Реценция на спектакль "Игра в правду" от inout.ru
Рецензия
«Скажи, мы пьем или не пьем? - Пьем, конечно» - спектакль начинается с пьянки в доме у Гоши Куценко. Первый акт пройдет в обстановке полупустой холостятской комнаты, второй – по другую сторону стены - на балконе, с распахнутыми окнами и дверью (остроумную сценографию-перевертыш придумал Алексей Кондратьев). Сюжет перекроен Шамировым на русский лад – так чтобы зрители, особенно мужчины, легко могли узнать себя и беззаботно посмеяться. Итак, комедийная драма. Три бывших однокурсника, встречаются, чтобы выпить, поболтать о машинах, бабах и политике и вспомнить первую любовь – сногсшибательную Майю, учившуюся с ними в конце 80-х. Гоша Куценко играет якобы запойного холостяка Толика, который в перерывах между бутылками умудряется преподавать в университете. Его друзья – Гена и Марк - люди более успешные и давно семейные: у Гены-Юшкевича – дорогой костюм, автомобильный салон, жена Полина и двое детей, а бизнесмен Марк-Марьянов, любящий прихвастнуть дизайнерскими вещами и новой машиной, только что ушел из семьи: заподозрив жену в измене, он легко и весело пустился во все тяжкие. Зная всю эту предысторию, можно смело пропустить первый акт: тяжело смотреть, как известные актеры переминаются с ноги на ногу в убогих мизансценах и травят подростковые шутки аля «Камеди клаб».
Событие – одно-единственное – происходит перед самым антрактом: появляется та самая Майя, которую все любили, а она взяла и уехала на 15 лет в Лондон. Она нисколько не изменилась… только после автомобильной аварии передвигается на инвалидной коляске. Тут, собственно говоря, и начинается спектакль. Неподготовленные Гена и Марк столбенеют и убегают курить на балкон, обиженная такой реакцией Майя требует вызвать такси. Разговор не вяжется, коляска всем мешает – а сильная героиня Апексимовой (других она и не играет) уже жалеет, что приехала в гости. В общем, мог получиться хороший разговор о неловких и грустных встречах со своим прошлым, а также о проблеме инвалидов, которых у нас, в отличие от Запада, принято старательно не замечать. Но это было бы слишком серьезно для антрепризы. Когда билеты стоят около тысячи, актеры не имеют права ударяться в меланхолию: все закончится хорошо.
Последние сорок минут зал смеется, почти не переставая. Герои решили не врать друг другу, потому что это и приводит к ссорам, теперь они говорят чистую правду. И выясняется куча ужасных подробностей. Когда Толя-Куценко последний раз занимался онанизмом? Может ли инвалидка Майя делать «это»? У кого, как и с кем было в первый раз? Итоги «Игры в правду» расскажет Марк-Марьянов в телефонном разговоре с одной «телочкой»: «У меня сгорела машина, друг трахнул жену друга, я не дал другу денег на проект, Моя первая любовь в инвалидном кресле. Не звони больше никогда и научись целоваться». Все это случилось еще 15 лет назад и могло бы не выяснится никогда, но алкоголь, как известно, творит чудеса. Главное из них – трогательно-лирическое – случится в конце: Толя-Куценко сделает предложение молчаливой и неподвижной героине Апексимовой, а все женатые вернуться в лоно семьи. Поклоны происходят под овации довольного зала на фоне фотографий юных звезд: там Куценко еще не лысый, Апексимова – с длинными волосами, а Марьямов с Юшкевичем имеют бодрый и цветущий вид.
Молодость проходит, прошлое не возвращается, а Шамиров перестает быть скандальным и правокационным. «Игра в правду» - почти приличный спектакль с малым содержанием мата, а также блесток, мишуры и вообще какого-либо экшна. Он не такой смешной и занимательный, как «Ladies night», но для легкого, беззаботного вечерка вполне сгодится. Второй акт, в отличие от первого, смотрится на одном дыхании, а пронзительный финал – оставляет приятное послевкусие, а особо чувствительных - трогает до слез.