"Fердинандо" Романа Виктюка: люби не люби, а платить придется

Валерий Светлов2 апреля 2010, 18:49Театр   1091

Каждый спектакль Романа Виктюка становится событием. Хотя его режиссуру многие  не переносят на дух. И вдруг - в Киеве Fердинандо. При фантастически яркой форме – простой, глубокий и даже сложно-психологический спектакль. Так у Виктюка - с размахом, любовью и восторгом - показывается "добродетельный" порок.

Сколько раз уже приходилось слышать смешки, мол, Виктюк "исписался", "повторяется" и прочее. На все это я могу только ответить, в отличие от постановок других "ультрамодных" господ, именующихся режиссерами, в спектаклях Романа Григорьевича за два часа действия я проживаю то, что называется ТЕАТРОМ.

Роман Виктюк - режиссер страсти. Натуральной, животной, физиологической. Той, что всегда замалчивалась и прикрывалась абстрактным словом "любовь". На спектаклях Романа Виктюка всегда думаешь о том, почему ему так трудно в нашем театральном пространстве.

Не потому ли, что он всегда говорит о запретном? Срывает кутюрный глянец, устраивает душевный стриптиз? Ищет в высоком низкое? Переворачивает с ног на голову?

Природа страсти - она для всех одна. И не важно, кто кого вожделеет: женщина мужчину, мужчина женщину, женщина женщину, мужчина мужчину. Важно, что природное, животное выходит в жизни часто на первый план, и тогда человек не справляется. Он раскидывает руки, ходит по лестницам, крутится вокруг стриптизного шеста, бьется в конвульсиях, и все его тело выбрасывает в зрительный зал только один импульс - "Желаю-ю-ю!"

Секс, энергия физического влечения - самая мощная сила в мире. Мощь, которая заведет…   Кого-то - в театр, чтобы, сидя в темном зале, дрожать от возбуждения вместе с актерами и пытаться понять что-то новое про жизнь, про любовь, про страсть и, может быть, про самого себя. Роман Виктюк понимает, что самое интересное - обнажать запретное. Пугаться…  Не скрывать своих ощущений - необычных, неадекватных. Того, чего стесняешься, считаешь неприличным. Это и есть самое живое и настоящее.

Пьеса Fердинандо решается как игровой поединок, в быстром ритме, построенный на остроте ситуаций и легкости диалогов. Поведение персонажей этого спектакля, на первый взгляд, не эмоционально: слова несут чисто служебную функцию, давая лишь необходимый минимум информации. Но - и это не ново для Виктюка. Пластика также минимальна и ритуальна.

Начинается спектакль полной музыкальной феерией, в которой только перебранки бедной родственницы  Джозуальды (Ольга Онищенко) и баронессы Клотильды (Эра Зиганшина) - точны и шумны своей грубостью. Выражение лица баронессы Клотильды - слишком определенное, демоническое. Она не дает соскучиться, то и дело сбивая ритм, меняя тональность, почти напрямик обращаясь к публике, видя что публика уже готова сопереживать.

Роман Виктюк - режиссер страсти

В какие-то минуты, кажется, силы совершенно покидают Клоти, и, обессилев, отяжелев, она идет ко "дну", погружается в бездну отчаяния и трагедии.

А потом - будто взбрыкивает, отметает все грустные и глупые мысли о смерти и высоком,  и голосом, полным юношеского задора и озорства, снова возвращает себя к жизни. В Эре Зиганшиной удачно сочетаются интеллектуальность, с какой она отдается размышлениям, с безбашенным ее хулиганством по отношению к пастору Дону Кателлино (Андрей Васильев).  Тот, в свою очередь,  растекаясь в новой любви к Фердинандо,  тем самым создает раздор мужской "пластики" с женской. Странным холодом статических поз и лиц героев веет от действия (под французский шансон).

И ритм, и атмосфера спектакля меняются с появлением Фердинандо (Роман Полянский). Он с уверенностью мастера развертывает партитуру эмоциональных состояний своего героя, органично переходя от гавкающей, наивной собачонки к любвеобильному плуту.

Фердинандо выбирает для всех участников пьесы холодноватый, выверенный на  одинаковость применения посулов порока, сексуальный тон. Любовники залезают друг другу на коленки, куролесят, прыгают, играют.... от чего затем проскальзывает усталость игры. Пьеса, конечно же, не миновала влияния (Луиджи Пиранделло), и тема истинности флирта, чем дальше, тем больше набирает силу.

Фердинандо безжалостно разрушает миф об ослепительном красавце, срывая парик (маску) подлеца, не пытаясь больше облагораживать себя. В нем проявляется темная сила чувств, которая, достигнув пика, обрывается в пустоту. Для Фердинандо важнее интонации, медленные и тягучие, не произносимые, а пропеваемые, то тонким голоском искусителя, то, вдруг, таким же чужим, нарочитым монотонным…  циника.  Все затейливо, все непросто. Он уходит, развенчав иллюзии Джозуальды и Пастора, но не Баронессы. Она такая же "зажизненая" на зло, что притягивает ее на страсть немолодой тетки на белое тело юного соблазнителя... . Чаша с ядом в финале воспринимается лишь как дальнейшее понижение температуры... Клотильды и градуса человеческой морали Джозуальды...

Переодевание в цвет, - пожалуй, самая динамичная "часть" спектакля. И, наверное, самая естественная. Все первое действие на актерах черное платье и все они - в черном, все второе - играют во всем белом, точно смерть - реальная, физическая - случилась за время антракта, и дальнейшее происходит уже за порогом земного существования...


Авантюрную драму Виктюк тянет в разные стороны, свои реплики актеры произносят медленными тягучими голосами, даже самый "простодушный" жест выдается за священнодействие. Растянутые гласные, «разбавленные» танцевальными миниатюрами, по идее должны поощрять публику к психоделическому созерцанию костюмов в открытых фрагментах полуобнаженного тела. Но подробности игры, собственные актерские возможности ценятся выше музыкального и прочего "сопровождения"....

Виктюк узнаваем по тому, как извиваются, льнут друг к другу и разбегаются в разные стороны его актеры. Пластические экзерсисы часто важнее собственно сюжета, самой пьесы… И тогда становится уже совсем не важно, что говорят, что делают актеры. Порой кажется, он специально берет такое, не важное. Пьесы, которые он выбирает, ни на что не претендуют, кроме аморфно-сексуального, так что режиссер может не бояться  «сопротивления материала». И делает с ними все, что захочет.

В оформлении сцены Виктюк, кажется, все больше "ужимается", точно держит в голове облегченный гастрольный вариант. На сей раз на сцене каркас, гроб и закулисье Октябрьского, органично вписавшегося в реквизит. Зато костюмы "без фальши".
НА ЭТОТ раз режиссер Роман Виктюк обошелся без эпатажа. В спектакле актеры мало работают в эротической пластике, а в их диалогах не слышатся знакомые "пряные" интонации.

Режиссер поставил общечеловеческий спектакль.  С небрежностью профессионала, не
склонного здесь преувеличивать значение формы. Он обошелся без внешнего лоска. И
доказал, что может себе это позволить - авторитет у театральной аудитории уже нажит. Понятие "стиль Виктюка" прочно укоренилось в сознании искушенного зрителя и стало символом яркого и неожиданного театрального действа, которое сочетает тонкий психологизм с феерической зрелищностью. Этот стиль стал гарантом превосходной актерской игры и высочайшего качества постановки на украинских подмостках театральных......

 

Gloss.ua теперь и в Telegram: подписывайся на канал @glossua и читай только о самом интересном, чтобы ничего не пропустить.

Подписывайся на нас в социальных сетях и будь в курсе последних новостей из жизни города: Facebook, Google+, Twitter.

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Роман Виктюк

Концертное место: Октябрьский дворец

Спектакль: Ferdinando

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Art. Rave. Bursa: почему нужно успеть на новую выставку о рейвах в Киеве

Art. Rave. Bursa: почему нужно успеть на новую выставку о рейвах в Киеве

Если были на "Схеме", идти сюда точно стоит.

Каналы и боты в Telegram, которые облегчат жизнь киевлянина

Каналы и боты в Telegram, которые облегчат жизнь киевлянина

Один из них отслеживает билеты «Укрзалізниці»!

Удивительное рядом: киевский ресторан выдает меню в зависимости от гостей
Что с ними не так: 10 скандальных мобильных приложений

Что с ними не так: 10 скандальных мобильных приложений

Чем грешат программные разработчики.

О чем говорил Дэвид Линч в Киеве: отзывы киевлян
Записаться нельзя откладывать: 40 бесплатных онлайн-курсов от университетов со всего мира
Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Чтобы вы не сомневались, куда идти в кино.

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

От кожаных трусов до монгольских ножей.

Новые статьи

ТОП месяца

Наверх