда хаус-сцены выступит в Closer: Marcellus Pittman

Вне зависимости от реальной метеорологической ситуации, суббота в Клоузере будет солнечной
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Новая украинская музыка: группа The Erised презентует альбом в клубе Atlas

Новая украинская музыка: группа The Erised презентует альбом в клубе Atlas

Почему вечер среды тебе стоит провести в Атласе, разбираемся в этом материале
Fine Nuances: одежда для личности и кофе для счастья

Fine Nuances: одежда для личности и кофе для счастья

Пофилософствовать на тему вещей за чашкой самого-вкусного-эспрессо-в-мире от FINE и Александра Славинского мы отправились в шоу-рум NUANCES
Киевская философия: ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого

Киевская философия: ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого

В преддверии Всемирного дня философии редакция рассуждает об истории, развитии и применении этой науки в парадигме столичной жизни
Наверх