Интервью с Валентином Шестопаловым

ИсточникGloss16 декабря 2008, 16:19

У нас в гостях Валентин Шестопалов - народный артист Украины, один из ведущих мастеров киевского Национального театра русской драмы имени Леси Украинки.
Началась творческая каръера актера во Львовском ТЮЗе, в студии, которой руководил молодой актер этого театра, а ныне известнейший режиссер Роман Виктюк. Потом были студия при Киевском театре имени Ивана Франка, московский ГИТИС, переезд в Киев и здесь - театры имени Леси Украинки, "Золотые ворота", Драмы и комедии на Левобережной. А лет девять назад Валентин Шестопалов по приглашению худрука театра Леси Украинки коллектива Михаила Резниковича вернулся в этот театр.
Лауреат целого ряда престижных украинских премий, в частности, "Хрустальный каштан" и "Киевская пектораль", актер создал на сцене множество сценических образов в сложнейших пьесах классиков и современных драматургов. И все же наиболее важным своим достижением Валентин считает создание театра "Актер", главным режиссером и бессменным творческим руководителем которого он является вот уже 16 лет.
С этого и начался наш разговор.

Актерами не становятся. Ими рождаются

- Как и почему Вы создали этот театр?
- Из-за невостребованности. Он ведь когда возник? Во времена так называемой "перестройки". Мне хотелось работать, а возможности полностью реализовать себя тогда не было. Вот и возникла идея создать такой театр.
Вообще, невостребованность - страшная вещь. Например, когда я после перезда из Москвы впервые начал работать в театре имени Леси Украинки, я целых три года ни в чем не участвовал. Это было ужасное время, и я периодически себя спрашивал: "Актер ли я вообще?". И тогда, чтобы окончательно не "потеряться", начал самостоятельно репетировать "Записки сумасшедшего". Полтора года этим занимался - в темном зале, и вообще, где придется, заставляя себя по 3-4 раза повторять те же монологи. Это несколько помогало, потому что я верил, что когда-нибудь все это мне обязательно понадобится. И когда я спускался в репетиционный зал, то уже чувствовал свою причастность к этой профессии.
В отпуске же устраивался на какую-нибудь физическую работу. И деньги были нужны, и накопившуюся усталость и нервное раздражение таким образом сбрасывал. После этого мог существовать еще полгода-год. Поэтому я понимаю, хотя и не оправдываю, когда актеры эту свою невостребованную энергию выливают в выпивку или во что-то еще.
А когда я открыл театр "Актер", и мы всего лишь три месяца проиграли "Скамейку" (много было аншлагов, много спектаклей), я понял: мне уже не нужно в отпуске работать. Я хочу просто поехать отдохнуть.
В те времена считалось, что театры должны идти к зрителю, а встреча с искусством должна происходить в каких-нибудь самых необычных местах - в музеях там, исторических местах или на площадях. И вначале мы соответствовали этой "установке" - наше первое место "стоянки" было в кафе "Теремок" на улице Артема.
Пока посетители там пили только воду, кофе и соки, все было нормально. Но потом "Теремок" стал распивочной, и мы переехали в Дом художника. А через какое-то время руководство Шевченковского района предоставило под наш театр помещение кинотеатра имени Чапаева, который переживал тогда далеко не лучшие времена. Там с тех пор мы и работаем.

- А как сейчас дела у театра?
- Живет - вот уже 16 лет. Не так давно наша актриса получила за роль в последнем спектакле премию "Киевская пектораль". Так что, мы потихоньку становимся "поставщиками" "Пекторали": у нас ведь Галя Стефанова - "пекторальщица" (она получила эту премию за исполнение женской роли в пьесе "Стена" Щербака); детский спектакль - "пекторальщик". Я тоже когда-то был в этой номинации. Конечно, мы понимаем, что это не истина в последней инстанции. Но все равно приятно, потому что это показатель того, что мы все правильно делаем.
Вообще, актеру всегда приятно, когда его хвалят. Потому что он ведь и работает для того, чтобы нравиться зрителям. В этом суть этой профессии.
Вот, например, пару месяцев назад останавливает меня человек и спрашивает: "Вы случайно во Львове не играли в спектакле "До свидания, мальчики"?". Отвечаю: "Играл". А сам думаю: ведь это был 56-й год!
А он мне: "Я вас помню". Тогда я ему говорю: "Это был спектакль Виктюка". "Да?" - удивился человек. Очень удивился. Он 36 лет помнил актера, которого видел в спектакле, а режиссера не знал. Хотя это и понятно - спектакль ведь воспринимается прежде всего через актеров. Актер всегда на виду.
Но вместе с тем, актер - и самая зависимая профессия в мире. Ведь вспомните, что рассказывал Шаляпин о том времени, когда он пришел в императорский театр. Кто его только не учил петь! Даже рабочие сцены. Потому что это очень зависимая профессия. Наверное, более зависимой профессии просто нет.
Плюс у нас еще от Ивана Грозного сложился своеобразный стереотип отношения к представителям этой профессии. Ведь, говорят, у царя Ивана стоял стол, за которым сидели князья и дружина. При этом в конце стола сидели скоморохи и прочие. Наверное, оттуда все это и пошло.
Не говоря уже и о том, что ставки у нас в театре еще практически такие, как Сталин утвердил. Это вообще интересная история. В 36-м году Сталин сказал, что пора уже, мол, порядок навести, чтобы и актеры получали как положено. Ну, и сделали ему смету, включающую пункты "по максимуму" и "по минимуму". Но когда чиновник, который должен был понести эту смету на подпись, увидел Сталина в коридоре, ему показалось, что вождь немного не в духе. Не так "хозяин" посмотрел. Вот чиновник страничку с пуктом "по максимуму" и убрал вниз, а ту, которая с "по минимуму", переложил вверх. С тех пор мы и получаем такие ставки. Ну, не совсем такие, конечно, несколько раз общая сумма от них на столько-то повышалось Но основа-то осталась!

- Как говорили некоторое время назад: "ставка у вас меньше, чем жизнь"…
- Ну да. Ведь смотрите. В 69-м году участвовал я в съемках "Ватерлоо", где играли Бондарчук и Род Штайгер (он играл Наполеона). В принципе, невооруженным взглядом было видно: это равноценные актеры. Но страна Рода Штайгера платила ему 40 тысяч долларов за съемочный день, а страна товарища Бондарчука за тот же съемочный день платила ему 76 рублей. И притом, что это был один из тех семи человек, которым за мастерство доплачивали 25% от ставки!
Но жизнь парадоксальна. Ведь именно наши драматические актеры просто прекрасные. Я имею в виду нас - славян: украинцев, русских, белорусов, поляков… Бог дал. Другое дело, как мы к этому относимся. Вот в Киеве, например - я вас уверяю, - есть как минимум двадцать актеров высокого европейского класса. Поэтому не случайность, что наши актеры уезжают за границу и начинают там работать в лучших театрах.
Хотя лично я и не очень приветствую эмиграцию - в нормальном обществе эмиграция всегда достойна сожаления. Потому что ведь ты родился здесь, ты в этой системе запущен и уезжая, автоматически уходишь от лучей, которые тебя питают. Физически лучше жить - это еще не значит жить лучше творчески.
Поэтому в этом смысле мы - счастливые люди. Тем более, что есть с чем сравнивать - достаточно поездили по миру и посмотрели другие театры. Да и чему удивляться? Мы же не удивляемся, например, что бразильцы лучшие футболисты. Или что шотландцы по гениям рекордсмены. Ну, дал бог.


- А может быть, происходит автоматический отбор: наши актеры работают не ради денег, поскольку деньгами то, что они получают, назвать сложно. Поэтому и остаются в театре лишь те, кто без него себе не представляют жизни?
- Ну, может быть. Но главное все-таки в том, как к этому относиться. Хотя деньги - это, конечно, большая проблема. И это бы нужно как-нибудь чиновникам понять, потому что если государство вкладывает национальные деньги в драматический театр, оно всегда выигрывает. Если же к театру будут относиться как сейчас, толку не будет.
Кстати, знаете историю, как Хрущев в свое время убил пятьсот театров? Вызвал он чиновника и спрашивает:
- Сколько у нас театров?
Ему отвечают:
- Тысяча.
- И как посещают?
- На 50%.
- Тогда сократите их ровно на половину.
Так вот и образовалось тогда пятьсот театров, которые, конечно, и дальше посещались на 50%.
Но, конечно, деньги или там, скажем, популярность не могут быть целью для актера. Главное - это хорошо делать свою работу. Потому что это работа практическая.
Кстати, недавно одна эмигрантка мне рассказывала. Когда она приехала в Штаты, ей сказали: если ты найдешь, чего в Америке нет, то станешь миллионершей. И она нашла, чего там нет - драматического театра.


- И стала миллионершей?

- Да не очень ей это и удалось. Но, шутки шутками, ведь это правда - американцы не зря в Лондон летают смотреть драматические театры. Когда-то у них были хорошие драматурги - ну, там Гипсон, Сароян, и такие театры еще держались на Бродвее. А когда эти драматурги умерли, ушел с Бродвея и драматический театр. Там ведь сейчас в основном идут только мюзиклы.

- А как вы познакомились с Виктюком?
- Роман жил во Львове. И я тоже львовянин. Причем, что интересно (я это только недавно понял), родились мы с Виктюком в разных странах.


- Как это?

- Он ведь родился в 36-м году - в Польше. А я родился в 47-м - в СССР. Вот там, во Львове, мы с ним впервые и познакомились. В 59-м году я у него в кружке был, потом он в состав театра меня ввел. Фактически же мы с Виктюком общались с 1959 до 1969. Там я и на сцену впервые вышел в 62-м году. И вот уже 42 года на сцене.
А в 63-м он меня пригласил в Киев, в студию. Я студию закончил, а он тем временем уехал во Львов. И меня, уже как выпускника, пригласил во Львовский ТЮЗ. Там мы с ним и сделали восемь спектаклей. Вообще, Роман - режиссер удивительный. Сам актер, да плюс его потрясающая работоспособность. К тому же, очень грамотный человек в нашей професии. Он очень много мне дал. И я благодарен судьбе за то, что она меня свела с Виктюком.

- Кстати, Вы фаталист?

- В какой-то степени. Но считаю, что многое зависит от человека. Просто главное слышать, что тебе предлагает жизнь. Ведь того, кто идет за судьбой, она ведет. А того, кто сопротивляется - тащит. При этом она всегда человеку подсказывает, что ему делать. И когда человек поступает иначе, говорит: "Ну, что же ты делаешь? Я ведь тебе показала, куда нужно идти!".
Вот как у меня было - в первый раз, когда я в театр Леси Украинки попал. Долго я маялся, пока наконец не почувствовал: все, нужно уходить. И ушел. Хотя страшно было - уходить-то тогда было некуда. Были у нас тогда в Киеве только два театра - Леси Украинки и театр Франка. Это сейчас уже выбирать можно.
Ушел - и год был без работы. Были, правда, периодически съемки на телевидении, роли в фильмах. Но я все равно постоянную работу искал. И думал при этом: "Вот будет здорово: найду работу, буду получать зарплату, а еще такая халтура хорошая. Так вот и заживу наконец-то". Но что интересно, как устроился на работу в театр Поэзии, который тогда в Киеве открылся, то все халтуры исчезли. Как по мановению волшебной палочки. То есть до этого жизнь меня как бы поддерживала, а сейчас как обрезало.
К чему это веду? Всегда нужно слышать судьбу, потому что, когда делаешь то, что нужно, всегда в выигрыше оказываешься. Разум, правда, в таких случаях часто говорит: "Не делай этого! Ведь с чем останешься?" И когда идешь у разума на поводу, всегда есть опасность упустить то, что именно тебе предназначено.

- Кого-то из великих однажды спросили: "Что, на ваш взгляд, главнее: талант или работа?", на что последовал ответ: "Это - как два колеса одного велосипеда". Вы с этим согласны?
- Все правильно. Способности, талант - это то, что нам дал бог. Недаром говорят: "актером стать невозможно, им нужно родиться". Но и человек сам должен достаточно потрудиться - принять то, что ему дано, обработать это и лишь после этого отдавать другим.
Вообще, для человека, особенно для мужчины, возможность работать - это главное. Ведь профессия, которую ты однажды выбрал, остается с тобой навсегда.

Сергей Тышковец * июнь 2003

Фото Валентины Марусенко

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Валентин Шестопалов

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Европейская атмосфера, восхитительная еда и отличное место для встречи с друзьями

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
KNZS - большая дача для всех

KNZS - большая дача для всех

Сюда стоит приехать и почувствовать лето во всей красе

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Стань ближе к современным технологиям уже на этих выходных

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Ресторан с демократичными ценами, вниманием и уважением к каждому гостю

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Обзор лучших из площадок, на которых вы смело можете провести свое лето

Кровать, рекорд и "Время и Стекло": как отлично провести выходные

Кровать, рекорд и "Время и Стекло": как отлично провести выходные

Невероятные развлечения, которые не встретишь ни в одном другом месте Киева

Каким будет лето на Арт-заводе Платформа: спойлеры от команды Ulichnaya Eda

Каким будет лето на Арт-заводе Платформа: спойлеры от команды Ulichnaya Eda

Что ждет нас летом, мы узнали у команды организаторов фестиваля

фыва

Новые статьи

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Европейская атмосфера, восхитительная еда и отличное место для встречи с друзьями
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
KNZS - большая дача для всех

KNZS - большая дача для всех

Сюда стоит приехать и почувствовать лето во всей красе
Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Стань ближе к современным технологиям уже на этих выходных
Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Ресторан с демократичными ценами, вниманием и уважением к каждому гостю

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи июнь: лучшие события месяца

Не проспи июнь: лучшие события месяца

Фестивали, концерты, выставки, спектакли и пати, которые мы однозначно рекомендуем не пропустить
Неба хватит на всех: Sky Family Park открывает свой летний сезон

Неба хватит на всех: Sky Family Park открывает свой летний сезон

Огромное открытое пространство, созданное для идеального семейного отдыха
Киев для бедной интеллигенции или Гид по бесплатным событиям июня

Киев для бедной интеллигенции или Гид по бесплатным событиям июня

Как провести июнь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Обзор лучших из площадок, на которых вы смело можете провести свое лето
Наверх