Театр разъединяет зрителя с самим собой

Gloss16 марта 2010, 13:22

Наталья Прокопенко из тех людей, которым интересно строить свои миры, отличные от обыденности, и приглашать туда других. И никогда не известно точно, каким будет ее новое ощущение — печальным или комедийным. Оно просто возникнет и создаст свой уникальный театр. На сцене жизни.

-- Наталья Юрьевна, давайте поговорим об отдыхе.
 -- О чужом отдыхе (смеется). Мне кажется, что отдых - это такая вещь, которую я для себя назвала бы большой роскошью... А вообще, я считаю, что если ты нашел себе дело, путь, который не променяешь ни на какой отдых, то, наверное, это само по себе отдых и есть.

Женщины, которые приводят детей ко мне в театральную школу, часто спрашивают: «Наталья Юрьевна, как Вы при Вашей занятости успеваете борщик сварить, телевизор посмотреть?» Успеваю, вы знаете. Просто не считаю, что на это нужно тратить много времени.

-- И дело, которому отдано время, которое не променяете ни на что…
-- Это театр. Тот, который мы с коллегами, с актерами уже четвертый год какими-то невероятными усилиями создаем. Я - профессиональный режиссер, и чем бы ни занималась, остаюсь режиссером всегда. В определенный момент моей жизни появилась возможность собрать свою труппу, найти репертуар, обустроить свой театральный мир.
Каким я его вижу? Довольно сложно определить. Хочется привлечь людей, которых будет интересовать твое искусство, но привлечь не любой ценой. Чтобы не просто сели и смеялись из-за какой-то ерунды. Хотя — нет, и это тоже бывает нужно, просто посмеяться от души. Только я, как художник, не считаю этот зрительский смех ради смеха своей задачей.

-- Что помогает «нащупать» эту задачу в работе, в постановке?
-- Прежде всего - материал. Например, когда мы начинали, в 2005 году, мы поставили «Безумный день, или Женитьбу Фигаро». Это было классическое решение, без авангардных или модернистских ходов, как у Захарова или Плучека. Так, как написано у Бомарше. Получилось очень весело и красиво, и мы сами получили удовольствие оттого, как играли это.
Но в постановку классического текста мы внесли свою «изюминку» - антре. Зритель, приходя в Дом клоунов, где мы играем «Фигаро», сразу же, буквально с порога, попадает в атмосферу комедии Бомарше. Его встречают пажи, очаровательные девушки в пышных платьях, предлагают шампанское и конфеты.
И на удивленный вопрос зрителя «А в честь чего, собственно, праздник?» ему не менее удивленно отвечают: «Как? В честь приезда графа!». Вот такое погружение. И это не все сюрпризы.
Немного по-другому расставлены акценты: и в центре интриги уже Графиня и Граф, а не канонический Фигаро.

В комедии абсурда по пьесе И. Эрдмана «Самоубийца» зритель во втором акте принимает участие по случаю мнимого ухода из жизни главного героя.
Прямо здесь же, за столиками в зале, происходит это действо, и в нем принимают участие и актеры, и зрители. Все, разумеется, в рамках текста и сюжета, но зритель имеет возможность «войти» е атмосферу спектакля. Вообще, антре перед началом спектакля стало своеобразным знаком нашего театра. Есть и множество других эксклюзивных наработок.

Мы работаем с абсолютно разноплановым репертуаром. Есть у нас и для думающего зрителя — глубоко драматический спектакль "Роза в дожде", и развлекательного плана спектакли. Да и в работе уже 3 новых разножанровых спектакля.


-- Такие нетрадиционные решения — это способ больше выразить себя или привлечь зрителя?
-- Вы знаете, думаю, и то, и другое. В Одессе достаточно театров, при этом людей, которые ходят в театр, не так уж и много. Театр сегодня не может владеть умами. Он может объединять какую-то положительную эмоцию. 
Мы решили быть альтернативным театром - мы можем себе это позволить, нам никто не диктует наших решений, и мы делаем так, как подсказывает сердце.
О чем сейчас должен говорить театр? Я вспоминаю, как Сергей Юрский в телепередаче «Школа злословия» сказал, что все, что сегодня происходит на сцене, — это не театр. Это зрелище, шоу. Такое зрелище объединяет. А театр, наоборот, всегда разъединяет зрителя — с самим собой, со своими традициями, даже, может быть, с теми привычками, в которых человек просуществовал до сих пор какой-то отрезок своей жизни.
 

Театр может открыть человеку ситуацию, которая ему нужна. Вот, скажем, тема — человек и социум. Я не вижу путей их соединения. Где заканчивается влияние социума и как человеку сохранить в нем себя? Мы сейчас готовимся ставить спектакль по мотивам "Похождений бравого солдата Швейка» В. Гашека, и там этот вопрос стоит очень жестко: неужели для того, чтобы выжить в обществе, нужно быть идиотом? И однозначного ответа, как вы понимаете, нет.


-- Вы авторитарный режиссер?
-- Безусловно. А иначе, зачем мне руководить театром (улыбается). Я изначально четко следую своему замыслу и, в принципе, точно знаю, про что я ставлю, до того, как начинается работа. И у актера нет вариантов — как изменить мою точку зрения. Существует длительный период, когда я работаю над материалом - и думаю, размышляю: о чем это? И как только замысел оформляется, его остается перенести на сцену так, как я вижу. А это уже дело техники. Главное — придумать.


 По материалам журнала "Туризм и Отдых" №11, 2008 (Яна Пизинцали)

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

История влияния итальянского киноискусства на моду и на стиль жизни в целом

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Однажды мы устали пить и задумались, чем заняться. А эта история началась с того, что мы попали в театр...

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

Немножко поросячьего коллагена, чуточку ласточкиного гнезда и пару капель змеиной крови

Увидят все: в украинский прокат выходит фильм для слабовидящих зрителей

Увидят все: в украинский прокат выходит фильм для слабовидящих зрителей

Тифловерсия романтической картины «Свидание вслепую» будет доступна всем зрителям во всех кинотеатрах

Новые статьи

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать
Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»
Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

История влияния итальянского киноискусства на моду и на стиль жизни в целом

ТОП месяца

Гимн вечной молодости: Gimme Danger. История Игги и The Stooges

Гимн вечной молодости: Gimme Danger. История Игги и The Stooges

На два часа окунуться в историю величайшей рок-н-ролл группы всех времен
Анти Гонна и ее Порно Арт: любовь, наслаждение и эксперименты в высоком разрешении

Анти Гонна и ее Порно Арт: любовь, наслаждение и эксперименты в высоком разрешении

Убирайте детей от своих экранов и читайте интервью с художницей – сущим противоречием современной арт-среды
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи февраль: лучшие события месяца

Не проспи февраль: лучшие события месяца

Обязательно занеси в планы: театральный триллер Афродизиак, легендарного Андрея Макаревича, драйвого Галича, невероятных ДахаБраха и еще с десяток событий, которые нельзя пропустить
"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

О мечтах, искусстве, сложностях творческого пути и королеве Елизавете II
Наверх