Как бумбараш-маразматик Золотухин обоср@л "Собачье сердце" Булгакова и Украину с Тимошенко впридачу

ИсточникGloss2 июня 2009, 13:07

На прошлой неделе в харьковском театре им.Т.Шевченко со спектаклем «Собачье сердце» по одноименной повести Михаила Булгакова побывал народный артист России Валерий Золотухин. К слову, это едва ли не единственная на сегодняшний день сценическая версия знаменитого произведения. Уникальный спектакль, действительно, оказался «шедевром».

Когда я шел на спектакль, я честно постарался выбросить из памяти известный фильм Владимира Бортко, поскольку по собственному опыту знаю, что знакомство с одной из постановок сильно мешает восприятию других. Избавившись таким образом, подобно буддийскому монаху, от предубеждений и светлых образов любимого фильма, я, словно чистый лист, вошел в «храм искусства» – театр то бишь.

Людей было много, хотя сказать, что зал был забит битком, нельзя. В проходах зрители сидели на приставных стульях, в то время, как в центре партера - то тут, то там - зияли пустые глазницы свободных кресел. Началось действо после двадцатиминутной задержки с объявления о запрете на видео- и фотосъемку: спектакль является авторской версией и копированию в каком-либо виде не подлежит.

Актерская труппа оказалась весьма малочисленной, артистам приходилось постоянно переодеваться и выходить на сцену в разных ролях. На этом фоне странным показалось желание автора увеличить количество персонажей. Так, уже в самом начале спектакля, после танца девушки в белом (символизировавшего, видимо, вьюгу) и короткого монолога пса (дырявые носки на актере, одетом в бурый меховой комбинезон, еще не казались предвестником последовавшего кошмара) на сцену вышли машинисточка с любовником-председателем из того же монолога, появление которых было вовсе не обязательным – у Булгакова их упоминает сам пес, да и то мельком. Председатель вел себя как типичный урка, что не помешало ему через несколько минут предстать перед профессором Преображенским в роли «слишком известного в Москве» человека, а машинисточке – в роли 14-летней беременной нимфетки. А швейцар с повадками приблатненного нового русского с легкостью «перевоплотился» сначала в Швондера, а после и в «шуршащую даму в лихо заломленной набок шляпе».

Вдобавок к этой «единости в трех лицах», актеры играли отвратительно – на уровне любителей из провинциального городка, каковым они, видимо, Харьков и считают. Ибо то кривляние и заискивание перед публикой, кое служением Талии и Мельпомене и язык не поворачивается назвать, в столичных театрах вызвало бы лишь бурю негодования. Здесь же напротив – приходилось очень даже «ко двору». Так, одобрительным смехом были встречены авторские правки, когда вместо булгаковского текста «потаскуха была моя бабушка, царство ей небесное, старушке», актер, изображавший Шарика, нарочито пошло и смачно выдал: «Потаскуха была моя бабка!». Или когда сам «мэтр» Золотухин, произнося монолог Преображенского о разрухе «в клозетах», стал изображать отправление естественных надобностей профессором, Зиной и Дарьей Петровной с учетом различий физиологического процесса у мужчин и женщин.

Впрочем, одним фиглярством и игрой на низменных чувствах зрителей дело не закончилось. Уж не знаю – из желания понравиться публике или поиздеваться над ней, -автор адаптировал свой спектакль к украинским реалиям, замешав его на политике. В том же монологе о разрухе Преображенский несколько раз подчеркнуто произносит слово «митинги», употребляя его к месту и не к месту. Например, финал многозначительной фразы о том, что «ничто не изменится к лучшему в нашем доме, да и во всяком другом доме, до тех пор, пока не усмирят этих певцов!», в устах Золотухина прозвучал: «Лишь только они прекратят свои концерты И МИТИНГИ, положение само собой изменится к лучшему».

А сцена появления в квартире Преображенского группы из домкома даже сорвала аплодисменты, когда, представляя своих спутников, Швондер назвал Вяземскую ЮЛИЕЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ.

При этом по ходу спектакля слово «Россия» непременно произносилось Преображенским с придыханием и возведением очей горе, а слова «Ну, господи, благослови» перед операцией по очеловечиванию пса – с истерическими нотками в голосе, молельным вздыманием рук и демонстративным крестным знамением.

Музыкальное оформление авторской постановки также оказалось «на высоте». Сознательно ли, или нет, но в качестве музыки к спектаклю был выбран «Марш» группы «Аквариум». Он не только органично вплетался в канву разворачивающейся на сцене вакханалии, но и звучал своеобразным девизом, эдакой визитной карточкой гастролеров, давая в то же время самую честную оценку их «творчеству»:

Я покоряю города
Истошным воплем идиота;
Мне нравится моя работа,
Гори, гори, моя звезда!


Признаюсь, окончания спектакля я не дождался – ушел в антракте, хотя желание покинуть зрительный зал появилось еще в начале первого акта. Возможно, второе отделение удалось автору лучше, и опустившийся занавес принес актерам заслуженные рукоплескания, но я уже думал не о том.

Известно, что, если человека с абсолютным музыкальным слухом регулярно «пытать» игрой на расстроенных инструментах, то рано или поздно он свой дар утеряет – его слух просто испортится. То же справедливо и для дегустаторов всех мастей – зная это, они стараются беречь свой вкус, избегая некачественной пищи, резких запахов, синтетических напитков и т.д. Почему же мы с легкостью посетителей заведения Гарри из фильма «Человек с бульвара Капуцинов» готовы с одинаковым энтузиазмом внимать как «разумному, доброму, вечному», так и откровенной халтуре делков от искусства, спекулирующих на знаменитостях?

В еще далеко не бездуховные советские времена Юрий Визбор с горечью писал:

Всё на продажу понеслось,
И что продать, увы, нашлось:
В цене всё то, что удалось,
И спрос не сходит на интриги.


Спрос – вот главная составляющая успеха предприимчивых антрепренеров. Не будь его – не было бы и предложения.

Может нам просто следует начать уважать себя? - думал я, покидая театр. - Требовательнее относится к тому, чем нас «пичкают» со сцен и помостов, настаивать на возвращении денег за далеко не дешевые билеты, если многообещающая реклама оказалась лишь ширмой для низкопробного зрелища, призывать к ответу обманщиков? А то ведь как-то странно получается: спрос есть, а спросить – не с кого.


Андрей СТАХАНОВ

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

KNZS - большая дача для всех

KNZS - большая дача для всех

Сюда стоит приехать и почувствовать лето во всей красе

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Стань ближе к современным технологиям уже на этих выходных

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Ресторан с демократичными ценами, вниманием и уважением к каждому гостю

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Обзор лучших из площадок, на которых вы смело можете провести свое лето

Кровать, рекорд и "Время и Стекло": как отлично провести выходные

Кровать, рекорд и "Время и Стекло": как отлично провести выходные

Невероятные развлечения, которые не встретишь ни в одном другом месте Киева

Каким будет лето на Арт-заводе Платформа: спойлеры от команды Ulichnaya Eda

Каким будет лето на Арт-заводе Платформа: спойлеры от команды Ulichnaya Eda

Что ждет нас летом, мы узнали у команды организаторов фестиваля

IT girl: глобальний тренд чи покликання?

IT girl: глобальний тренд чи покликання?

Зарплата у валюті, стабільна робота із іноземними замовниками і далі по списку. Розбираємося у тонкощах професії

Астрономия Киева: где в столице посмотреть на звезды

Астрономия Киева: где в столице посмотреть на звезды

О местах, где небо становится ближе

фыва

Новые статьи

KNZS - большая дача для всех

KNZS - большая дача для всех

Сюда стоит приехать и почувствовать лето во всей красе
Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Стань ближе к современным технологиям уже на этих выходных
Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Ресторан с демократичными ценами, вниманием и уважением к каждому гостю
Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Обзор лучших из площадок, на которых вы смело можете провести свое лето
Кровать, рекорд и "Время и Стекло": как отлично провести выходные

Кровать, рекорд и "Время и Стекло": как отлично провести выходные

Невероятные развлечения, которые не встретишь ни в одном другом месте Киева

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи июнь: лучшие события месяца

Не проспи июнь: лучшие события месяца

Фестивали, концерты, выставки, спектакли и пати, которые мы однозначно рекомендуем не пропустить
Неба хватит на всех: Sky Family Park открывает свой летний сезон

Неба хватит на всех: Sky Family Park открывает свой летний сезон

Огромное открытое пространство, созданное для идеального семейного отдыха
Киев для бедной интеллигенции или Гид по бесплатным событиям июня

Киев для бедной интеллигенции или Гид по бесплатным событиям июня

Как провести июнь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Обзор лучших из площадок, на которых вы смело можете провести свое лето
Наверх