Похождения бравого солдата
Йозеф Швейк - болтливый, но благовоспитанный увалень, который периодически страдает приступами ревматизма и предприимчивости (чаще всего - одновременно). Уволен с военной службы, так как признан медиками «полным идиотом». До войны занимался торговлей крадеными собаками, с началом Первой Мировой громогласно объявил о своем желании идти на фронт. И пошел, точнее поехал (о чем даже написала местная пресса). Успел побывать в полиции, в сумасшедшем доме и даже в гарнизонной тюрьме как дезертир и симулянт. Герой?! Сомнительно... Но с чем же тогда связана его популярность? Как объяснить то, что переводы незаконченного романа Ярослава Гашека на множество языков (в числе которых даже искусственно созданный эсперанто) облетели земной шар, и благодаря этому о похождениях простого солдата узнал весь мир? Узнал и буквально влюбился в Швейка. Почему история его деяний актуальна до сих пор? Есть секрет, и спрятан он где-то в дебрях личностной философии Йозефа Швейка, в его поведении, отношении к окружающей действительности - ведь все не так-то просто, как могло показаться на первый взгляд... История, написанная Ярославом Гашеком еще в самом начале прошлого века, интригует, будоражит умы, заставляет современных деятелей искусства работать, в первую очередь, над созданием новых спектаклей о бравом солдате Швейке.
Во-вторых, в постановке есть масштаб, зрелищность, эмоция. Нет никаких рамок, напрочь отсутствует пресловутая «четвертая стена» (которую, как показывает практика, не так уж и легко преодолеть), актеры свободно перемещаются как угодно и где угодно, вовлекая зрителей с головой в события минувших лет, захватывая внимание целиком и полностью. Если уж говорить откровенно, поначалу подобная свобода даже несколько настораживает. Представьте, сидите вы в зале перед началом спектакля, играет гимн, какой-то офицер посредством дикого крика призывает всех встать, а затем начинается перебранка, и «компетентные органы» буквально выволакивают за шиворот сидящих в зале зрителей на сцену! Тут поневоле поднапряжешься и поежишься: перспектива оказаться в числе «неугодных» не слишком-то радует. Но в данном случае цель на все 100% оправдывает средства: эпоха предстает перед зрителем во всей своей «красе», а сидящие в зале покорно следуют «проторенным путем», ощущая себя непосредственными участниками событий, а со временем и вовсе перестают пугаться и начинают чувствовать себя как рыба в воде,
Ну а в-третьих, в спектакле Натальи Прокопенко есть... самый настоящий Швейк! Такой, как у Гашека, такой, каким он должен быть. Сказать, что Дмитрий Олешко удачно исполнил роль бравого солдата - ничего не сказать, иного Йозефа Швейка представить трудно - уж очень персонаж колоритный и обаятельный вышел. Хорошо исполнили свои роли и другие актеры: Александр Самусенко, Денис Фалюта, но Олешко - достоин самых искренних похвал. Он подарил постановке какую-то особую динамику и незабываемую... естественность, что ли?
Так, благодаря всем этим «во-первых, во-вторых и в-третьих» спектакль вышел замечательный: смешной, яркий, поучительный. И главное - зритель понял позицию Швейка: война не нужна никому. Ее вообще не будет, если никто на нее не пойдет. Да и зачем вообще помышлять о подобном? И так есть куда пойти, есть места, где тебя ждут, где тебе рады, где ты дома. Одесский зритель понял Швейка, принял его точку зрения и согласился, что так действительно лучше. Дело за малым - не забывать об этом в реальной жизни, ведь по-настоящему брав не тот солдат, который знает военное дело, а тот, кто знает, как войну отменить.
По материалам газеты "Одесский Вестник", №41-42 13 марта 2010 года (Ольга Разина)