Плохой артист играет сюжет, она может сыграть судьбу...

Источникnelegalka26 июля 2009, 19:13Театр

Наталья Доля училась не у меня. Она пришла в театр, как в таких случаях говорят, по производственной необходимости. Мы выпускали «Школу скандала» Р. Шеридана, и одна молодая актриса — а она репетировала довольно долго, несколько месяцев не могла справиться с ролью юной девушки Марии, вокруг которой Шеридан закрутил сюжетную интригу в пьесе. Роль небольшая, но очень важная в структуре спектакля.
    У каждого театра — свои кумиры. Годами они идут к зрительской симпатии, театральному успеху, народному обожанию. Их мастерство оттачивается на репетициях, получает признание на сцене. Но зритель видит лишь конечный результат творческого горения. А как актеры идут к нему, через какие сомнения и поиски проходят — нам, зрителям, неведомо. Публикуемые интервью с артистами, признаем, лишь приоткрывают завесу их личной и творческой жизни. Журналистские же репортажи о готовящихся премьерах дают только фрагментарное представление о направлении творческого поиска. По большому счету знает все обо всех и чуточку больше лишь тот, кого Александр Пушкин метко окрестил «театра злой законодатель». Сегодня самый почетный гражданин кулис — художественный руководитель.
    В Театре имени Леси Украинки таковым почти 15 лет является Михаил Резникович, выступавший, кстати, не раз автором «Киевских Ведомостей». На его глазах и с его участием происходит становление актеров, их творческая эволюция. Потому мы и предложили Михаилу Юрьевичу стать внештатным автором новой рубрики «КВ» — «Наша надежда». Героиня первой публикации — актриса театра Наталья ДОЛЯ.
    В дальнейшем мы постараемся рассказывать о тех артистах, которые уже сегодня, в крайнем случае, завтра, смогут взять на свои плечи серьезный репертуар театра и достойно, не хуже чем сегодняшние мастера, рассказать о человеческих страстях. Одним словом — о людях талантливых...

 НАТАША училась тогда на IV курсе у Николая Николаевича Рушковского, до премьеры оставалось не более трех недель, и мы решили попробовать. Не было времени для работы в репетиционном зале и Наташа, сразу после наших с ней разговоров о роли, вышла на сцену... Момент очень ответственный и для самой молодой актрисы, и для режиссера, который решается на такой шаг в уже сложившемся ансамбле спектакля. Важно чтобы при свете прожекторов, при пристальных взглядах из-за кулис (а в таких случаях там собирается весь театр), с напряженным ожиданием следящих за каждым ее движением — актриса выстояла.
    Наташа не растерялась и придала спектаклю необходимую ноту заразительной трогательной наивности. Театр принял молодую актрису сразу и безоговорочно. Помог «его величество случай», Наташа Доля вошла в наш коллектив.

    ПОЧТИ четырнадцать лет трудится она в нашем театре. За эти годы Наталья стала не только очень серьезной профессиональной актрисой, но и одним из лидеров своего поколения. Совсем молодые могут брать с нее пример — самосовершенствования и целеустремленности в работе, верности актерскому долгу, профессиональной честности, порядочности и той истовой работоспособности, без которой никто в театре не может состояться. Нынче она подошла к тому уровню мастерства, когда уже осознает, как важно ценить время на сцене, понимает его спрессованность, умеет полно и емко жить мгновением, выражать в мгновении сценического чувства максимум энергии, страсти, мысли.
    Играла она у разных режиссеров разные по значимости роли — как главные, так и очень маленькие эпизоды. Одни удавались ей легче, иные труднее, постепенно она постигала внутренние законы общения на сцене — ведь в каждом театре они в чем-то разные. В ранних работах актрисы ее героини  юны, порывисты. В них всегда пульсирует надежда на счастье. Но они были еще далеки от объема.
    В какой-то момент своей жизни в театре, она совершила поступок — достаточно решительный. К тому времени — а было это, лет пять или шесть тому назад — у нас в репертуаре уже достаточно долго с успехом шел спектакль «Настоящий мужчина в начале тысячелетия...» по пьесе немецкого драматурга Танкреда Дорста. Одна исполнительница главной роли к тому времени уехала в Москву, а другая, как бы это помягче выразиться, предпочитала играть только с актером, который был ей близким человеком, другой же исполнитель, очень хороший артист, практически на какое-то время был отстранен от участия в спектакле.
    Вот они, практически сами, отрепетировали спектакль заново и показали уже готовый прогон. Актриса сама проделала огромную работу по освоению роли и предъявила вполне законченный, сложный и неоднозначный женский характер, где были и любовь, и ненависть к мужу, и увлечение другим мужчиной, и жесточайшее разочарование, и пушкинское понимание, что «на свете счастья нет, но есть покой и воля...» — переосмысление всех с детства усвоенных понятий о женском счастье. За час двадцать сценического времени актриса проживала острейшие духовные катаклизмы молодой души, а я смотрел и диву давался: откуда она это знает — про отчаяние от предательства, на грани нервного срыва, про жуткую человеческую покорность, когда тебя окончательно добила жизнь, про совсем не молодую женскую мудрость... Оказывается — знает...

    АКТРИСА красива, обаятельна, и заразительность, искрометность юности ей удавалось передать достаточно легко. Особенно ярко проявились эти ее качества в спектакле «Маскарадные забавы», где она сыграла эдакую Анну Павлову времен Гольдони, молодую женщину с неистовым темпераментом, с всепоглощающей жаждой любить, и играть на сцене. Подлинные жизненные драмы, жестокие катаклизмы судьбы еще не обрушились на это молодое существо. Никто еще не бил дубинкой по ее одаренному лбу. Мы расстаемся с ней на взлете, в момент ее высшего театрального торжества, когда она счастлива в любви, в своей жизни в театре. И ей кажется, что весь мир к ее ногам — удача, мужчины, успех и что так будет всегда. На этой ноте молодого, счастливого, озорного счастья актриса прощается с нами в этом спектакле, вызывая подлинный восторг у зрителей, излучая мощный поток положительных эмоций...
    Но сама-то Наталья Доля уже начинала понимать, что на сцене все не так просто, что она требует привнесения огромной доли внутренней жизни человека, где слова не равны тому, что человек думает, а поступки отнюдь не исчерпывают его внутреннего мира. Что человек на сцене во многом интересен тем, что он скрывает, что без этой содержательности на подмостках возникает линейность, а сам актер — хочет он того или не хочет — демонстрирует однозначность человеческой души и глубоко не западает в сердце зрителя. Пришло понимание, что плохой, средний артист играет сюжет, а хороший — судьбу. И пришли роли, в которых это понимание необходимо было осуществить.

    МОЖЕТ быть, главная тема актрисы Натальи Доли — неосуществленности самых тайных женских желаний. Тех, что не дают жить спокойно, что толкают на свершения, подчас оборачивающиеся катастрофами — и желания, страсти эти почти всегда соседствуют с темой греха.
В пятый раз театр вернулся к «Каменному Властелину» Леси Украинки, и актриса получила возможность прожить на сценических подмостках жизнь главной героини Донны Анны. Интерпретация Лесей Украинкой старинной легенды — уникальна. Слабый Дон Жуан и сильная Анна... Многое здесь исходило от личности самого автора. Недаром Иван Франко как-то обмолвился, что в украинской литературе конца ХIХ — начала ХХ столетия есть только один настоящий мужчина — Леся Украинка...
    Актрисе предстояло сыграть судьбу женщины исключительной, особенной, испепеляющей страстью была отнюдь не любовь, как некое эмоциональное чувство — главное в этом характере — жажда власти. Такого Наталья еще не играла, не прикасалась на сцене к проживанию этого тайного, всеохватывающего душу желания. Оно, в конечном счете, подчиняет себе все ее поступки, все порывы.
    Конечно, молодой женщине хочется и того и этого, и пятого, и десятого, но все порывы эти подчинены одному — я должна быть первой в любви, в обществе, я должна властвовать, потому что я умна и красива, и я могу. Мне нужен не только мужчина, которого я люблю, мне нужен мужчина, который приведет меня к власти. Борьба за Дон Жуана с Долорес, важна ей как утверждение своей исключительности, своей женской неотразимой силы ума и сердца. Этакая очаровательная, здоровая, молодая акула — хочу всего!.. Быть первой, иметь рядом самого сильного, красивого мужчину и подчинить себе его, властвовать над людьми, реализовывать все свои порывы, все страсти и никому отчета не давать...
    Роль Донны Анны стала, может быть, первым звездным часом Натальи Доли в театре. После премьеры стало ясно — в театре родилась молодая героиня, и ей многое в серьезной драматургии подвластно.
    На театре не только характер героя оплодотворяется самой личностью артиста, но и личность артиста в какой-то мере меняется, соприкасаясь с миром мыслей, чувств, страстей того, кого приходится представлять на сцене. Щелчок — и включается некая «обратная связь», артист в чем-то глубоко тайном становится иным, чем до встречи с таким характером. По-моему, это случилось в данном случае.

    ПОСЛЕ «Каменного Властелина», почти не переводя дыхания, Наташа Доля приступила к новому проекту, может быть даже более ответственному, чем драма Леси Украинки. Театр решил возобновить наш культовый спектакль «Насмешливое мое счастье» по пьесе Леонида Малюгина, шедший с неизменным успехом с 1966 по 1984 год — до тех пор, пока я не вынужден был уйти из театра. Собственно, это было не восстановление, а создание нового спектакля с иным конфликтным натяжением между основными героями. В том давнем спектакле роль Лики Мизиновой играла Ада Роговцева. В новом — была поручена Наталье Доле.
    Сравнивать игру двух актрис некорректно. Мне не забыть, как Ада Николаевна читала в финале первого акта стихи Чехову «... Будут ли дни твои ясны, унылы, скоро ли сгину я жизнь погубя...» Это было сильно, искренне, в голосе, в глазах звенели мужественные слезы.
    Скажу сразу: Наталья Доля выдержала это сравнение, и на равных вошла в ансамбль таких мастеров как Вячеслав Езепов, Лариса Кадочникова, Николай Рушковский. В ней возникло главное, необходимое качество, без которого Лику не сыграть — мощное, бескорыстное чувство любви к Чехову.
    Сдержанная во всех проявлениях внутритеатральной жизни, Наташа в этой роли на сцене становилась абсолютно иной. И если есть камертон, то можно с уверенностью сказать, что качество это возникло. Она абсолютно воплотила в этой роли завет Марины Цветаевой: «Любовь — это все дары в костер, и всегда задаром».
    В сценах спектакля волнами, чередой переплелись легкость, воздушность, беззаботность молодой девушки и горе, мука, отчаяние, изнеможение женщины отвергнутой. В финальных эпизодах трагическая нота мужала и крепла. Момент смерти дочери в спектакле «Насмешливое мое счастье»: вытянутая, как струна, стоит Мизинова — Доля прижимая к себе ненужную уже детскую куклу — вся сгусток боли и отчаяния, и бесконечная тоска в глазах, и бесконечный протест против этой несправедливости — себе, людям, миру...
    По контрасту, в «Каменном Властелине» в последних сценах с Дон Жуаном — такая же бесконечная воля и жажда власти. В эти мгновения актриса приближается к пастернаковскому о том, что роль «... не читки требует с актера, а полной гибели всерьез...»

    В ЭТИХ работах актрисы все сильнее проявляется бесконечная сила ее сценических порывов, чувств, страстей. В жизни — сверхзакрытость, на сцене — сверхчувственность.
Потом Наташа родила сына... Но прежде она стала настоящей актрисой. Нужной театру. Актрисой всепроникающей искренности, сценической простоты высшего порядка, а качества эти всегда возникают только после долгих лет напряжения, чрезмерности эмоций, перелета и недолета чувств.

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Наталья Доля

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Интервью с лидером группы СПБЧ накануне киевского концерта

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Как провести декабрь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке

Обзор ресторана «Гаро»: грузинская кухня, современная подача и украинско-грузинское гостеприимство
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
А пошел бы ты в театр еще раз! Лучшие театральные гастроли декабря

А пошел бы ты в театр еще раз! Лучшие театральные гастроли декабря

Театра много не бывает. Вашему вниманию, гастроли львовских, черновицких и инародных коллективов уже в первую неделю декабря

Party Hard: Вечеринки декабря, на которые мы пошли бы сами

Party Hard: Вечеринки декабря, на которые мы пошли бы сами

Если душа требует развлечений, запоминай самые интересные ивенты декабря, которые мы однозначно рекомендуем не пропустить

А пошел бы ты в театр! Лучшие спектакли и премьеры декабря

А пошел бы ты в театр! Лучшие спектакли и премьеры декабря

Среди ТОП событий: возобновление работы ДАХа, триллер в цирке от Ирмы Витовской и Дикого театра и «Три товарища» в театре Франко с министром Культуры в одной из главных ролей

Не проспи декабрь: лучшие события месяца

Не проспи декабрь: лучшие события месяца

Обязательно занеси в планы: сумасшедшую Loshadka PRTY, открытие сезона на ВДНГ, праздник шмотья на Рождественском Кураж Базаре, джаз-фанк бум от Ивана Дорна и и еще с десяток событий, которые нельзя пропустить

дед

Новые статьи

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Интервью с лидером группы СПБЧ накануне киевского концерта
Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Как провести декабрь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Обзор ресторана «Гаро»: грузинская кухня, современная подача и украинско-грузинское гостеприимство

Обзор ресторана «Гаро»: грузинская кухня, современная подача и украинско-грузинское гостеприимство

Пишем только о том, что можем рекомендовать!
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
А пошел бы ты в театр еще раз! Лучшие театральные гастроли декабря

А пошел бы ты в театр еще раз! Лучшие театральные гастроли декабря

Театра много не бывает. Вашему вниманию, гастроли львовских, черновицких и инародных коллективов уже в первую неделю декабря

ТОП месяца

Гастронаводки октября

Гастронаводки октября

Новости ресторанов, кафе и еды в городе
Теперь едим дома: как прошел последний в этом году Фестиваль уличной еды. ФОТООТЧЕТ

Теперь едим дома: как прошел последний в этом году Фестиваль уличной еды. ФОТООТЧЕТ

Что ели, пили и как веселились голодные киевляне, смотри в репортаже Александра Дагеротиписта Кравченко
Книжный магазин-кафе «Хармс»: убежище интеллектуала-гика

Книжный магазин-кафе «Хармс»: убежище интеллектуала-гика

Книжный магазин, в котором ты найдешь только лучшую литературу, качественный винил и замечательный кофе
Прекрасный возраст: столичный ресторан "Кувшин" отпраздновал свой 11-й день рождения

Прекрасный возраст: столичный ресторан "Кувшин" отпраздновал свой 11-й день рождения

Шеф-повара запекали барашка на вертеле, из Грузии привезли легендарный сыр Гудисквелии, вино и традиционные сладости
7 фактов о новом альбоме The Maneken

7 фактов о новом альбоме The Maneken

Накануне выхода альбома и большого шоу мы собрали семь самых интересных фактов о новой работе ключевого проекта Евгения Филатова
Наверх