Театр разъединяет зрителя с самим собой

Gloss16 марта 2010, 13:22   753

Наталья Прокопенко из тех людей, которым интересно строить свои миры, отличные от обыденности, и приглашать туда других. И никогда не известно точно, каким будет ее новое ощущение — печальным или комедийным. Оно просто возникнет и создаст свой уникальный театр. На сцене жизни.

-- Наталья Юрьевна, давайте поговорим об отдыхе.
 -- О чужом отдыхе (смеется). Мне кажется, что отдых - это такая вещь, которую я для себя назвала бы большой роскошью... А вообще, я считаю, что если ты нашел себе дело, путь, который не променяешь ни на какой отдых, то, наверное, это само по себе отдых и есть.

Женщины, которые приводят детей ко мне в театральную школу, часто спрашивают: «Наталья Юрьевна, как Вы при Вашей занятости успеваете борщик сварить, телевизор посмотреть?» Успеваю, вы знаете. Просто не считаю, что на это нужно тратить много времени.

-- И дело, которому отдано время, которое не променяете ни на что…
-- Это театр. Тот, который мы с коллегами, с актерами уже четвертый год какими-то невероятными усилиями создаем. Я - профессиональный режиссер, и чем бы ни занималась, остаюсь режиссером всегда. В определенный момент моей жизни появилась возможность собрать свою труппу, найти репертуар, обустроить свой театральный мир.
Каким я его вижу? Довольно сложно определить. Хочется привлечь людей, которых будет интересовать твое искусство, но привлечь не любой ценой. Чтобы не просто сели и смеялись из-за какой-то ерунды. Хотя — нет, и это тоже бывает нужно, просто посмеяться от души. Только я, как художник, не считаю этот зрительский смех ради смеха своей задачей.

-- Что помогает «нащупать» эту задачу в работе, в постановке?
-- Прежде всего - материал. Например, когда мы начинали, в 2005 году, мы поставили «Безумный день, или Женитьбу Фигаро». Это было классическое решение, без авангардных или модернистских ходов, как у Захарова или Плучека. Так, как написано у Бомарше. Получилось очень весело и красиво, и мы сами получили удовольствие оттого, как играли это.
Но в постановку классического текста мы внесли свою «изюминку» - антре. Зритель, приходя в Дом клоунов, где мы играем «Фигаро», сразу же, буквально с порога, попадает в атмосферу комедии Бомарше. Его встречают пажи, очаровательные девушки в пышных платьях, предлагают шампанское и конфеты.
И на удивленный вопрос зрителя «А в честь чего, собственно, праздник?» ему не менее удивленно отвечают: «Как? В честь приезда графа!». Вот такое погружение. И это не все сюрпризы.
Немного по-другому расставлены акценты: и в центре интриги уже Графиня и Граф, а не канонический Фигаро.

В комедии абсурда по пьесе И. Эрдмана «Самоубийца» зритель во втором акте принимает участие по случаю мнимого ухода из жизни главного героя.
Прямо здесь же, за столиками в зале, происходит это действо, и в нем принимают участие и актеры, и зрители. Все, разумеется, в рамках текста и сюжета, но зритель имеет возможность «войти» е атмосферу спектакля. Вообще, антре перед началом спектакля стало своеобразным знаком нашего театра. Есть и множество других эксклюзивных наработок.

Мы работаем с абсолютно разноплановым репертуаром. Есть у нас и для думающего зрителя — глубоко драматический спектакль "Роза в дожде", и развлекательного плана спектакли. Да и в работе уже 3 новых разножанровых спектакля.


-- Такие нетрадиционные решения — это способ больше выразить себя или привлечь зрителя?
-- Вы знаете, думаю, и то, и другое. В Одессе достаточно театров, при этом людей, которые ходят в театр, не так уж и много. Театр сегодня не может владеть умами. Он может объединять какую-то положительную эмоцию. 
Мы решили быть альтернативным театром - мы можем себе это позволить, нам никто не диктует наших решений, и мы делаем так, как подсказывает сердце.
О чем сейчас должен говорить театр? Я вспоминаю, как Сергей Юрский в телепередаче «Школа злословия» сказал, что все, что сегодня происходит на сцене, — это не театр. Это зрелище, шоу. Такое зрелище объединяет. А театр, наоборот, всегда разъединяет зрителя — с самим собой, со своими традициями, даже, может быть, с теми привычками, в которых человек просуществовал до сих пор какой-то отрезок своей жизни.
 

Театр может открыть человеку ситуацию, которая ему нужна. Вот, скажем, тема — человек и социум. Я не вижу путей их соединения. Где заканчивается влияние социума и как человеку сохранить в нем себя? Мы сейчас готовимся ставить спектакль по мотивам "Похождений бравого солдата Швейка» В. Гашека, и там этот вопрос стоит очень жестко: неужели для того, чтобы выжить в обществе, нужно быть идиотом? И однозначного ответа, как вы понимаете, нет.


-- Вы авторитарный режиссер?
-- Безусловно. А иначе, зачем мне руководить театром (улыбается). Я изначально четко следую своему замыслу и, в принципе, точно знаю, про что я ставлю, до того, как начинается работа. И у актера нет вариантов — как изменить мою точку зрения. Существует длительный период, когда я работаю над материалом - и думаю, размышляю: о чем это? И как только замысел оформляется, его остается перенести на сцену так, как я вижу. А это уже дело техники. Главное — придумать.


 По материалам журнала "Туризм и Отдых" №11, 2008 (Яна Пизинцали)

 

Gloss.ua теперь и в Telegram: подписывайся на канал @glossua и читай только о самом интересном, чтобы ничего не пропустить.

Подписывайся на нас в социальных сетях и будь в курсе последних новостей из жизни города: Facebook, Google+, Twitter.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Art. Rave. Bursa: почему нужно успеть на новую выставку о рейвах в Киеве

Art. Rave. Bursa: почему нужно успеть на новую выставку о рейвах в Киеве

Если были на "Схеме", идти сюда точно стоит.

Каналы и боты в Telegram, которые облегчат жизнь киевлянина

Каналы и боты в Telegram, которые облегчат жизнь киевлянина

Один из них отслеживает билеты «Укрзалізниці»!

Удивительное рядом: киевский ресторан выдает меню в зависимости от гостей
Что с ними не так: 10 скандальных мобильных приложений

Что с ними не так: 10 скандальных мобильных приложений

Чем грешат программные разработчики.

О чем говорил Дэвид Линч в Киеве: отзывы киевлян
Записаться нельзя откладывать: 40 бесплатных онлайн-курсов от университетов со всего мира
Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Чтобы вы не сомневались, куда идти в кино.

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

От кожаных трусов до монгольских ножей.

Новые статьи

ТОП месяца

Наверх