Плохой артист играет сюжет, она может сыграть судьбу...

Источникnelegalka26 июля 2009, 19:13Театр   1

Наталья Доля училась не у меня. Она пришла в театр, как в таких случаях говорят, по производственной необходимости. Мы выпускали «Школу скандала» Р. Шеридана, и одна молодая актриса — а она репетировала довольно долго, несколько месяцев не могла справиться с ролью юной девушки Марии, вокруг которой Шеридан закрутил сюжетную интригу в пьесе. Роль небольшая, но очень важная в структуре спектакля.
    У каждого театра — свои кумиры. Годами они идут к зрительской симпатии, театральному успеху, народному обожанию. Их мастерство оттачивается на репетициях, получает признание на сцене. Но зритель видит лишь конечный результат творческого горения. А как актеры идут к нему, через какие сомнения и поиски проходят — нам, зрителям, неведомо. Публикуемые интервью с артистами, признаем, лишь приоткрывают завесу их личной и творческой жизни. Журналистские же репортажи о готовящихся премьерах дают только фрагментарное представление о направлении творческого поиска. По большому счету знает все обо всех и чуточку больше лишь тот, кого Александр Пушкин метко окрестил «театра злой законодатель». Сегодня самый почетный гражданин кулис — художественный руководитель.
    В Театре имени Леси Украинки таковым почти 15 лет является Михаил Резникович, выступавший, кстати, не раз автором «Киевских Ведомостей». На его глазах и с его участием происходит становление актеров, их творческая эволюция. Потому мы и предложили Михаилу Юрьевичу стать внештатным автором новой рубрики «КВ» — «Наша надежда». Героиня первой публикации — актриса театра Наталья ДОЛЯ.
    В дальнейшем мы постараемся рассказывать о тех артистах, которые уже сегодня, в крайнем случае, завтра, смогут взять на свои плечи серьезный репертуар театра и достойно, не хуже чем сегодняшние мастера, рассказать о человеческих страстях. Одним словом — о людях талантливых...

 НАТАША училась тогда на IV курсе у Николая Николаевича Рушковского, до премьеры оставалось не более трех недель, и мы решили попробовать. Не было времени для работы в репетиционном зале и Наташа, сразу после наших с ней разговоров о роли, вышла на сцену... Момент очень ответственный и для самой молодой актрисы, и для режиссера, который решается на такой шаг в уже сложившемся ансамбле спектакля. Важно чтобы при свете прожекторов, при пристальных взглядах из-за кулис (а в таких случаях там собирается весь театр), с напряженным ожиданием следящих за каждым ее движением — актриса выстояла.
    Наташа не растерялась и придала спектаклю необходимую ноту заразительной трогательной наивности. Театр принял молодую актрису сразу и безоговорочно. Помог «его величество случай», Наташа Доля вошла в наш коллектив.

    ПОЧТИ четырнадцать лет трудится она в нашем театре. За эти годы Наталья стала не только очень серьезной профессиональной актрисой, но и одним из лидеров своего поколения. Совсем молодые могут брать с нее пример — самосовершенствования и целеустремленности в работе, верности актерскому долгу, профессиональной честности, порядочности и той истовой работоспособности, без которой никто в театре не может состояться. Нынче она подошла к тому уровню мастерства, когда уже осознает, как важно ценить время на сцене, понимает его спрессованность, умеет полно и емко жить мгновением, выражать в мгновении сценического чувства максимум энергии, страсти, мысли.
    Играла она у разных режиссеров разные по значимости роли — как главные, так и очень маленькие эпизоды. Одни удавались ей легче, иные труднее, постепенно она постигала внутренние законы общения на сцене — ведь в каждом театре они в чем-то разные. В ранних работах актрисы ее героини  юны, порывисты. В них всегда пульсирует надежда на счастье. Но они были еще далеки от объема.
    В какой-то момент своей жизни в театре, она совершила поступок — достаточно решительный. К тому времени — а было это, лет пять или шесть тому назад — у нас в репертуаре уже достаточно долго с успехом шел спектакль «Настоящий мужчина в начале тысячелетия...» по пьесе немецкого драматурга Танкреда Дорста. Одна исполнительница главной роли к тому времени уехала в Москву, а другая, как бы это помягче выразиться, предпочитала играть только с актером, который был ей близким человеком, другой же исполнитель, очень хороший артист, практически на какое-то время был отстранен от участия в спектакле.
    Вот они, практически сами, отрепетировали спектакль заново и показали уже готовый прогон. Актриса сама проделала огромную работу по освоению роли и предъявила вполне законченный, сложный и неоднозначный женский характер, где были и любовь, и ненависть к мужу, и увлечение другим мужчиной, и жесточайшее разочарование, и пушкинское понимание, что «на свете счастья нет, но есть покой и воля...» — переосмысление всех с детства усвоенных понятий о женском счастье. За час двадцать сценического времени актриса проживала острейшие духовные катаклизмы молодой души, а я смотрел и диву давался: откуда она это знает — про отчаяние от предательства, на грани нервного срыва, про жуткую человеческую покорность, когда тебя окончательно добила жизнь, про совсем не молодую женскую мудрость... Оказывается — знает...

    АКТРИСА красива, обаятельна, и заразительность, искрометность юности ей удавалось передать достаточно легко. Особенно ярко проявились эти ее качества в спектакле «Маскарадные забавы», где она сыграла эдакую Анну Павлову времен Гольдони, молодую женщину с неистовым темпераментом, с всепоглощающей жаждой любить, и играть на сцене. Подлинные жизненные драмы, жестокие катаклизмы судьбы еще не обрушились на это молодое существо. Никто еще не бил дубинкой по ее одаренному лбу. Мы расстаемся с ней на взлете, в момент ее высшего театрального торжества, когда она счастлива в любви, в своей жизни в театре. И ей кажется, что весь мир к ее ногам — удача, мужчины, успех и что так будет всегда. На этой ноте молодого, счастливого, озорного счастья актриса прощается с нами в этом спектакле, вызывая подлинный восторг у зрителей, излучая мощный поток положительных эмоций...
    Но сама-то Наталья Доля уже начинала понимать, что на сцене все не так просто, что она требует привнесения огромной доли внутренней жизни человека, где слова не равны тому, что человек думает, а поступки отнюдь не исчерпывают его внутреннего мира. Что человек на сцене во многом интересен тем, что он скрывает, что без этой содержательности на подмостках возникает линейность, а сам актер — хочет он того или не хочет — демонстрирует однозначность человеческой души и глубоко не западает в сердце зрителя. Пришло понимание, что плохой, средний артист играет сюжет, а хороший — судьбу. И пришли роли, в которых это понимание необходимо было осуществить.

    МОЖЕТ быть, главная тема актрисы Натальи Доли — неосуществленности самых тайных женских желаний. Тех, что не дают жить спокойно, что толкают на свершения, подчас оборачивающиеся катастрофами — и желания, страсти эти почти всегда соседствуют с темой греха.
В пятый раз театр вернулся к «Каменному Властелину» Леси Украинки, и актриса получила возможность прожить на сценических подмостках жизнь главной героини Донны Анны. Интерпретация Лесей Украинкой старинной легенды — уникальна. Слабый Дон Жуан и сильная Анна... Многое здесь исходило от личности самого автора. Недаром Иван Франко как-то обмолвился, что в украинской литературе конца ХIХ — начала ХХ столетия есть только один настоящий мужчина — Леся Украинка...
    Актрисе предстояло сыграть судьбу женщины исключительной, особенной, испепеляющей страстью была отнюдь не любовь, как некое эмоциональное чувство — главное в этом характере — жажда власти. Такого Наталья еще не играла, не прикасалась на сцене к проживанию этого тайного, всеохватывающего душу желания. Оно, в конечном счете, подчиняет себе все ее поступки, все порывы.
    Конечно, молодой женщине хочется и того и этого, и пятого, и десятого, но все порывы эти подчинены одному — я должна быть первой в любви, в обществе, я должна властвовать, потому что я умна и красива, и я могу. Мне нужен не только мужчина, которого я люблю, мне нужен мужчина, который приведет меня к власти. Борьба за Дон Жуана с Долорес, важна ей как утверждение своей исключительности, своей женской неотразимой силы ума и сердца. Этакая очаровательная, здоровая, молодая акула — хочу всего!.. Быть первой, иметь рядом самого сильного, красивого мужчину и подчинить себе его, властвовать над людьми, реализовывать все свои порывы, все страсти и никому отчета не давать...
    Роль Донны Анны стала, может быть, первым звездным часом Натальи Доли в театре. После премьеры стало ясно — в театре родилась молодая героиня, и ей многое в серьезной драматургии подвластно.
    На театре не только характер героя оплодотворяется самой личностью артиста, но и личность артиста в какой-то мере меняется, соприкасаясь с миром мыслей, чувств, страстей того, кого приходится представлять на сцене. Щелчок — и включается некая «обратная связь», артист в чем-то глубоко тайном становится иным, чем до встречи с таким характером. По-моему, это случилось в данном случае.

    ПОСЛЕ «Каменного Властелина», почти не переводя дыхания, Наташа Доля приступила к новому проекту, может быть даже более ответственному, чем драма Леси Украинки. Театр решил возобновить наш культовый спектакль «Насмешливое мое счастье» по пьесе Леонида Малюгина, шедший с неизменным успехом с 1966 по 1984 год — до тех пор, пока я не вынужден был уйти из театра. Собственно, это было не восстановление, а создание нового спектакля с иным конфликтным натяжением между основными героями. В том давнем спектакле роль Лики Мизиновой играла Ада Роговцева. В новом — была поручена Наталье Доле.
    Сравнивать игру двух актрис некорректно. Мне не забыть, как Ада Николаевна читала в финале первого акта стихи Чехову «... Будут ли дни твои ясны, унылы, скоро ли сгину я жизнь погубя...» Это было сильно, искренне, в голосе, в глазах звенели мужественные слезы.
    Скажу сразу: Наталья Доля выдержала это сравнение, и на равных вошла в ансамбль таких мастеров как Вячеслав Езепов, Лариса Кадочникова, Николай Рушковский. В ней возникло главное, необходимое качество, без которого Лику не сыграть — мощное, бескорыстное чувство любви к Чехову.
    Сдержанная во всех проявлениях внутритеатральной жизни, Наташа в этой роли на сцене становилась абсолютно иной. И если есть камертон, то можно с уверенностью сказать, что качество это возникло. Она абсолютно воплотила в этой роли завет Марины Цветаевой: «Любовь — это все дары в костер, и всегда задаром».
    В сценах спектакля волнами, чередой переплелись легкость, воздушность, беззаботность молодой девушки и горе, мука, отчаяние, изнеможение женщины отвергнутой. В финальных эпизодах трагическая нота мужала и крепла. Момент смерти дочери в спектакле «Насмешливое мое счастье»: вытянутая, как струна, стоит Мизинова — Доля прижимая к себе ненужную уже детскую куклу — вся сгусток боли и отчаяния, и бесконечная тоска в глазах, и бесконечный протест против этой несправедливости — себе, людям, миру...
    По контрасту, в «Каменном Властелине» в последних сценах с Дон Жуаном — такая же бесконечная воля и жажда власти. В эти мгновения актриса приближается к пастернаковскому о том, что роль «... не читки требует с актера, а полной гибели всерьез...»

    В ЭТИХ работах актрисы все сильнее проявляется бесконечная сила ее сценических порывов, чувств, страстей. В жизни — сверхзакрытость, на сцене — сверхчувственность.
Потом Наташа родила сына... Но прежде она стала настоящей актрисой. Нужной театру. Актрисой всепроникающей искренности, сценической простоты высшего порядка, а качества эти всегда возникают только после долгих лет напряжения, чрезмерности эмоций, перелета и недолета чувств.

 

Gloss.ua теперь и в Telegram: подписывайся на канал @glossua и читай только о самом интересном, чтобы ничего не пропустить.

Подписывайся на нас в социальных сетях и будь в курсе последних новостей из жизни города: Facebook, Google+, Twitter.

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Наталья Доля

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

14 лучших детективных сериалов для уютных вечеров

14 лучших детективных сериалов для уютных вечеров

Сохранить список и запастись попкорном.

Плейлист: треки для танцев на шуршащих листьях в последние теплые дни

Плейлист: треки для танцев на шуршащих листьях в последние теплые дни

Приятная музыка, чтобы потанцевать и полежать в обнимку.

Не Львовом единым: куда идти и что смотреть в Черновцах
На пачке себе напиши: 10 правил адекватного курильщика

На пачке себе напиши: 10 правил адекватного курильщика

Главные пункты курительного этикета.

9 костюмов на Хэллоуин из постсоветских сериалов, фильмов и массовой культуры
Скандинавский тренд: что нужно знать о хюгге, чтобы жить счастливее

Скандинавский тренд: что нужно знать о хюгге, чтобы жить счастливее

«Хюгге» – это запах свежей булочки, теплые носки и мягкий плед.

I need smart baba without tarakany: 20 реальных цитат парней из Tinder
Где перезарядить мозг: гид по лучшим событиям недели в Киеве

Где перезарядить мозг: гид по лучшим событиям недели в Киеве

Джаз, танцы и новое искусство: нужное подчеркнуть.

Новые статьи

ТОП месяца

Наверх