Иисус, Юнона и Орфей – рок-идолы нашего времени

Мария Ряполова28 августа 2008, 13:17Театр   943

Рок-оперы как явление родились в конце 60-х – впервые так определила жанр своего альбома «Томми» группа The Who. Этот вид мюзикла объединяет масштабность и эпичность классической оперы с рок-музыкой и рок-мировоззрением, благодаря чему и достигается небывалый эмоциональный накал. Петербургский театр «Рок-опера» первый и пока единственный в России театр, который занимается исключительно постановками такого рода. «Рок-опера» была основана в 1975 году на базе ВИА «Поющие Гитары». 10, 11, 12 сентября петербуржцы – впервые за 10 лет – покажут в Киеве, на сцене Октябрьского дворца, три своих лучших спектакля – «Юнона» и «Авось», «Иисус Христос – суперзвезда», «Орфей и Эвридика».

 10 сентября. Любовь вокруг света. «Юнона» и «Авось»

Песни из этой оперы знают даже те, кто ее в глаза не видел и не слышал полностью. Например, уже ставшие легендарными романс Я тебя никогда не забуду, ода Аллилуйя любви, песня Белый шиповник. Тандем композитора Алексея Рыбникова на поэта Андрея Вознесенского произвел в свое время шедевр, который останется в сердцах слушателей на долгие-долгие годы. Свел этих творцов Марк Захаров. Он решил поставить мюзикл по произведению «Слову о полку Игоревом» и предложил поэту написать либретто. Тот гордо отказался и предложил вместо этого воплотить на сцене его поэму «Авось». Захаров почитал произведение и решил, что это дело стоящее.

В рок-опере рассказывается о любви отчаянного путешественника, руководителя первой русской кругосветной экспедиции Николая Резанова («Авось» - не только название корабля, но и лозунг плаванья), и юной дочери коменданта Сан-Франциско Кончиты. Оба они – исторические личности. Подробности их взаимоотношений неизвестны, но они действительно любили друг друга и вынуждены были расстаться. Граф уплыл в Санкт-Петербург, где надеялся получить разрешение жениться на католичке. По дороге он заболел и умер. В рок-версии Кончита ждет возлюбленного целых 35 лет, а затем уходит в монастырь.

Марк Захаров поставил спектакль на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола в 1981 году. В репертуаре Петербургской «Рок-оперы» спектакль появился в 1985, режиссер - Владимир Подгородинский. Алексей Рыбников присутствовал на премьере и признал, что петербуржцы наиболее полно воплотили идею спектакля, сохранив оригинальную драматургию Вознесенского. Смелые режиссерские решения не нарушили, а подчеркнули замысел создателей, блестящее исполнение донесло до зрителей всю прелесть рок-оперы.

11 сентября.  Все по воле Божьей. «Иисус Христос – суперзвезда»

Этот спектакль по праву считают рок-оперой всех времен и народов. Евангельская история последних дней жизни Спасителя имела немало трактовок, порождала множество вопросов: кто кого предал, кто и чем пожертвовал, а, главное, во имя чего? Авторы мюзикла предложили свое прочтение легенды. Иуда – не жалкий предатель, он принимает осознанное решение. Толпа провозгласила Иисуса богом, но он больше не контролирует ее. Иуда сдает учителя властям потому, что видит в нем, с одной стороны, причину массового психоза, а с другой – простого смертного, слишком безвольного, чтобы этот психоз унять. И лишь совершив свой неприглядный поступок, Искариот понимает, что все это было предрешено, что все и вправду было по воле Божьей, и ему отвели роль величайшего предателя и негодяя.

А поскольку авторов рок-оперы, судя по всему, волновали судьбы творческих людей вообще и музыкантов в частности, то и Иисус в постановке напоминает рок-звезду (что и отражается в названии). И судьба его походит на судьбы знаменитостей – то толпа превозносит своего бога, то требует его крови. Чем не взлеты и падения мировых рок-идолов?
Музыку для рок-оперы написал Эндрю Ллойд Уэббер, автор либретто — Тим Райс. Петербургская постановка отличается от московской среди всего прочего хорошим литературно-художественным переводом. Петербургская «Рок-опера» первой  в России поставила спектакль в 1990-м году, практически к 1000-летию Православной Церкви. И, несмотря на своеобразную трактовку евангельских образов, мюзикл получил благословение церкви.

12 сентября. Любовь или слава? «Орфей и Эвридика»

Мифологический Орфей отправился за своей умершей возлюбленной Эвридикой в Аид. Ему разрешили вывести девушку назад в мир живых с одним условием: он не должен был оглядываться, чтобы узнать, идет ли она за ним. Так просто – пройти и не оглянуться. Орфей не смог.

Но в основе рок-оперы «Орфей и Эвридика» - другая трагедия. От мифов вообще мало что осталось, только имена и профессия главного героя. Профессия, или признание, или проклятие – Орфей был прекрасным певцом. Свою любовь он потерял в погоне за славой. Орфей покинул Эвридику, чтобы принять участие в состязании певцов. Восторги толпы и опьянение от успеха опустошили его душу. Эвридика попросту не узнала своего кавалера, когда он вернулся к ней во всем блеске славы. Она не услышала в его голосе любви.

«Орфей и Эвридика» - первая советская рок-опера, она была поставлена 1975 году. Идея создать подобный мюзикл возникла у художественного руководителя ВИА «Поющие гитары» Анатолия Васильева. Музыку написал Александр Журбин, либретто – Юрий Димитрин, за постановку взялся Марк Розовский. Произведение назвали зонг-оперой, поскольку термин «рок» Обкому партии не понравился. Понятие «зонг» позаимствовали из драматургии Бертольда Брехта, это песни, которые как бы над сюжетом, они подводят итог происходящего.

Мюзикл имел большой успех, в течение 8 сезонов его отыграли более 2000 раз. Британский журнал Musical Week «за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки» назвал «Орфея» лучшим спектаклем 1975 года.

Второй раз спектакль был поставлен в 1999 году Владимиром Подгородинским. Режиссер увидел эту историю по-своему. Если по версии 1975 года герои после мучительных терзаний все же доползали до хэппи-энда, то в новой постановке Орфею в личном счастье отказано.

«В Орфее я видел Элвиса Пресли, Эдит Пиаф, Леонида Утесова, - пояснял режиссер. – Судьбы многих наших выдающихся артистов и суперзвезд, отдавших творчеству всю свою жизнь, оставаясь при этом обездоленными в личной жизни: без семьи, без детей».
Примечательно то, что в Киеве роль злосчастного певца вновь исполнит знаменитый артист Альберт Асадуллин – первый рок-Орфей.
 

 

Gloss.ua теперь и в Telegram: подписывайся на канал @glossua и читай только о самом интересном, чтобы ничего не пропустить.

Подписывайся на нас в социальных сетях и будь в курсе последних новостей из жизни города: Facebook, Google+, Twitter.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Art. Rave. Bursa: почему нужно успеть на новую выставку о рейвах в Киеве

Art. Rave. Bursa: почему нужно успеть на новую выставку о рейвах в Киеве

Если были на "Схеме", идти сюда точно стоит.

Каналы и боты в Telegram, которые облегчат жизнь киевлянина

Каналы и боты в Telegram, которые облегчат жизнь киевлянина

Один из них отслеживает билеты «Укрзалізниці»!

Удивительное рядом: киевский ресторан выдает меню в зависимости от гостей
Что с ними не так: 10 скандальных мобильных приложений

Что с ними не так: 10 скандальных мобильных приложений

Чем грешат программные разработчики.

О чем говорил Дэвид Линч в Киеве: отзывы киевлян
Записаться нельзя откладывать: 40 бесплатных онлайн-курсов от университетов со всего мира
Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Чтобы вы не сомневались, куда идти в кино.

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

От кожаных трусов до монгольских ножей.

Новые статьи

ТОП месяца

Наверх