"Дядько Іван" по Молодому
Да, все знают, что персонажи «серьёзных» чеховских пьес пьют чай или что покрепче, много говорят о себе и отвлечённых вещах. И ничего не делают. Рассуждают, рассуждают, рассуждают. Потом, правда, стреляют или стреляются. Как бы «ни с того, ни с сего». (Только «Вишнёвый сад» обходится без огнестрельного оружия).
Что это? Плохая «неостросюжетная» драматургия? А, может, наоборот, - слишком хорошая? (Вопрос-задание на дом для любителей «шевелить мозгами»).
Если пересказывать пьесу Чехова «Дядя Ваня» (хотя любой пересказ пошл), то выйдет примерно такая история.
Нестарый по нынешним меркам 47-летний мужчина (дядя Ваня, Иван Петрович Войницкий), дворянин (на дворе - конец XIX века), записал себя в неудачники и старики. Он в молодости подавал надежды, мнил себя Достоевским и Шопенгауэром. Потом, как часто это бывает, сделался НИКЕМ - сельхозуправляющим в имении племянницы и жалким нытиком по жизни.
Но дядя Ваня добр и поэтому симпатичен. Он безнадёжно влюблён в молодую женщину Елену, которая живёт в имении. Она замужем. Мужа она не любит (тот - профессор в отставке, он болен, у него кончаются деньги, он - зануда, наконец, он - МУЖ!)
Дядя Ваня застаёт свою избранницу с другим. Другой - помоложе. Это доктор Астров. Он лечит болезни, вскрывает трупы, почти маниакально спасает леса в том месте, где живёт, пьёт водку (не всегда), не прочь завести «шашни» с замужней красивой женщиной, вполне осознаёт, что «жизнь его проиграна», однако не ноет по этому поводу. Вообщем, нормальный русский уездный доктор конца XIX века.
Дядю Ваню подстерегает ближе к концу пьесы ещё один удар: его собираются «попросить» из имения его покойной жены. Профессор, обладатель молодой жены, вздумал продать имение и с помощью махинаций улучшить своё материальное положение. Свой главный «промах» по жизни (хотел, да не стал «светлой личностью») дядя Ваня - никудышный провинциальный любовник - связывает напрямую со «злым гением» - профессором Серебряковым. (Вместо того, чтобы попенять на самого себя.)
Разнесчастный дядя Ваня вынужден вновь засесть за ненавистные амбарные книги, намереваясь продолжить тоскливую «карьеру» управляющего. Ничего ему уже не «светит»: «ни огонёк вдали», ни самоуважение, ни спокойная старость. Разве что «небо в алмазах» в загробной жизни, о которой наяву грезит Соня, его набожная племянница.
Вот весьма поверхностный пересказ очень неплоской пьесы Чехова, старательно следующего духу «мистического реализма» (если я намудрил с термином - забираю его обратно).
Кто-то подумает, что пьеса Чехова - абсурд и хаос, и непонятно про что. Действительно, не сразу-то и понятно.
Спектакль «Дядя Ваня» - тоже как бы непонятно про что.
Понятно только, что не про одни низкие материи идёт речь. Не про отвергнутого столичной «штучкой» жалкого дядю Ваню; не про живительный цинизм более «крепкого» и более обаятельного Астрова; не про очаровательную трусиху, красавицу-самку Елену, мечтающую о «красивом» адюльтере, но не «созревшую» до него; даже не про уездную жизнь, где скучно, грязно, где «разбиваются» сердца, где нет впереди «светлого огонька» (хотя и про всё это тоже!)
Говоря о постановке «Дяди Вани» хочется, однако, «взять выше». Чтобы убедиться, что оно существует, - и стоит, например, пойти в Молодой театр.