О спектакле "Детский сад"
Основа сюжета - дети играют в "семью", истово и нелепо подражая взрослым, - давно знакома.
Но и тут Анатолий Неёлов предлагает увлекательную задачу: актеры похожи на клоунов, которые играют детей, которые играют во "взрослую жизнь". Клоунада сейчас - важнейшее из искусств: иногда вульгарный, но процветающий жанр.
Детская игра, придуманная автором, - дивное кривое зеркальце, в котором муторное и озлобляющее однообразие взрослой жизни выглядит не гнетущим, а комичным. Непрерывность - вот что тягостнее всего в тусклых семейных буднях. Ее-то и не берут в толк дети, превращая любое "взрослое дело" в преувеличенно яркую репризу, в клоунаду для себя. Если верить пьесе, мир детей целиком кроится по образу и подобию взрослого мира. Что они видят ежедневно, тем и заполняют свои игры. Разве в жизни так делают? Правила ведь всем известны: дают - бери, бьют - беги. Кто слабее, тот не прав. "В кругу друзей не щелкай клювом!" (смех в зале), и так далее. Вывод напрашивается: если детские игры злы и убоги, в этом (как и во всем прочем) виноваты взрослые?
В таком упрощении жизни есть нечто специфически телевизионно-примитивное. Но Неёлов смотрит на вещи иначе. Самое замечательное (и самое страшное) в его спектакле - те минуты, когда игра превращается в "не-игру" и изображаемые чувства вытесняются натуральными. Когда актеры бросают игру и уже ничего не играя живут по настоящему.
Однозначной и обезоруживающей фишкой оказалось то, что в этом спектакле играют позитивные, добрые, светлые люди (ну, мне так кажется : ) ). У них очень органично и классно получается быть детьми. Много хороших находок, тонких аналогий и изюма в мелочах - это да. А детьми в этом спектакле были: Басий Димочка, Стельмах Сашенька, Голованов Васенька и Терешенко Полинка.Назвать же спектакль "Детский сад" добрейшей премьерой театра можно без всяких натяжек.