Да здравствует узурпатор, виват!

Gloss23 апреля 2008, 13:24

"Наполеон и корсиканка" - последняя по времени премьера в Национальном театре им. Леси Украинки, совпавшая с текущими историческими событиями.

Тогда на улице стоял гадкий демисезонный декабрь (26-е), и единственным перепрограммированием с текущей действительности (цунами, палатки, цены) на нечто иное - отвлеченное (в виде бесплатного пригласительного на полубульварную пьесу Иржи Губача) мне показалась эта самая премьера...

...Театр уж полон. Приставные блещут. И я в восьмом ряду. Меня узнайте вы, маэстро. Сам маэстро, постановщик "Наполеона" Резникович М. Ю., как всегда, восседает в своей персональной командирской спецложе, фиксируя энергодвижение партера. И не знает, что именно в этот момент мне пришла эсэмэска от его подчиненных: "I KAK VY MOGLI V ETOT DEN IDTI V PROPRAVITELSTVENNUY TEATR?!" (Имелся в виду исторический день очередного тура.) И хотя я многое (и многих) имею в виду, еще раз подивился, как же намертво здесь привязана безмандатная Мельпомена к парламентским блокам. Театр времен лазури и оранжа, понимаешь... 

Надо заметить, что в этот же вечер на премьере восседало почти в полном составе руководство Минкульта (господа Богуцкий, Кохан). До оглашения предварительных итогов оставалось... ну, часов шесть, и хотя б из суеверия в такие вечера ходят на пьесы наподобие "Так победим!" (Шатрова) или "Профессионалы победы" (Гельмана). Только не на пьесу-забаву о поражении! В данном сюжетном случае - история о Бонапарте, который в сочинении Губача уже повержен, уже раздавлен, уже пленен, уже слегка отравлен, уже давно отправлен на Святую Елену, где в грязном хлеву, кряхтя и постанывая, дрессирует приставленных к себе генералов, орет на губернатора острова, потому что эта сволочь изводит его гнилыми овощами и протухшим мясом. 

К упомянутой пьесе, как известно, столичные театры летят аки мухи на мед - роем. Свое "отнаполеонили" в "Браво", где узурпатора раньше отлично играл Георгий Дрозд, а сейчас Юрий Кочевенко. Затем в Театре драмы и комедии: там в роли Бонапарта значился Александр Гетманский, но потом он перешел в Русскую драму, когда Наполеона здесь уже репетировал Давид Бабаев. Говорят, что слишком востребованную эту пьесу театру Леси Украинки предложил Давид Боровский - выдающийся сценограф, в свое время много работавший в Киеве, затем - с Юрием Любимовым на Таганке. Что-то, видать, обнаружил в как бы "историческом" скетчевом драматургическом дискурсе об узурпаторе и нахрапистой тетке-корсиканке Жозефине, явившейся - не запылившейся прямо в ссылку к экс-императору с требованиями возместить ей ущерб за погибшую в наполеоновских войнах родню. 

Г-н Боровский моделирует из жилища Наполеона конюшню - просторную, известью побеленную, со стойлами для лошадей. Как пишут историки, "на месте последней обители Наполеона когда-то был скотный двор, и целых полстолетья здесь мирно обитали домашние животные, пока здание не превратили в жилище, настелив доски поверх свиных экскрементов..." Впрочем, "конюшня" Боровского больше похожа на огромный танц-класс со станками, и лишь охапка бутафорской соломы намекает на животноводческую принадлежность здания. Решение, на мой взгляд, буквальное, не слишком образное, не так, чтобы цепляющее, потому режиссеру здесь, по сути, и зацепиться не за что. Стойла, стены, окно... В разной степени все это как-то обыгрывается. Но центр притяжения внутри пространства - императорский стол и пустота, внутри которой, собственно, все и вертится. Марк Захаров как-то заметил, что целесообразность подобного пространства применима в случае, когда мастерство и энергетика актера смогут его заполнить. В данном спектакле только один такой актер и нашелся.

Имя Давида Бабаева в этом театре никогда не писали метровыми буквами на афишах, и долгое время его не выставляли в качестве "первача", покуда десять лет назад в театре не поменялась власть. Бабаев, как правило, раньше обитал на задворках программок - ниже и ниже, там, где уж перечислены все главные и вторые по значимости роли и начинается реестр славной гвардии "Кушать подано!" Правда, помнится, играл он однажды и большую роль в спектакле "Портняжка и король" (или наоборот: можно поправить), но не помню точно кого - короля или портняжку. Зато когда Бабаев выходил с подносом в калорийнейшем актерском спектакле "Приглашение в замок" (режиссер - Владислав Пази), то эта маленькая его роль никак не терялась на фоне бенефисных выходок Мажуги, Сумской или Лаленкова. В "Школе скандала" по Шеридану Бабаев сыграл сэра Питера Тизла. Легендарный МХАТовский спектакль оставил на пленке в этом образе великого Михаила Яншина, забавного комичного старичка, который позволяет неверной супруге себя дурачить. А Бабаев, к моему персональному удивлению, переиначил "концепт" (если здесь допустим такой термин) и выдал героя, который искренне влюблен, тихо страдает, принимая любой знак внимания со стороны кокетливой салонной красотки - как высшую благосклонность небес. То была несомненная удача артиста. И после нее случались разные роли. Но нынешний Наполеон многое "переформатировал" в репертуаре и статусе артиста. Забегая вперед, уточню: крупного артиста... (Критик Анна Веселовская считает, что бабаевский Наполеон в Русской драме лучший из трех столичных).

Весь спектакль актер каким-то чудом держит выбранный масштаб образа, несмотря на то, что в разных сценах съезжает то в добродушное комикование простака, то в грозное рычание великого полководца (этот крик действительно оглушительный и заставляет дергаться в кресле). Устраивает ли он разборки своим пустоголовым генералам (проходные и банально-концертные работы Бориса Вознюка и Сергея Озиряного), громыхает ли как музыкант полкового оркестра в тарелки, делает ли выволочку губернатору острова (филигранный Александр Хорошко), смотрит ли в окно как в единственный источник света и надежды, он, император (Бабаев), во всем проживает нечеловеческую трагедию великого мужского одиночества. Играет не только судьбу (что тоже не у всех получается), а апеллирует к теме (это всегда для актера труднее)... Это тема несмиримости с поражением. 

Лучшее время спектакля - первые минут десять, когда Бабаев на сцене один, ему никто не мешает, и когда он грузным мешком выползает из-под стола, стонет-сопит, потом распрямляется и уже готов прямо здесь, в конюшне, командовать полками... В эти минуты кажется, что актер играет больше пьесу Брукнера, а не водевильную историю Губача. Актер и режиссер преодолевают нарочитую игривость пьесы и, как мне кажется, выигрывают только там, где есть "самость" Бабаева в спектакле, который в общерепертуарной афише не прилив, не отлив, а обычное течение... 

Лучший и самый метафорично насыщенный тандем в "Наполеоне" дуэт Бабаева-Бонапарта с огородным пугалом, испачканным птичьим пометом. Как будто лицевая сторона и изнанка одной и той же славы сконцентрировались в этой сцене. Наполеон Бабаева не несет в себе ни распада, ни чего-то темного и разрушительного - в общем-то, он земной человек - не очень счастливый, не очень молодой, но волею обстоятельств загнанный в клетку (один из последних прижизненных рисунков грузного, постаревшего Бонапарта на острове Святой Елены - почти точь-в-точь Бабаев в роли). Теребит треуголку. Как с живым существом обращается со своей шинелью. И просто по-человечески, по-мужски ненавидит тех, кто запроторил его в ловушку. В фальш-финале узурпатор Бабаева снопом падает у открытого окна. Все кончено. Финита ля комедия. Занавес. 

Но, увы, из сюжета не слишком значительной пьесы спектакль не все важное вытянул. Роман императора с корсиканкой в постановке - мимолетный скетч и проходная ситуация нелепостей (наподобие "мещанина во дворянстве", только в микроформате). Хотя, по сути, их сближение - союз вынужденной несвободы некогда большого властелина и безалаберной вольности народного характера. Это пересечение несоответствий должно высекать искру и рождать дополнительные смыслы. Но, повторюсь, на сцене только монодрама. А финальный дивертисмент, когда герои вдруг ни с того ни с сего исполняют репертуар Эдит Пиаф и Джо Дассена, никак не мотивирован предшествующим ходом "немузыкальных" событий. Это то же самое, если угробить всех родственников в "Гамлете", а затем выйти на их могилы с репертуаром Людмилы Зыкиной и Элтона Джона.

Источник

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Давид Бабаев

Спектакль: Наполеон и корсиканка

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Альтернатива выносящей мозг попсе

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Ученье – свет, а неученье – нелюбимая работа в офисе с 9 до 6. Учимся круто писать, работать с командой и общаться с налоговой

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Интервью с лидером группы СПБЧ накануне киевского концерта

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Как провести декабрь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке

Обзор ресторана «Гаро»: грузинская кухня, современная подача и украинско-грузинское гостеприимство
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
А пошел бы ты в театр еще раз! Лучшие театральные гастроли декабря

А пошел бы ты в театр еще раз! Лучшие театральные гастроли декабря

Театра много не бывает. Вашему вниманию, гастроли львовских, черновицких и инародных коллективов уже в первую неделю декабря

Party Hard: Вечеринки декабря, на которые мы пошли бы сами

Party Hard: Вечеринки декабря, на которые мы пошли бы сами

Если душа требует развлечений, запоминай самые интересные ивенты декабря, которые мы однозначно рекомендуем не пропустить

дед

Новые статьи

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Альтернатива выносящей мозг попсе
Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Ученье – свет, а неученье – нелюбимая работа в офисе с 9 до 6. Учимся круто писать, работать с командой и общаться с налоговой
Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

Интервью с лидером группы СПБЧ накануне киевского концерта
Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

Как провести декабрь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Обзор ресторана «Гаро»: грузинская кухня, современная подача и украинско-грузинское гостеприимство

Обзор ресторана «Гаро»: грузинская кухня, современная подача и украинско-грузинское гостеприимство

Пишем только о том, что можем рекомендовать!

ТОП месяца

Книжный магазин-кафе «Хармс»: убежище интеллектуала-гика

Книжный магазин-кафе «Хармс»: убежище интеллектуала-гика

Книжный магазин, в котором ты найдешь только лучшую литературу, качественный винил и замечательный кофе
Прекрасный возраст: столичный ресторан "Кувшин" отпраздновал свой 11-й день рождения

Прекрасный возраст: столичный ресторан "Кувшин" отпраздновал свой 11-й день рождения

Шеф-повара запекали барашка на вертеле, из Грузии привезли легендарный сыр Гудисквелии, вино и традиционные сладости
7 фактов о новом альбоме The Maneken

7 фактов о новом альбоме The Maneken

Накануне выхода альбома и большого шоу мы собрали семь самых интересных фактов о новой работе ключевого проекта Евгения Филатова
Легенда хаус-сцены выступит в Closer: Marcellus Pittman

Легенда хаус-сцены выступит в Closer: Marcellus Pittman

Вне зависимости от реальной метеорологической ситуации, суббота в Клоузере будет солнечной
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Наверх