Как страшный сон: Гафт сыграл Сталина в собственной пьесе

ИсточникGloss16 июня 2009, 11:36

На сцене "Современника" драматургия Гафта встретилась с режиссурой Виктюка
2009-02-02 / Григорий Заславский - завотделом культуры "НГ".

Редчайший случай: в названии спектакля нашлось место и имени драматурга, и имени постановщика: «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» – так называется премьера в «Современнике». Валентин Гафт написал пьесу, театр «Современник», где он служит, принял ее к постановке. Несколько месяцев назад Гафт впервые прочитал ее в Москве (см. «НГ» от 13.11.08), а теперь, после работы с Виктюком, сыграл в ней Сталина, то есть одну из главных ролей. На другую был приглашен Александр Филиппенко, им в помощь на сцене – Максим Разуваев. Почти два часа без антракта, на протяжении которых Гафт почти ни на минуту не покидает сцену, премьерный зал с искренним вниманием смотрел и слушал, время от времени смеялся и аплодировал.

Несколько слов о публике: как обычно, в «Современнике» на премьере было много узнаваемых лиц. Александр Шохин, Михаил Прохоров, Эдуард Дворкович, Евгений Примаков, Вячеслав Зайцев, Ирина Мирошниченко, Павел Каплевич, среди зрителей было по меньшей мере два народных артиста, сыгравших, вернее, играющих Сталина, – Игорь Кваша и Сергей Юрский.
Несколько слов о том, чем... загромождена (это, вероятно, и требовалось от художника Владимира Боера) сцена: красная с золоченым гербом СССР трибуна, лестница на колесиках с небольшим балкончиком (часть спектакля проходит там, наверху), и много, очень много изображений вождя – репродукции известных картин, в рамах и без, профили, исполинская фигура во френче и с маршальскими погонами. И в центре всего этого – два немолодых актера: Гафт, которому всё это приснилось и который берет на себя роль вождя, обозначая перемену легким акцентом, и Филиппенко, которому достаются почти все прочие роли – Эдварда Радзинского, Георгия Константиновича Жукова, Михаила Жванецкого и др.

Гафт выходит на сцену, кажется, во всем своем – в рубашке и джинсах, чуть ли не тех же, в которых впервые прочитал эту пьесу в минувшем ноябре. Пьеса, кстати, кажется, тоже не претерпела изменений, хотя уже при первом исполнении несколько озадачила: сложилось впечатление, будто бы у Гафта имеется какая-то личная обида на Радзинского, прорвавшаяся в стихи. Была надежда, что в спектакле удастся как-то избежать этого: не все же написанное следует выносить на уважаемую сцену, даже если это написано одним из лучших актеров труппы... Нет, читается всё без купюр, даже некоторые известные эпиграммы, которые – в эпиграммах это случается! – как виньетки, украшают ненормативные словечки. Кстати, одну из них Гафт, помнится, читал, когда в «Современник», чтобы поздравить театр с юбилеем, приезжал Владимир Путин. Потом этот момент по телевизору показывали, но слово непечатное «запикали». Здесь – все в открытую, хотя, что тут спорить, одно дело – почти домашняя встреча в своем кругу, другое – спектакль и сцена.

Пьеса Гафта по отношению к Радзинскому местами (повторяю, это – мое ощущение) – оскорбительная. Встреча с вождем всех народов происходит ночью, в архиве. «Эдик» первым делом отпрашивается в туалет, а по возвращении слышит из уст верховного: «Поправьте все-таки штаны, а то все прелести видны». В финале Сталин довольствуется обещанием: «Я всё исправлю и перепишу...»

Любопытно сравнить историю, которую рассказывает Гафт, то есть его пьесу, с повестью Леонида Зорина «Юпитер», у которого так называется драма о судьбе Сталина, то есть это – сюжет из жизни театра, где ставят спектакль о Сталине. Завязки, к слову, – схожие, у Гафта даже есть соответствующие строчки: «Теперь я в нем живу, а он живет во мне». А вот дальше дороги расходятся. Вживаясь в роль Сталина, герой-актер в повести гибнет. Сперва – в переносном смысле, в финале – в буквальном. У Гафта Сталин является, напротив, тем Юпитером, который не только рассылает направо и налево (то в Радзинского, то в Зюганова, то в Жванецкого) громы и молнии, – он вершит свой Страшный суд, и – как Бог – уже, разумеется, вырастает над нашими убогими земными представлениями о Зле и Добре.

То есть первое, что вызывает внутреннее сопротивление: неуважительное, мягко скажем, отношение к Радзинскому, а чуть позже – к Зюганову. И Радзинский мне не друг и не брат, тем более не друг мне, не брат (и даже не дальний родственник) Зюганов. Но... Как говорится, пожалуйста, в рамках приличий. В спектакле смех вызывает, когда Зюганов-Филиппенко приветствует такое положение вещей, при котором «есть женщины и никакого б...ва». Но, согласитесь, в реальной жизни лидер КПРФ если и смешон, то совсем не этими заявлениями. Я даже и не знаю, например, пользуется ли он ненормативной лексикой или нет (если узнаю, что вовсе не пользуется, не стану его любить больше)...

Воображаю себе сейчас умного читателя, который в этом месте или много раньше останавливается, чтобы сказать: дурак, это же – фантасмагория, что за претензии?!
Повторяю: не всякая фантазия заслуживает публичного исполнения. Для некоторых, к слову, у «Современника» имеется вполне достойное экспериментальное пространство Другой сцены. И... Да, там идет спектакль под названием «Полет черной ласточки», где Сталина играет Игорь Кваша. Перед самой премьерой Кваша не шутя делился сомнениями: если, мол, Сталин получится у меня положительным героем, я прекращаю играть... Казалось: бред. Актер не должен так глубоко задумываться. А сейчас, глядя на Гафта, соглашаюсь: Кваша-то был прав. Вполне возможно, что Гафту думалось, будто он предупреждает об опасности (в спектакле даже звучат нарезанные фрагменты в защиту Сталина из телевизионного проекта «Имя Россия»), но получается, по-моему, наоборот. Сталин – крупнее всех прочих. Убедительнее. Сильнее. И – выше. В целом получается – и не очень смешно, и опасно. Так, во всяком случае, мне показалось. Другие, возможно, восприняли эту историю и легче, и совсем в другом смысле.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Анатомия шоу ONUKA и НАОНИ: концерт, который рекомендуем не пропустить

Анатомия шоу ONUKA и НАОНИ: концерт, который рекомендуем не пропустить

Разбираемся, что такое ONUKA & НАОНИ и чего стоит ждать от этой программы

ART декабрь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

ART декабрь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

Лучшее, что будут показывать в киевских галереях

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Куда бежать в первую очередь, чтобы покуражиться и ничего не пропустить, читайте в этом материале

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Единственное место в Киеве, где готовят блюда северо-восточной Италии по старинным рецептам 200-летней давности

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Альтернатива выносящей мозг попсе

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Ученье – свет, а неученье – нелюбимая работа в офисе с 9 до 6. Учимся круто писать, работать с командой и общаться с налоговой

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Интервью с лидером группы СПБЧ накануне киевского концерта

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Как провести декабрь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке

дед

Новые статьи

Анатомия шоу ONUKA и НАОНИ: концерт, который рекомендуем не пропустить

Анатомия шоу ONUKA и НАОНИ: концерт, который рекомендуем не пропустить

Разбираемся, что такое ONUKA & НАОНИ и чего стоит ждать от этой программы
ART декабрь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

ART декабрь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

Лучшее, что будут показывать в киевских галереях
Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Куда бежать в первую очередь, чтобы покуражиться и ничего не пропустить, читайте в этом материале
Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Единственное место в Киеве, где готовят блюда северо-восточной Италии по старинным рецептам 200-летней давности
Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Альтернатива выносящей мозг попсе

ТОП месяца

Новая украинская музыка: группа The Erised презентует альбом в клубе Atlas

Новая украинская музыка: группа The Erised презентует альбом в клубе Atlas

Почему вечер среды тебе стоит провести в Атласе, разбираемся в этом материале
Fine Nuances: одежда для личности и кофе для счастья

Fine Nuances: одежда для личности и кофе для счастья

Пофилософствовать на тему вещей за чашкой самого-вкусного-эспрессо-в-мире от FINE и Александра Славинского мы отправились в шоу-рум NUANCES
Киевская философия: ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого

Киевская философия: ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого

В преддверии Всемирного дня философии редакция рассуждает об истории, развитии и применении этой науки в парадигме столичной жизни
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
РОМАН С АРТОМ: Интервью с одним из самых интересных молодых художников Украины Романом Михайловым

РОМАН С АРТОМ: Интервью с одним из самых интересных молодых художников Украины Романом Михайловым

О том, как живётся художниками молодого поколения – в откровениях одного из них
Наверх