Украино-французкое театросмешение

Валерий Светлов27 апреля 2010, 19:06Театр

К удивлению противников антрепризы, обвиняющих последнюю в исключительной легкомысленности и простоте, за последние сезоны ситуация явно изменилась. Медленно, со скрипом и спотыканиями, но все настойчивее и настойчивее театр коммерческий, призванный, казалось бы, быть только развлекательным, стал обращаться к серьезному (именно серьезному, но не без смешного) драматургическому материалу, требующему от зрителя не только проявления эмоций, но и размышлений.

Именно такой пример синтеза антрепризной театральной формы и хорошей драматургии киевская публика смогла увидеть в работе молодого режиссера Екатерины Степанковой, выпустившей недавно спектакль "Будьте как дома" по пьесе современного французского драматурга Жан-Мари Шевре.

Сразу надо сказать, что в новой своей работе (первая "Розовый мост") режиссер осталась верна своему профессионализму. Сохранив стиль "комедийного театра", она выявила всю "философию" игры, заложенную в пьесе, через эмоции героев. Чувствуется, что больше всего режиссера занимали их взаимоотношения, их любовь, ненависть, попытки найти понимание, прощение - словом, самые простые и понятные вещи. А "философские житейские" обобщения проистекали из этих человеческих поисков как бы сами собой. Наверное, как у каждого сидящего в зале, свои собственные....

Без сомнения, невозможно браться за подобную драматургию, не имея в арсенале
первоклассных актерских сил. Режиссер сделала замечательный выбор, распределила
роли, словно повинуясь внутреннему, подсознательному указанию, - и нигде не
ошиблась. Думается, что каждый из пяти мастеров, занятых в спектакле, сможет
причислить работу в "Будьте как дома" к своему "золотому" списку. Особенно это
касается Виталия Салия, чей (мастер по шпингалетам, с мечтою о карьере  водопроводчика) Маню становится вроде бы неприметным, но мощным двигателем сюжета, и молодой актрисы Лукьяненко, для которой роль польки Баси Брозек - пожалуй одна из самых лучших театральных работ. А молодого героя-мужа Самира Белькасера блестяще играет Ахтем Сеитаблаев. Лучшие эпизоды спектакля связаны с ним и его героем. В спектакле перед актером поставлена очень сложная задача - играть драму героя не выходя из общего комического настроя спектакля...



Спектакль начинается с того самого момента, когда незадачливый сынок консьержки пригласил пожить в одной из самых маленьких комнаток в квартире, где его мать проводит еженедельную уборку, своих приятелей, оказавшихся в Париже без крова над головой. И в тот момент, когда счастливая троица уже потеряла бдительность и даже решила устроить вечеринку с шампанским из хозяйских фужеров, хозяйки квартиры неожиданно вернулись домой. Старушки-сестры не пришли в восторг от увиденного, и, естественно, расценили действия молодых людей, как внезапное вторжение. Более того, старшая из сестер - Маривон, которую играет А. Роговцева, вполне резонно потребовала немедленного выселения незваных квартирантов. Впрочем, ее героиня все привыкла делать решительно и смело. Она и во внешнем облике сохранила нечто мальчишеское угловатое, выставленное на показ волевое начало. А в поступках и поведении тем более: что думает, то и считает нужным говорить. А. Роговцева играет женщину с биографией - она знает и запах пороха, и радость любви. Но лучше всего она знает цену, которую надо платить за то, чтобы быть счастливой.

Ее сестра Жан иная - нежная, женственная, мягкая. В отличие от Маривонн никогда
не была замужем. Она своей игрой воплощает тип "старушки без возраста", про которых говорят - "божий одуванчик". Сестры давно живут вместе, несмотря на то, что они очень разные. Обе актрисы используют это в своей игре: все смешные и забавные эпизоды спектакля строятся на конфликте этой разности. Они крайне редко соглашаются друг с другом; но если все же им удается договориться и происходит временное перемирие, то, по сути, соглашается только героиня Жанни. Она все готова терпеть во имя мира в их крошечной, и в принципе, страдающей от одиночества, семейке. Так было всегда,  и так продолжалось до тех пор, пока Жанн не настояла на временном проживании в их  квартире, влюбленной парочки. Самиру  и Басе идти, действительно, некуда. Бася приехала из Польши и живет в Париже нелегально. Самир, хоть и полноценный парижанин (у его отца есть свой дом в Париже), но находится на положении изгоя, так как родился в Алжире и по происхождению араб, и, следовательно, во французской столице он – «черномазый», как обзывает его Меривон. И именно в людях такого рода коренным французам  очень удобно видеть причину всех несчастий.

Надо отдать должное в этом вопросе нашим двум дамам. Им, в конечном итоге,
абсолютно наплевать на то, какой национальности их непрошенные жильцы, однако
воинственно настроенная Маривонн не собирается скрывать, как много хлопот
доставляет ей проживание в их квартире двух молодых людей и насколько оно
нежелательно. Но все же, молодые люди не выброшены на улицу, им разрешено
проживать и даже пользоваться ванной.

И пока одна сестра с огромным удовольствием, прямо-таки по-родственному, опекает
прелестную славянку: учит ее правильному французскому, дает добрые советы, другая - с таким же усердием вставляет палки в колеса молодому арабу, пока не доводит его до полного отчаяния. Он ее раздражает, а порой она его просто ненавидит, несмотря на то, что он изо всех сил старается не попадаться ей на глаза и быть как можно незаметнее.
Но в самый кульминационный момент, когда герой доведен до отчаяния, до предела
своих возможностей, жизнь поворачивается совершенно другой стороной - радостной
и счастливой.

Сцена примирения героев, собственно, и станет кульминацией спектакля и началом развязки. Именно здесь накаленные до предела страсти получат свое разрешение.
Родной Париж для главного героя давно потерял свою привлекательность. Этот город
гонит и отталкивает его, этот город с его жестокими законами предъявляет свои права. Здесь нет места инородцам - таков суровый вердикт. Герой Сеитаблаева отнюдь не провозглашает лозунгов Французской буржуазной революции - "свобода, равенство, братство". Он не предъявляет требований к правительству, которое не в состоянии обеспечить ему эти права. Он играет человека уставшего от постоянной неприязни и расовой дискриминации. И это не просто слова, это слова, которыми ломаются судьбы молодых людей. Актер обостряет ситуацию до предела, весь гнев, всю скопившуюся боль он бросает в глаза своей "главной противнице".



В сущности героиня Роговцевой слишком умна и стара, чтобы и самой понимать, как жизнь ломает людей. Она не утешает. Она, наверное, перестала верить в силу слов, и
знает более действенный способ вылечить человека от кризиса и стресса. И эта
премиленькая старушка всегда держит в своей заначке одно старое проверенное
средство. И нашему украинскому зрителю, хорошо знакомому с "панацеей" от всех бед и болезней не понаслышке, этот эпизод не может не понравится - все становиться таким знакомым и родным, почти по-украински. Сцена опьянения молодого мужчины и пожилой женщины и последующие за ней сцены легкого куража и всепрощения сыграны блестяще!

Артисты играют чуть-чуть фарсовую ситуацию, не переходя, однако, рамки жанра и
приличия. А как же иначе, если многодневной войне "грозит" такой мирный финал. Старуха учит жить, и не потому, что жизнь жестокая штука, а потому что только дубленая кожа крепка. Но истины, кажущиеся банальными, произносятся и воспринимаются этой парочкой с должной иронией. И вот от былой ненависти не остается и следа: зрители почти не замечают как Маривон и Самир переходят на "ты", называют друг друга по именам. И даже более того, будучи уже не  состоянии твердо стоять на ногах, они опираются друг на друга, всячески поддерживают и подбадривают друг друга, не отдавая еще себе отчета в том, что прониклись наконец долгожданным доверием друг к другу. Их диалог наполнен блаженством, что "войны миров" больше нет, опьяняющим желанием как можно скорее начать новую жизнь и обещаниями помогать друг другу до гробовой доски в этой нормальной ежедневной суете.

Словно проверив на прочность и человеческую силу, совместимость и любовь, развязка наступает мгновенно и неожиданно. Гнев сменяется на милость - и в подарок от квартирных хозяек молодые люди получает не только ключи от соседней квартиры, но и работу, и заботу, и все жизненные блага.

"Будьте как дома" - спектакль, приносящий радость - и от встречи с любимыми актерами, и от хорошего, доброго сюжета. В их взаимном душевном проникновении рождается простое человеческое счастье. Заново обретенное, как своеобразная компенсация судьбы за перенесенные испытания. Как стала такой компенсацией для режиссера, без сомнения, очень нежно любящего своих героев и оправдывающего их во всем, благодарная реакция зрителей. В том числе непостоянных, не привыкших к таким спектаклям под маркой ослепительного "Сузирья".

Единственное, что показалось неоправданным, - это слишком маленькое пространство. Все-таки по сути своей, по атмосфере, размашистости и исповедальности " Будьте как дома " - спектакль  не камерный. А на камерной сцене Театра «Сузирье» какие-то психологические нюансы, тонкости просто растворялись. Да и нагрузка на артистов получалась больше, чем это требуется по ходу действия. Но здесь уже, видимо, вступают в силу законы коммерческого театра. То есть та цена, которую нужно платить за успешный прокат. На этот спектакль попасть непросто - билеты раскуплены задолго вперед, публика готова смотреть его гораздо чаще. В чем причина успеха - ведь украинская театральная столица перенасыщена зрелищами? Может быть в том, что играет всеми любимая звезда, замечательная актриса – Ада Роговцева? Может быть еще и в том, что жанр для публики необычайно привлекателен - французскую комедию у нас любили всегда?

Конечно, в этом жанре есть острая необходимость!  Публика хочет доброй сказки, но чтобы героями ее были обыкновенные люди. Публика прекрасно понимает, что у обыкновенных героев может быть много обыкновенных проблем и не всегда покладистые характеры. Но публика также уверена, что в конечном итоге победит добро, ибо знает, что современный - и тем более антрепризный спектакль - избегает трагедий. Публика хочет смеяться, радоваться и аплодировать любимым артистам. Может быть, смех не всегда уместен, но простим ей эту торопливую реакцию - она ведь очень хочет happy end.

В этом спектакле никто никого ничему не учит. А если и дают какие-то уроки, то только нравственные, ведь всегда есть кто-то рядом, кто нуждается в тебе и кто может придти на помощь. В этом спектакле слишком серьезные социальные проблемы переводятся в разряд очень доброй, почти рождественской сказки, которая имеет очень счастливый финал. Кстати, и самого злого, агрессивного начала, которым так богата отечественная современная драма, на сцене нет. Все социальные перипетии остаются за рампой. Все сложные вопросы разрешаются сами собой, хотя никакая сверхъестественная сила здесь не присутствует. Таковы правила комедии, тем более комедии характеров...

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Анатомия шоу ONUKA и НАОНИ: концерт, который рекомендуем не пропустить

Анатомия шоу ONUKA и НАОНИ: концерт, который рекомендуем не пропустить

Разбираемся, что такое ONUKA & НАОНИ и чего стоит ждать от этой программы

ART декабрь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

ART декабрь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

Лучшее, что будут показывать в киевских галереях

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Куда бежать в первую очередь, чтобы покуражиться и ничего не пропустить, читайте в этом материале

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Единственное место в Киеве, где готовят блюда северо-восточной Италии по старинным рецептам 200-летней давности

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Альтернатива выносящей мозг попсе

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Ученье – свет, а неученье – нелюбимая работа в офисе с 9 до 6. Учимся круто писать, работать с командой и общаться с налоговой

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Интервью с лидером группы СПБЧ накануне киевского концерта

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Как провести декабрь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке

дед

Новые статьи

Анатомия шоу ONUKA и НАОНИ: концерт, который рекомендуем не пропустить

Анатомия шоу ONUKA и НАОНИ: концерт, который рекомендуем не пропустить

Разбираемся, что такое ONUKA & НАОНИ и чего стоит ждать от этой программы
ART декабрь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

ART декабрь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

Лучшее, что будут показывать в киевских галереях
Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Куда бежать в первую очередь, чтобы покуражиться и ничего не пропустить, читайте в этом материале
Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Единственное место в Киеве, где готовят блюда северо-восточной Италии по старинным рецептам 200-летней давности
Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Альтернатива выносящей мозг попсе

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Новая украинская музыка: группа The Erised презентует альбом в клубе Atlas

Новая украинская музыка: группа The Erised презентует альбом в клубе Atlas

Почему вечер среды тебе стоит провести в Атласе, разбираемся в этом материале
Fine Nuances: одежда для личности и кофе для счастья

Fine Nuances: одежда для личности и кофе для счастья

Пофилософствовать на тему вещей за чашкой самого-вкусного-эспрессо-в-мире от FINE и Александра Славинского мы отправились в шоу-рум NUANCES
Киевская философия: ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого

Киевская философия: ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого

В преддверии Всемирного дня философии редакция рассуждает об истории, развитии и применении этой науки в парадигме столичной жизни
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Наверх