Театр

Интервью с Валентином Шестопаловым

Gloss 16 декабря 2008, 16:19
 0

У нас в гостях Валентин Шестопалов - народный артист Украины, один из ведущих мастеров киевского Национального театра русской драмы имени Леси Украинки.
Началась творческая каръера актера во Львовском ТЮЗе, в студии, которой руководил молодой актер этого театра, а ныне известнейший режиссер Роман Виктюк. Потом были студия при Киевском театре имени Ивана Франка, московский ГИТИС, переезд в Киев и здесь - театры имени Леси Украинки, "Золотые ворота", Драмы и комедии на Левобережной. А лет девять назад Валентин Шестопалов по приглашению худрука театра Леси Украинки коллектива Михаила Резниковича вернулся в этот театр.
Лауреат целого ряда престижных украинских премий, в частности, "Хрустальный каштан" и "Киевская пектораль", актер создал на сцене множество сценических образов в сложнейших пьесах классиков и современных драматургов. И все же наиболее важным своим достижением Валентин считает создание театра "Актер", главным режиссером и бессменным творческим руководителем которого он является вот уже 16 лет.
С этого и начался наш разговор.

Актерами не становятся. Ими рождаются

- Как и почему Вы создали этот театр?
- Из-за невостребованности. Он ведь когда возник? Во времена так называемой "перестройки". Мне хотелось работать, а возможности полностью реализовать себя тогда не было. Вот и возникла идея создать такой театр.
Вообще, невостребованность - страшная вещь. Например, когда я после перезда из Москвы впервые начал работать в театре имени Леси Украинки, я целых три года ни в чем не участвовал. Это было ужасное время, и я периодически себя спрашивал: "Актер ли я вообще?". И тогда, чтобы окончательно не "потеряться", начал самостоятельно репетировать "Записки сумасшедшего". Полтора года этим занимался - в темном зале, и вообще, где придется, заставляя себя по 3-4 раза повторять те же монологи. Это несколько помогало, потому что я верил, что когда-нибудь все это мне обязательно понадобится. И когда я спускался в репетиционный зал, то уже чувствовал свою причастность к этой профессии.
В отпуске же устраивался на какую-нибудь физическую работу. И деньги были нужны, и накопившуюся усталость и нервное раздражение таким образом сбрасывал. После этого мог существовать еще полгода-год. Поэтому я понимаю, хотя и не оправдываю, когда актеры эту свою невостребованную энергию выливают в выпивку или во что-то еще.
А когда я открыл театр "Актер", и мы всего лишь три месяца проиграли "Скамейку" (много было аншлагов, много спектаклей), я понял: мне уже не нужно в отпуске работать. Я хочу просто поехать отдохнуть.
В те времена считалось, что театры должны идти к зрителю, а встреча с искусством должна происходить в каких-нибудь самых необычных местах - в музеях там, исторических местах или на площадях. И вначале мы соответствовали этой "установке" - наше первое место "стоянки" было в кафе "Теремок" на улице Артема.
Пока посетители там пили только воду, кофе и соки, все было нормально. Но потом "Теремок" стал распивочной, и мы переехали в Дом художника. А через какое-то время руководство Шевченковского района предоставило под наш театр помещение кинотеатра имени Чапаева, который переживал тогда далеко не лучшие времена. Там с тех пор мы и работаем.

- А как сейчас дела у театра?
- Живет - вот уже 16 лет. Не так давно наша актриса получила за роль в последнем спектакле премию "Киевская пектораль". Так что, мы потихоньку становимся "поставщиками" "Пекторали": у нас ведь Галя Стефанова - "пекторальщица" (она получила эту премию за исполнение женской роли в пьесе "Стена" Щербака); детский спектакль - "пекторальщик". Я тоже когда-то был в этой номинации. Конечно, мы понимаем, что это не истина в последней инстанции. Но все равно приятно, потому что это показатель того, что мы все правильно делаем.
Вообще, актеру всегда приятно, когда его хвалят. Потому что он ведь и работает для того, чтобы нравиться зрителям. В этом суть этой профессии.
Вот, например, пару месяцев назад останавливает меня человек и спрашивает: "Вы случайно во Львове не играли в спектакле "До свидания, мальчики"?". Отвечаю: "Играл". А сам думаю: ведь это был 56-й год!
А он мне: "Я вас помню". Тогда я ему говорю: "Это был спектакль Виктюка". "Да?" - удивился человек. Очень удивился. Он 36 лет помнил актера, которого видел в спектакле, а режиссера не знал. Хотя это и понятно - спектакль ведь воспринимается прежде всего через актеров. Актер всегда на виду.
Но вместе с тем, актер - и самая зависимая профессия в мире. Ведь вспомните, что рассказывал Шаляпин о том времени, когда он пришел в императорский театр. Кто его только не учил петь! Даже рабочие сцены. Потому что это очень зависимая профессия. Наверное, более зависимой профессии просто нет.
Плюс у нас еще от Ивана Грозного сложился своеобразный стереотип отношения к представителям этой профессии. Ведь, говорят, у царя Ивана стоял стол, за которым сидели князья и дружина. При этом в конце стола сидели скоморохи и прочие. Наверное, оттуда все это и пошло.
Не говоря уже и о том, что ставки у нас в театре еще практически такие, как Сталин утвердил. Это вообще интересная история. В 36-м году Сталин сказал, что пора уже, мол, порядок навести, чтобы и актеры получали как положено. Ну, и сделали ему смету, включающую пункты "по максимуму" и "по минимуму". Но когда чиновник, который должен был понести эту смету на подпись, увидел Сталина в коридоре, ему показалось, что вождь немного не в духе. Не так "хозяин" посмотрел. Вот чиновник страничку с пуктом "по максимуму" и убрал вниз, а ту, которая с "по минимуму", переложил вверх. С тех пор мы и получаем такие ставки. Ну, не совсем такие, конечно, несколько раз общая сумма от них на столько-то повышалось Но основа-то осталась!

- Как говорили некоторое время назад: "ставка у вас меньше, чем жизнь"…
- Ну да. Ведь смотрите. В 69-м году участвовал я в съемках "Ватерлоо", где играли Бондарчук и Род Штайгер (он играл Наполеона). В принципе, невооруженным взглядом было видно: это равноценные актеры. Но страна Рода Штайгера платила ему 40 тысяч долларов за съемочный день, а страна товарища Бондарчука за тот же съемочный день платила ему 76 рублей. И притом, что это был один из тех семи человек, которым за мастерство доплачивали 25% от ставки!
Но жизнь парадоксальна. Ведь именно наши драматические актеры просто прекрасные. Я имею в виду нас - славян: украинцев, русских, белорусов, поляков… Бог дал. Другое дело, как мы к этому относимся. Вот в Киеве, например - я вас уверяю, - есть как минимум двадцать актеров высокого европейского класса. Поэтому не случайность, что наши актеры уезжают за границу и начинают там работать в лучших театрах.
Хотя лично я и не очень приветствую эмиграцию - в нормальном обществе эмиграция всегда достойна сожаления. Потому что ведь ты родился здесь, ты в этой системе запущен и уезжая, автоматически уходишь от лучей, которые тебя питают. Физически лучше жить - это еще не значит жить лучше творчески.
Поэтому в этом смысле мы - счастливые люди. Тем более, что есть с чем сравнивать - достаточно поездили по миру и посмотрели другие театры. Да и чему удивляться? Мы же не удивляемся, например, что бразильцы лучшие футболисты. Или что шотландцы по гениям рекордсмены. Ну, дал бог.


- А может быть, происходит автоматический отбор: наши актеры работают не ради денег, поскольку деньгами то, что они получают, назвать сложно. Поэтому и остаются в театре лишь те, кто без него себе не представляют жизни?
- Ну, может быть. Но главное все-таки в том, как к этому относиться. Хотя деньги - это, конечно, большая проблема. И это бы нужно как-нибудь чиновникам понять, потому что если государство вкладывает национальные деньги в драматический театр, оно всегда выигрывает. Если же к театру будут относиться как сейчас, толку не будет.
Кстати, знаете историю, как Хрущев в свое время убил пятьсот театров? Вызвал он чиновника и спрашивает:
- Сколько у нас театров?
Ему отвечают:
- Тысяча.
- И как посещают?
- На 50%.
- Тогда сократите их ровно на половину.
Так вот и образовалось тогда пятьсот театров, которые, конечно, и дальше посещались на 50%.
Но, конечно, деньги или там, скажем, популярность не могут быть целью для актера. Главное - это хорошо делать свою работу. Потому что это работа практическая.
Кстати, недавно одна эмигрантка мне рассказывала. Когда она приехала в Штаты, ей сказали: если ты найдешь, чего в Америке нет, то станешь миллионершей. И она нашла, чего там нет - драматического театра.


- И стала миллионершей?

- Да не очень ей это и удалось. Но, шутки шутками, ведь это правда - американцы не зря в Лондон летают смотреть драматические театры. Когда-то у них были хорошие драматурги - ну, там Гипсон, Сароян, и такие театры еще держались на Бродвее. А когда эти драматурги умерли, ушел с Бродвея и драматический театр. Там ведь сейчас в основном идут только мюзиклы.

- А как вы познакомились с Виктюком?
- Роман жил во Львове. И я тоже львовянин. Причем, что интересно (я это только недавно понял), родились мы с Виктюком в разных странах.


- Как это?

- Он ведь родился в 36-м году - в Польше. А я родился в 47-м - в СССР. Вот там, во Львове, мы с ним впервые и познакомились. В 59-м году я у него в кружке был, потом он в состав театра меня ввел. Фактически же мы с Виктюком общались с 1959 до 1969. Там я и на сцену впервые вышел в 62-м году. И вот уже 42 года на сцене.
А в 63-м он меня пригласил в Киев, в студию. Я студию закончил, а он тем временем уехал во Львов. И меня, уже как выпускника, пригласил во Львовский ТЮЗ. Там мы с ним и сделали восемь спектаклей. Вообще, Роман - режиссер удивительный. Сам актер, да плюс его потрясающая работоспособность. К тому же, очень грамотный человек в нашей професии. Он очень много мне дал. И я благодарен судьбе за то, что она меня свела с Виктюком.

- Кстати, Вы фаталист?

- В какой-то степени. Но считаю, что многое зависит от человека. Просто главное слышать, что тебе предлагает жизнь. Ведь того, кто идет за судьбой, она ведет. А того, кто сопротивляется - тащит. При этом она всегда человеку подсказывает, что ему делать. И когда человек поступает иначе, говорит: "Ну, что же ты делаешь? Я ведь тебе показала, куда нужно идти!".
Вот как у меня было - в первый раз, когда я в театр Леси Украинки попал. Долго я маялся, пока наконец не почувствовал: все, нужно уходить. И ушел. Хотя страшно было - уходить-то тогда было некуда. Были у нас тогда в Киеве только два театра - Леси Украинки и театр Франка. Это сейчас уже выбирать можно.
Ушел - и год был без работы. Были, правда, периодически съемки на телевидении, роли в фильмах. Но я все равно постоянную работу искал. И думал при этом: "Вот будет здорово: найду работу, буду получать зарплату, а еще такая халтура хорошая. Так вот и заживу наконец-то". Но что интересно, как устроился на работу в театр Поэзии, который тогда в Киеве открылся, то все халтуры исчезли. Как по мановению волшебной палочки. То есть до этого жизнь меня как бы поддерживала, а сейчас как обрезало.
К чему это веду? Всегда нужно слышать судьбу, потому что, когда делаешь то, что нужно, всегда в выигрыше оказываешься. Разум, правда, в таких случаях часто говорит: "Не делай этого! Ведь с чем останешься?" И когда идешь у разума на поводу, всегда есть опасность упустить то, что именно тебе предназначено.

- Кого-то из великих однажды спросили: "Что, на ваш взгляд, главнее: талант или работа?", на что последовал ответ: "Это - как два колеса одного велосипеда". Вы с этим согласны?
- Все правильно. Способности, талант - это то, что нам дал бог. Недаром говорят: "актером стать невозможно, им нужно родиться". Но и человек сам должен достаточно потрудиться - принять то, что ему дано, обработать это и лишь после этого отдавать другим.
Вообще, для человека, особенно для мужчины, возможность работать - это главное. Ведь профессия, которую ты однажды выбрал, остается с тобой навсегда.

Сергей Тышковец * июнь 2003

Фото Валентины Марусенко

  • 31 марта 14:26 "Кролики" обещают одесситам приехать на концерт, который состоится 6 апреля в Русском Театре    0
  • 13 марта 15:18 Российские артисты спектакля "8 марта мимолетом" подтвердили, что приедут в Одессу    0
  • 04 ноября 11:39 Вистава Київського плейбек-театру "Дежавю-плюс": «Нова зустріч з собою»    0
  • 12 февраля 12:10 «PoleArtShow: за 80 дней до конца света. По мотивам Жюль Верна» презентует шоу в Одессе    0
  • 12 ноября 14:00 Киевляне смогут узнать, что видят люди в своих эротичных снах    0
  • 12 ноября 12:00 В Киеве покажут единственный в мире PoleArt спектакль    0
  • 09 ноября 13:00 Киевлян порадуют спектаклями "Студия Театрального искусства"    0
  • 05 ноября 18:00 6 ноября на сцене Национальной оперы будет представлен проект «Короли танца. Избранное»    0
  • 30 октября 15:00 В ноябре киевляне станут свидетелями тайного свидания    0
  • 25 октября 10:00 Завтра киевляне увидят долгожданную постановку Шекспира    0
  • 22 октября 16:00 Во вторник в Киеве состоится спектакль "Мастер и Маргарита"    0
  • 19 октября 09:26 Сегодня Михаил Жванецкий расскажет киевлянам о грядущих переменах    0
  • 18 октября 15:00 В Киеве будут летать скелеты, а зал оккупируют нищие, припадочные и беременные    0
  • 17 октября 09:00 В Киеве начался юбилейный театральный фестиваль    0
  • 16 октября 13:00 Завтра "Молодой театр" покажет киевлянам "Любовные письма к Сталину"    0
  • 15 октября 18:00 Легендарная рок-опера "Юнона и Авось" отмечает свое тридцатилетие сегодня    0
  • 10 октября 16:00 Театр ДАХ покажет реалити-шоу "Бесхребетность"    0
  • 10 октября 12:00 11 октября в Киеве представят скандальную черную комедию    0
  • 04 октября 11:00 Сегодня театр-студия "Образ" представляет великих женщин ХХ века    0
  • 02 октября 13:00 В Театре на Подоле показывают историю о сумасшедшем    0