Иисус, Юнона и Орфей – рок-идолы нашего времени
10 сентября. Любовь вокруг света. «Юнона» и «Авось»
Песни из этой оперы знают даже те, кто ее в глаза не видел и не слышал полностью. Например, уже ставшие легендарными романс Я тебя никогда не забуду, ода Аллилуйя любви, песня Белый шиповник. Тандем композитора Алексея Рыбникова на поэта Андрея Вознесенского произвел в свое время шедевр, который останется в сердцах слушателей на долгие-долгие годы. Свел этих творцов Марк Захаров. Он решил поставить мюзикл по произведению «Слову о полку Игоревом» и предложил поэту написать либретто. Тот гордо отказался и предложил вместо этого воплотить на сцене его поэму «Авось». Захаров почитал произведение и решил, что это дело стоящее.
Марк Захаров поставил спектакль на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола в 1981 году. В репертуаре Петербургской «Рок-оперы» спектакль появился в 1985, режиссер - Владимир Подгородинский. Алексей Рыбников присутствовал на премьере и признал, что петербуржцы наиболее полно воплотили идею спектакля, сохранив оригинальную драматургию Вознесенского. Смелые режиссерские решения не нарушили, а подчеркнули замысел создателей, блестящее исполнение донесло до зрителей всю прелесть рок-оперы.
11 сентября. Все по воле Божьей. «Иисус Христос – суперзвезда»
А поскольку авторов рок-оперы, судя по всему, волновали судьбы творческих людей вообще и музыкантов в частности, то и Иисус в постановке напоминает рок-звезду (что и отражается в названии). И судьба его походит на судьбы знаменитостей – то толпа превозносит своего бога, то требует его крови. Чем не взлеты и падения мировых рок-идолов?
Музыку для рок-оперы написал Эндрю Ллойд Уэббер, автор либретто — Тим Райс. Петербургская постановка отличается от московской среди всего прочего хорошим литературно-художественным переводом. Петербургская «Рок-опера» первой в России поставила спектакль в 1990-м году, практически к 1000-летию Православной Церкви. И, несмотря на своеобразную трактовку евангельских образов, мюзикл получил благословение церкви.
12 сентября. Любовь или слава? «Орфей и Эвридика»
Но в основе рок-оперы «Орфей и Эвридика» - другая трагедия. От мифов вообще мало что осталось, только имена и профессия главного героя. Профессия, или признание, или проклятие – Орфей был прекрасным певцом. Свою любовь он потерял в погоне за славой. Орфей покинул Эвридику, чтобы принять участие в состязании певцов. Восторги толпы и опьянение от успеха опустошили его душу. Эвридика попросту не узнала своего кавалера, когда он вернулся к ней во всем блеске славы. Она не услышала в его голосе любви.
«Орфей и Эвридика» - первая советская рок-опера, она была поставлена 1975 году
«Орфей и Эвридика» - первая советская рок-опера, она была поставлена 1975 году. Идея создать подобный мюзикл возникла у художественного руководителя ВИА «Поющие гитары» Анатолия Васильева. Музыку написал Александр Журбин, либретто – Юрий Димитрин, за постановку взялся Марк Розовский. Произведение назвали зонг-оперой, поскольку термин «рок» Обкому партии не понравился. Понятие «зонг» позаимствовали из драматургии Бертольда Брехта, это песни, которые как бы над сюжетом, они подводят итог происходящего.
Мюзикл имел большой успех, в течение 8 сезонов его отыграли более 2000 раз. Британский журнал Musical Week «за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки» назвал «Орфея» лучшим спектаклем 1975 года.
«В Орфее я видел Элвиса Пресли, Эдит Пиаф, Леонида Утесова, - пояснял режиссер. – Судьбы многих наших выдающихся артистов и суперзвезд, отдавших творчеству всю свою жизнь, оставаясь при этом обездоленными в личной жизни: без семьи, без детей».
Примечательно то, что в Киеве роль злосчастного певца вновь исполнит знаменитый артист Альберт Асадуллин – первый рок-Орфей.