"Fердинандо" Романа Виктюка: люби не люби, а платить придется

Валерий Светлов2 апреля 2010, 18:49Театр

Каждый спектакль Романа Виктюка становится событием. Хотя его режиссуру многие  не переносят на дух. И вдруг - в Киеве Fердинандо. При фантастически яркой форме – простой, глубокий и даже сложно-психологический спектакль. Так у Виктюка - с размахом, любовью и восторгом - показывается "добродетельный" порок.

Сколько раз уже приходилось слышать смешки, мол, Виктюк "исписался", "повторяется" и прочее. На все это я могу только ответить, в отличие от постановок других "ультрамодных" господ, именующихся режиссерами, в спектаклях Романа Григорьевича за два часа действия я проживаю то, что называется ТЕАТРОМ.

Роман Виктюк - режиссер страсти. Натуральной, животной, физиологической. Той, что всегда замалчивалась и прикрывалась абстрактным словом "любовь". На спектаклях Романа Виктюка всегда думаешь о том, почему ему так трудно в нашем театральном пространстве.

Не потому ли, что он всегда говорит о запретном? Срывает кутюрный глянец, устраивает душевный стриптиз? Ищет в высоком низкое? Переворачивает с ног на голову?

Природа страсти - она для всех одна. И не важно, кто кого вожделеет: женщина мужчину, мужчина женщину, женщина женщину, мужчина мужчину. Важно, что природное, животное выходит в жизни часто на первый план, и тогда человек не справляется. Он раскидывает руки, ходит по лестницам, крутится вокруг стриптизного шеста, бьется в конвульсиях, и все его тело выбрасывает в зрительный зал только один импульс - "Желаю-ю-ю!"

Секс, энергия физического влечения - самая мощная сила в мире. Мощь, которая заведет…   Кого-то - в театр, чтобы, сидя в темном зале, дрожать от возбуждения вместе с актерами и пытаться понять что-то новое про жизнь, про любовь, про страсть и, может быть, про самого себя. Роман Виктюк понимает, что самое интересное - обнажать запретное. Пугаться…  Не скрывать своих ощущений - необычных, неадекватных. Того, чего стесняешься, считаешь неприличным. Это и есть самое живое и настоящее.

Пьеса Fердинандо решается как игровой поединок, в быстром ритме, построенный на остроте ситуаций и легкости диалогов. Поведение персонажей этого спектакля, на первый взгляд, не эмоционально: слова несут чисто служебную функцию, давая лишь необходимый минимум информации. Но - и это не ново для Виктюка. Пластика также минимальна и ритуальна.

Начинается спектакль полной музыкальной феерией, в которой только перебранки бедной родственницы  Джозуальды (Ольга Онищенко) и баронессы Клотильды (Эра Зиганшина) - точны и шумны своей грубостью. Выражение лица баронессы Клотильды - слишком определенное, демоническое. Она не дает соскучиться, то и дело сбивая ритм, меняя тональность, почти напрямик обращаясь к публике, видя что публика уже готова сопереживать.

Роман Виктюк - режиссер страсти

В какие-то минуты, кажется, силы совершенно покидают Клоти, и, обессилев, отяжелев, она идет ко "дну", погружается в бездну отчаяния и трагедии.

А потом - будто взбрыкивает, отметает все грустные и глупые мысли о смерти и высоком,  и голосом, полным юношеского задора и озорства, снова возвращает себя к жизни. В Эре Зиганшиной удачно сочетаются интеллектуальность, с какой она отдается размышлениям, с безбашенным ее хулиганством по отношению к пастору Дону Кателлино (Андрей Васильев).  Тот, в свою очередь,  растекаясь в новой любви к Фердинандо,  тем самым создает раздор мужской "пластики" с женской. Странным холодом статических поз и лиц героев веет от действия (под французский шансон).

И ритм, и атмосфера спектакля меняются с появлением Фердинандо (Роман Полянский). Он с уверенностью мастера развертывает партитуру эмоциональных состояний своего героя, органично переходя от гавкающей, наивной собачонки к любвеобильному плуту.

Фердинандо выбирает для всех участников пьесы холодноватый, выверенный на  одинаковость применения посулов порока, сексуальный тон. Любовники залезают друг другу на коленки, куролесят, прыгают, играют.... от чего затем проскальзывает усталость игры. Пьеса, конечно же, не миновала влияния (Луиджи Пиранделло), и тема истинности флирта, чем дальше, тем больше набирает силу.

Фердинандо безжалостно разрушает миф об ослепительном красавце, срывая парик (маску) подлеца, не пытаясь больше облагораживать себя. В нем проявляется темная сила чувств, которая, достигнув пика, обрывается в пустоту. Для Фердинандо важнее интонации, медленные и тягучие, не произносимые, а пропеваемые, то тонким голоском искусителя, то, вдруг, таким же чужим, нарочитым монотонным…  циника.  Все затейливо, все непросто. Он уходит, развенчав иллюзии Джозуальды и Пастора, но не Баронессы. Она такая же "зажизненая" на зло, что притягивает ее на страсть немолодой тетки на белое тело юного соблазнителя... . Чаша с ядом в финале воспринимается лишь как дальнейшее понижение температуры... Клотильды и градуса человеческой морали Джозуальды...

Переодевание в цвет, - пожалуй, самая динамичная "часть" спектакля. И, наверное, самая естественная. Все первое действие на актерах черное платье и все они - в черном, все второе - играют во всем белом, точно смерть - реальная, физическая - случилась за время антракта, и дальнейшее происходит уже за порогом земного существования...


Авантюрную драму Виктюк тянет в разные стороны, свои реплики актеры произносят медленными тягучими голосами, даже самый "простодушный" жест выдается за священнодействие. Растянутые гласные, «разбавленные» танцевальными миниатюрами, по идее должны поощрять публику к психоделическому созерцанию костюмов в открытых фрагментах полуобнаженного тела. Но подробности игры, собственные актерские возможности ценятся выше музыкального и прочего "сопровождения"....

Виктюк узнаваем по тому, как извиваются, льнут друг к другу и разбегаются в разные стороны его актеры. Пластические экзерсисы часто важнее собственно сюжета, самой пьесы… И тогда становится уже совсем не важно, что говорят, что делают актеры. Порой кажется, он специально берет такое, не важное. Пьесы, которые он выбирает, ни на что не претендуют, кроме аморфно-сексуального, так что режиссер может не бояться  «сопротивления материала». И делает с ними все, что захочет.

В оформлении сцены Виктюк, кажется, все больше "ужимается", точно держит в голове облегченный гастрольный вариант. На сей раз на сцене каркас, гроб и закулисье Октябрьского, органично вписавшегося в реквизит. Зато костюмы "без фальши".
НА ЭТОТ раз режиссер Роман Виктюк обошелся без эпатажа. В спектакле актеры мало работают в эротической пластике, а в их диалогах не слышатся знакомые "пряные" интонации.

Режиссер поставил общечеловеческий спектакль.  С небрежностью профессионала, не
склонного здесь преувеличивать значение формы. Он обошелся без внешнего лоска. И
доказал, что может себе это позволить - авторитет у театральной аудитории уже нажит. Понятие "стиль Виктюка" прочно укоренилось в сознании искушенного зрителя и стало символом яркого и неожиданного театрального действа, которое сочетает тонкий психологизм с феерической зрелищностью. Этот стиль стал гарантом превосходной актерской игры и высочайшего качества постановки на украинских подмостках театральных......

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Роман Виктюк

Концертное место: Октябрьский дворец

Спектакль: Ferdinando

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Обзор семейного ресторана Forest Club: детский лагерь, фермерское меню и фестиваль сельди

Обзор семейного ресторана Forest Club: детский лагерь, фермерское меню и фестиваль сельди

Здесь знают, как позаботиться о ваших детях, как удивить ваши вкусовые рецепторы и как накормить еще сытнее и здоровее, чем дома

Удивляя местных или Как объехать весь Цейлон с палаткой

Удивляя местных или Как объехать весь Цейлон с палаткой

Лайфхаки, советы и впечатления украинцев от Шри-Ланки

Интервью с архитектором Олегом Дроздовым: "Современного Киева, к сожалению, нет"

Интервью с архитектором Олегом Дроздовым: "Современного Киева, к сожалению, нет"

Поговорили об архитектуре в целом и образе Киева, сложившемся за последние годы

Евровидение-2017: знакомство с участниками конкурса. ВИДЕО

Евровидение-2017: знакомство с участниками конкурса. ВИДЕО

Читай внимательно, слушай еще внимательнее и делай свой выбор

В Мистецькому Арсеналі открылся масштабный выставочный проект «Чисте мистецтво»
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Успеваете в апреле. 9 интригующих спектаклей о любви

Успеваете в апреле. 9 интригующих спектаклей о любви

Жаркие, близкие, бракованные, коварные, снизу или сверху, и даже между жизнью и смертью - истории о любви в апреле

Гастронаводки марта: новости ресторанов, кафе и еды в городе

Гастронаводки марта: новости ресторанов, кафе и еды в городе

Пишем только о том, что можем рекомендовать

фыва

Новые статьи

Обзор семейного ресторана Forest Club: детский лагерь, фермерское меню и фестиваль сельди

Обзор семейного ресторана Forest Club: детский лагерь, фермерское меню и фестиваль сельди

Здесь знают, как позаботиться о ваших детях, как удивить ваши вкусовые рецепторы и как накормить еще сытнее и здоровее, чем дома
Удивляя местных или Как объехать весь Цейлон с палаткой

Удивляя местных или Как объехать весь Цейлон с палаткой

Лайфхаки, советы и впечатления украинцев от Шри-Ланки
Интервью с архитектором Олегом Дроздовым: "Современного Киева, к сожалению, нет"

Интервью с архитектором Олегом Дроздовым: "Современного Киева, к сожалению, нет"

Поговорили об архитектуре в целом и образе Киева, сложившемся за последние годы
Евровидение-2017: знакомство с участниками конкурса. ВИДЕО

Евровидение-2017: знакомство с участниками конкурса. ВИДЕО

Читай внимательно, слушай еще внимательнее и делай свой выбор
В Мистецькому Арсеналі открылся масштабный выставочный проект «Чисте мистецтво»

В Мистецькому Арсеналі открылся масштабный выставочный проект «Чисте мистецтво»

Посетить выставку можно до 9 мая

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Мама, папа, я - спортивная семья: семейный забег Nova Poshta Kyiv Half Marathon

Мама, папа, я - спортивная семья: семейный забег Nova Poshta Kyiv Half Marathon

Присоединяйся к беговой традиции города
Как прошло открытие сезона Кураж Базара. ФОТОрепортаж

Как прошло открытие сезона Кураж Базара. ФОТОрепортаж

На Платформе снова продавали-покупали, ели-пили и всячески куражились соскучившиеся по опен эйр фестивалям киевляне и гости столицы
The Great Gatsby Ballet в Киеве: балет, который невозможно пропустить

The Great Gatsby Ballet в Киеве: балет, который невозможно пропустить

Постановка на основе одноименного романа американского писателя Френсиса Фицджеральда с мировыми звездами балета
Городские сумасшедшие: видимое безумие или безумное видение?

Городские сумасшедшие: видимое безумие или безумное видение?

Санта Джеймс, Человек-радио, призрак Лоры Палмер и другие герои киевских улиц
Наверх