Да здравствуют Рогоносцы!
Бруно, тот самый рогоносец. Пьеса сколочена драматургом с веселой грубостью фарса. Тема любви и ревности доводится здесь до абсурда. Герой пьесы Бруно - исключительная личность, "деревенский философ", сочинитель, человек, одаренный богатейшим воображением художника и поэта. Он обожает свою верную жену Стеллу, но никак не хочет верить, что она ему верна. Страсть и ревность раздирают его душу... Согласно вздорной логике своей дикой страсти, Бруно, в тщетных поисках того, с кем бы она ему изменяла, заставляет Стеллу на самом деле изменять ему со всеми.
Знаменитый Отелло, как известно, был доверчив, Бруно же - не доверяет никому. Он - сам себе Яго, сам распаляет свои подозрения, сам взвинчивает свою ревность, бурно разглагольствуя перед молчаливым писарем Эстрюго и оцепеневшей от изумления, влюбленной в мужа, покорной ему и на все согласной Стеллой. Ревнивец сам отдает свою жену всем мужчинам села. И в конце концов теряет Стеллу.
Это необузданное, веселое, "балаганное" представление с потасовками и грубыми шуточками поднимает очень тонкую психологическую проблему - что с нами делает любовь?...
При постановке этой пьесы, по моему ощущению, должно было быть два подхода: сверхэмоциональность и абсолютная логическая ясность. В "Рогоносце" как раз найден баланс чувственности и ясности. Чувственность, конечно, во многом связана с темпераментом Д.Суржикова - Бруно и с изобразительным рядом, который эту чувственность подчеркивает.
Мне кажется, что именно при помощи "природы взгляда мужского", у меня произошло настоящее осмысление пьесы. Ее основной вопрос - что думает девушка, когда вышивает например, крестиком??? Это вопрос, на который ответить невозможно, и ты попадаешь в безумный капкан. При нарушении динамического стереотипа, при безумной логике жить невозможно. Максимализм прибивает людей, и здесь это, по-моему, продемонстрировано ярко и образно. Действительно, жить нельзя, когда ты не можешь ответить на вопрос, о чем думает девушка, когда она вышивает? Невозможно жить, если ты не знаешь, какие она видит сны! А дальше ты предпринимаешь любые действия, которые должны открыть тебе эту шкатулку с ее мыслями. Если ты не откроешь - ты погиб, ты запутался. Чем больше ты тратишь времени, тем больше она думает! И тем больше ты не понимаешь о чем. Конец!
Не постепенный подъём к финалу, а взлёт и падения на протяжении всей пьесы. Герой переживает бесконечное множество катарсисов и опять падает в бездну. Его можно назвать больным, можно – гениальным. Энергия заблуждения свойственна настоящему "влюбленому", это и есть его реальность. Пьеса не просто мрачная и безнадёжная. Она переполнена восторгом. Конечно, это восторг мрачный, разрушительный, восторг страдания всех "рогоносцев", где гармония любви рождается из противоборства чувств.....
P.S. В какой-то мере я тоже "рогоносец" и за рога меня удерживает Марина П. - мой вдохновитель на определенность контраста: здоровья, логики, нежности, света, и правильной Любви.....