Да здравствуют Рогоносцы!

Валерий Светлов22 марта 2010, 16:39Театр

...Вчерась на Левом раскручивали "маховик" любовных страстей мужчин одного небольшого поселения, вращая "жернова" ревности вокруг жены, порабощенной "великим" рогоносцем-мужем с сексуальным отклонением, получившее название в психоанализе - признаки подавленной гомосексуальности (желание разделить женщину с другими мужчинами). Спектакль "Рогоносец" - трагедия ревности. Однако слово "трагифарс" - более подходит и точнее говорит о жанре пьесы. Но сначала несколько слов о сюжете пьесы.....

Бруно, тот самый рогоносец.  Пьеса сколочена драматургом с веселой грубостью фарса. Тема любви и ревности доводится здесь до абсурда. Герой пьесы Бруно - исключительная личность, "деревенский философ", сочинитель, человек, одаренный богатейшим воображением художника и поэта. Он обожает свою верную жену Стеллу, но никак не хочет верить, что она ему верна. Страсть и ревность раздирают его душу... Согласно вздорной логике своей дикой страсти, Бруно, в тщетных поисках того, с кем бы она ему изменяла, заставляет Стеллу на самом деле изменять ему со всеми.

Знаменитый Отелло, как известно, был доверчив, Бруно же - не доверяет никому. Он - сам себе Яго, сам распаляет свои подозрения, сам взвинчивает свою ревность, бурно разглагольствуя перед молчаливым писарем Эстрюго и оцепеневшей от изумления, влюбленной в мужа, покорной ему и на все согласной Стеллой. Ревнивец сам отдает свою жену всем мужчинам села. И в конце концов теряет Стеллу.

Это необузданное, веселое, "балаганное" представление с потасовками и грубыми шуточками поднимает очень тонкую психологическую проблему - что с нами делает любовь?...

При постановке этой пьесы, по моему ощущению, должно было быть два подхода: сверхэмоциональность и абсолютная логическая ясность. В "Рогоносце" как раз найден баланс чувственности и ясности. Чувственность, конечно, во многом связана с темпераментом Д.Суржикова — Бруно и с изобразительным рядом, который эту чувственность подчеркивает.

А что касается логики — для меня она, может быть, впервые стала ясна именно через этот спектакль. При просмотре обнаружился ключ к этой пьесе, прочувствованный мною лично. У Бруно происходит нарушение динамического стереотипа. Вот когда ты, например, ешь, ты ж не думаешь, как ты это делаешь: берешь ложку, зачерпываешь суп… Ты действуешь автоматически. Это и есть динамический стереотип, который в жизни «прикрывает» массу процессов. При нарушении его человек может перестать есть, потому что все надо осмысливать каждое движение. У Бруно нарушение динамического стереотипа в любви. Он стал раскладывать все чувства, весь чувственный ряд, он пытается привести его к какой-то логике. И от этого все рухнуло!

Мне кажется, что именно при помощи "природы взгляда мужского", у меня произошло настоящее осмысление пьесы. Ее основной вопрос — что думает девушка, когда вышивает например, крестиком??? Это вопрос, на который ответить невозможно, и ты попадаешь в безумный капкан. При нарушении динамического стереотипа, при безумной логике жить невозможно. Максимализм прибивает людей, и здесь это, по-моему, продемонстрировано ярко и образно. Действительно, жить нельзя, когда ты не можешь ответить на вопрос, о чем думает девушка, когда она вышивает? Невозможно жить, если ты не знаешь, какие она видит сны! А дальше ты предпринимаешь любые действия, которые должны открыть тебе эту шкатулку с ее мыслями. Если ты не откроешь — ты погиб, ты запутался. Чем больше ты тратишь времени, тем больше она думает! И тем больше ты не понимаешь о чем. Конец!

В спектакле есть театральная игра, но игры и цитаты мне не очень интересны, я ведь смотрел организмом, а не головой. Это потом я мог осмыслить, разобрать... На"Рогоносце" я попал в эту логику и потом вместе с Бруно не мог из нее выбраться, не мог ответить ни на один вопрос, я пошел за Бруно, он меня убедил.... своей безысходностью, замкнутостью круга страданий и заблуждений, где в человеческом мучении ни что не "прорывается". Нет ни искупления, ни раскаяния, ни очищения...

Не постепенный подъём к финалу, а взлёт и падения на протяжении всей пьесы. Герой переживает бесконечное множество катарсисов и опять падает в бездну. Его можно назвать больным, можно – гениальным. Энергия заблуждения свойственна настоящему "влюбленому", это и есть его реальность. Пьеса не просто мрачная и безнадёжная. Она переполнена восторгом. Конечно, это восторг мрачный, разрушительный, восторг страдания всех "рогоносцев", где гармония любви рождается из противоборства чувств.....

P.S. В какой-то мере я тоже "рогоносец" и за рога меня удерживает Марина П. - мой вдохновитель на определенность контраста: здоровья, логики, нежности, света, и правильной Любви.....

В центре внимания

Читай также

Количество просмотров: 2681
ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

История влияния итальянского киноискусства на моду и на стиль жизни в целом

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Однажды мы устали пить и задумались, чем заняться. А эта история началась с того, что мы попали в театр...

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

Немножко поросячьего коллагена, чуточку ласточкиного гнезда и пару капель змеиной крови

Новые статьи

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»
ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать
Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»
Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи февраль: лучшие события месяца

Не проспи февраль: лучшие события месяца

Обязательно занеси в планы: театральный триллер Афродизиак, легендарного Андрея Макаревича, драйвого Галича, невероятных ДахаБраха и еще с десяток событий, которые нельзя пропустить
"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

О мечтах, искусстве, сложностях творческого пути и королеве Елизавете II
Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Как провести февраль без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Разбираемся в нюансах твоего гардероба
Наверх