Тест-драйвы для двух "А"
Каждый сколь-либо самобытный спектакль имеет, помимо декларированного блока внятно читаемых идей, своё собственное неповторимое «излучение», которое действует на минимально чуткого зрителя, минуя его сознание. И рецензент также, если речь идёт не о слепоглухом производителе штампов, которому довольно пересказа пьесы и перечня участников спектакля, – с неизбежностью воспринимает это излучение талантливой игрой, талантливого А.Вертинского. А далее, независимо от того, замечено ли им оно вообще, оно накладывает неизбежный – часто полностью неосознанный отпечаток – на рецензию.
Мой подход к написанию статьи весьма был затруднен, отчасти большой любовью к актеру и потому внешний раздражитель его Гения не позволяет описать критикой спектакль, а лишь как зрителю наблюдать моего визави... В четвертый раз я заряжаюсь игрой, а конвульсии энергетически судорожного приятного ощущения проталкивают свое видение на "кризис среднего возраста", тонко переданного мне и залу.
Спектакль смотрится на одном дыхании, захватывает, вызывает острейшее сопереживание, но… оставляет смазанное послевкусие. То есть не очень сильное и не очень чёткое; но, к счастью, из тех, которые задают условия, чтобы поговорить о главных событиях в жизни - переоценке ценностей и детских ощущениях счастья....
Этот суровый, часто заходящий в тупик монолог, за ходом которого надо следить очень напряженно. Актер А.Вертинский не произносит текст, а мыслит при нас, даря удовольствие от смешанных чувств воспоминаний любви к матери, возлюбленной, к своим творениям.
За размышлением, проповедью, советом и вопросом следует блестящее опровержение, демонстрация ловушек ума на зрителя. Монолог умственен, на слух, большими периодами воспринимаются тяжко. Но сам вызов, отношение к зрителю как к серьезному собеседнику опрокидывает усталость, воскрешает исчезающую привычку к театру серьезной мысли, где слово «бог» можно произносить с маленькой буквы и писать не по правилам, но размышления о нем будут жаркими, глубокими и неокончательными. Жесткая зрительская лавка за спиной в это время незаметно формирует осанку заставляя переосмыслить идею "Синего автомобиля", либо же понизить итоговую оценку и вопросить, а почему не "Красный....??? (послевкусие вполне способно и сменить оценку на противоположную!). По большому счету, это явление осталось мне совершенно непонятным, что добавило аргументации в пользу выделения в этой статье самого вопроса:
- Как совершить выбор имея свободу???...