Да здравствуют Рогоносцы!

Валерий Светлов22 марта 2010, 16:39Театр   1

...Вчерась на Левом раскручивали "маховик" любовных страстей мужчин одного небольшого поселения, вращая "жернова" ревности вокруг жены, порабощенной "великим" рогоносцем-мужем с сексуальным отклонением, получившее название в психоанализе - признаки подавленной гомосексуальности (желание разделить женщину с другими мужчинами). Спектакль "Рогоносец" - трагедия ревности. Однако слово "трагифарс" - более подходит и точнее говорит о жанре пьесы. Но сначала несколько слов о сюжете пьесы.....

Бруно, тот самый рогоносец.  Пьеса сколочена драматургом с веселой грубостью фарса. Тема любви и ревности доводится здесь до абсурда. Герой пьесы Бруно - исключительная личность, "деревенский философ", сочинитель, человек, одаренный богатейшим воображением художника и поэта. Он обожает свою верную жену Стеллу, но никак не хочет верить, что она ему верна. Страсть и ревность раздирают его душу... Согласно вздорной логике своей дикой страсти, Бруно, в тщетных поисках того, с кем бы она ему изменяла, заставляет Стеллу на самом деле изменять ему со всеми.

Знаменитый Отелло, как известно, был доверчив, Бруно же - не доверяет никому. Он - сам себе Яго, сам распаляет свои подозрения, сам взвинчивает свою ревность, бурно разглагольствуя перед молчаливым писарем Эстрюго и оцепеневшей от изумления, влюбленной в мужа, покорной ему и на все согласной Стеллой. Ревнивец сам отдает свою жену всем мужчинам села. И в конце концов теряет Стеллу.

Это необузданное, веселое, "балаганное" представление с потасовками и грубыми шуточками поднимает очень тонкую психологическую проблему - что с нами делает любовь?...

При постановке этой пьесы, по моему ощущению, должно было быть два подхода: сверхэмоциональность и абсолютная логическая ясность. В "Рогоносце" как раз найден баланс чувственности и ясности. Чувственность, конечно, во многом связана с темпераментом Д.Суржикова — Бруно и с изобразительным рядом, который эту чувственность подчеркивает.

А что касается логики — для меня она, может быть, впервые стала ясна именно через этот спектакль. При просмотре обнаружился ключ к этой пьесе, прочувствованный мною лично. У Бруно происходит нарушение динамического стереотипа. Вот когда ты, например, ешь, ты ж не думаешь, как ты это делаешь: берешь ложку, зачерпываешь суп… Ты действуешь автоматически. Это и есть динамический стереотип, который в жизни «прикрывает» массу процессов. При нарушении его человек может перестать есть, потому что все надо осмысливать каждое движение. У Бруно нарушение динамического стереотипа в любви. Он стал раскладывать все чувства, весь чувственный ряд, он пытается привести его к какой-то логике. И от этого все рухнуло!

Мне кажется, что именно при помощи "природы взгляда мужского", у меня произошло настоящее осмысление пьесы. Ее основной вопрос — что думает девушка, когда вышивает например, крестиком??? Это вопрос, на который ответить невозможно, и ты попадаешь в безумный капкан. При нарушении динамического стереотипа, при безумной логике жить невозможно. Максимализм прибивает людей, и здесь это, по-моему, продемонстрировано ярко и образно. Действительно, жить нельзя, когда ты не можешь ответить на вопрос, о чем думает девушка, когда она вышивает? Невозможно жить, если ты не знаешь, какие она видит сны! А дальше ты предпринимаешь любые действия, которые должны открыть тебе эту шкатулку с ее мыслями. Если ты не откроешь — ты погиб, ты запутался. Чем больше ты тратишь времени, тем больше она думает! И тем больше ты не понимаешь о чем. Конец!

В спектакле есть театральная игра, но игры и цитаты мне не очень интересны, я ведь смотрел организмом, а не головой. Это потом я мог осмыслить, разобрать... На"Рогоносце" я попал в эту логику и потом вместе с Бруно не мог из нее выбраться, не мог ответить ни на один вопрос, я пошел за Бруно, он меня убедил.... своей безысходностью, замкнутостью круга страданий и заблуждений, где в человеческом мучении ни что не "прорывается". Нет ни искупления, ни раскаяния, ни очищения...

Не постепенный подъём к финалу, а взлёт и падения на протяжении всей пьесы. Герой переживает бесконечное множество катарсисов и опять падает в бездну. Его можно назвать больным, можно – гениальным. Энергия заблуждения свойственна настоящему "влюбленому", это и есть его реальность. Пьеса не просто мрачная и безнадёжная. Она переполнена восторгом. Конечно, это восторг мрачный, разрушительный, восторг страдания всех "рогоносцев", где гармония любви рождается из противоборства чувств.....

P.S. В какой-то мере я тоже "рогоносец" и за рога меня удерживает Марина П. - мой вдохновитель на определенность контраста: здоровья, логики, нежности, света, и правильной Любви.....

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com

Новые материалы

Успех или провал: пешеходы, водители и эксперты высказываются о пешеходном Подоле
Эксперимент редакции: нальют ли бесплатно воды в жару в ресторанах Киева

Эксперимент редакции: нальют ли бесплатно воды в жару в ресторанах Киева

Milk Bar, Beef, Dogs & Tails и многие другие столичные заведения.

"Только не в центр!": мероприятия на День независимости для тех, кто устал от банальщины
6 приютов для животных в Киеве, где собаки и коты очень ждут вас

6 приютов для животных в Киеве, где собаки и коты очень ждут вас

Решайтесь и делайте добрые дела, есть хороший повод.

ТОП-10 самых дешевых и дорогих квартир, которые сдаются в Киеве
Секреты Чернобыльской зоны отчуждения: интервью со сталкером
12 странных блюд из McDonald’s, которые не найти в Украине

12 странных блюд из McDonald’s, которые не найти в Украине

От сладких бургеров — к фалафелю.

Если "Друзья" надоели: 9 сериалов, которые спасут от депрессии
Не проспи август

Новые статьи

ТОП месяца

Делаем ставки: 5 главных обещаний киевлянам, в которые уже никто не верит

Делаем ставки: 5 главных обещаний киевлянам, в которые уже никто не верит

Надежда умирает последней.
Как в Европе: 10 летних террас Киева, за которые не стыдно

Как в Европе: 10 летних террас Киева, за которые не стыдно

С них стоит брать пример.
Умные и ироничные: 15 новых Telegram-каналов

Умные и ироничные: 15 новых Telegram-каналов

Подписывайтесь, чтобы знать больше и шутить лучше.
Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times

Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times

Внушительный список, который лучше сохранить для себя.
Facebook-спор: что не так с новым памятником Анне Ахматовой в Киеве

Facebook-спор: что не так с новым памятником Анне Ахматовой в Киеве

Разбираем тему последних горячих обсуждений на просторах соцсетей.
Наверх