Импровизация «в квадрате»

Gloss23 апреля 2008, 16:32

Чем больше людей будет заниматься театром, тем здоровее будет общество
Если вы живете в Киеве, то наверняка хотя бы раз слышали о театре импровизации «Черный квадрат». А если вы еще и не разу там не были, а наоборот, ходите в другие театры, то наверняка не представляете себе, как это — когда актеры на сцене ведут себя, как в жизни, а не на сцене. Когда театра по сути нет: есть концентрированная жизнь с понятными и близкими проблемами — любовью, изменой, сексом, смертью...


Где со сцены можно услышать последние новости — ведь спектакли и этюды создаются в момент их исполнения, что, собственно, и является импровизацией со всеми ее плюсами и минусами... Но разговор сейчас пойдет не об актерском мастерстве, не об андеграундном искусстве, не о театральной жизни столицы. Так как, выходя из зала (из зала Дома Художника, где сейчас и проходят спектакли «ЧК», или из не большого зала на бульваре Шевченко, где зародился театр), зрители перешептываются не об искусстве, а о жизни — своей. Кстати, за это «Черный квадрат» часто критикуют — мол, подстраиваетесь под зрителя, делаете массовый продукт, и все такое. Вот именно об этом «подстраивании», о массах, о жизни в театре и театре в жизни «Дню» рассказывал художественный руководитель «Черного квадрата» Анатолий Николаевич НЕЕЛОВ.

– Ваш театр максимально приближен к жизни — и по репертуару, и по отношению к зрителю... Почему была выбрана именно такая направленность и насколько она себя оправдывает?
— Театр — это вещь, которая остро нужна обществу. Оно сегодня относится к театру, как к системе, в которой некие люди учат некие пьесы и показывают их за деньги в неких театрах. Забывая о том, что в основе нашей человеческой жизни лежит игра как таковая, о том, что общество (вспомним Шекспира) само по себе является театром. Наша каждодневная жизнь — это бесконечные роли, которые мы играем: в семье мы одни, на работе — другие, с друзьями — третьи. Фокус в том, что люди не осознают степень театрализации жизни, и социум от этого страдает. Что такое театр и, в частности, искусство импровизации? Это выбор оптимальной линии поведения в ситуации кризисных человеческих взаимоотношений. Поэтому театром нужно заниматься так же, как люди занимаются изучением иностранных языков или вождением автомобиля. Это социально значимый вид деятельности. Большинство людей предпочитают рубить узлы вместо того, что бы их развязывать, а если бы они научились развязывать — решать проблемы, правильно вести себя в кризисных ситуациях, стали бы гораздо счастливее.
Театр учит человека владеть собственным психоэмоциональным аппаратом и, соответствен но, более осознанно и осмыслен но поступать, а в этом случае человек в общении совершает на по рядок меньше ошибок. Театр — это оптимизатор жизни. Чем больше будет людей, занимающихся театром — театром не как игрой на сцене, а как пониманием правил игры в жизни, тем лучше будет климат в социуме. Каким образом этому научиться? Во-первых, есть система Станиславского. Спокойно можно при обрести на книжном рынке или найти в интернете книгу «Работа актера над собой». Не над ролью — потому что это уже более узко профессиональная книга, а имен но над собой — система Станиславского, о которой все вроде слышали, но мало кто читал. А если почитают, то многое поймут, тем более, что она написана как художественная книга, как дневник — от первого лица. А главы-то какие! «Общение», «внимание», «предлагаемые обстоятельства» . То есть каждая глава — это кусок нашей жизни.
— Какие темы и социальные явления сегодня наиболее интересны обществу?
— Будем искренними. Как бы это ни звучало, наиболее интересными темами для общества всегда являются секс и смерть. Это не значит, что об этом надо играть — общество разделено на мужчин и женщин, и сексуальная тематика всегда присутствует. Даже «Ирония судьбы, или С легким паром!» или «Москва слезам не верит» — это фильмы о сексе. Просто секс не
является сутью, сексуальное натяжение — это энергетика. И смерть. Как непреложный факт прекращения нашего существования в этом мире. Такие вот два ключевые момента в драматургии. Это темы вечные, по ним ставили и Шекспир, и Чехов. Вот форма уже зависит от общества. Главное — не скатится к вульгарности или глупости.
— И какие формы приемлемы для нашего общества?
— Наше общество сейчас само по себе трагикомично. В новостях показывают сначала сюжет о том, как где-то взорвался автобус и погибло десять человек, и тут же через пять минут идет репортаж о карнавале в Бразилии... Люди уже смирились с тем, что трагедий много, мир несовершенен, и пытаются, несмотря ни на что, радоваться и веселиться. «Мир уцелел, потому что смеялся». То, что происходит в нашей политике, в нашем бизнесе — это трагикомедия, но плакать уже невыносимо, можно только смеяться. И вот смех сквозь слезы или слезы сквозь смех — это суть нашего общества. Поэтому жанром современного театра является трагикомедия.
— А существует мода на темы в театре?
— Нет, пожалуй, все-таки нет. Темы меняются в маскультуре, театр играет о вечном... Могут быть какие-то имена, события, но они проходят. Театр не должен быть актуален, он должен быть современен.
— А каков нынче зритель?
— Зритель очень разный... И если что зрителей и объединяет, так это желание уйти от реальности — уйти к вечным проблемам, потому что проблемы сиюминутные окружают их постоянно. И когда они приходят в театр, тянутся к вопросам: любит — не любит, почему изменяет, можно ли быть счастливым... Их интересу ют бытийные вопросы, а не бытовые. Если сделать театр, который будет говорить о бытовых вопросах, то он не будет пользоваться успехом, — людям нужно говорить о душе. Потребность в духов ной пище, может быть, не осознается, но однозначно наличествует.
— Вы знаете своего зрителя в лицо...
— Да, я знаю людей, которые по пятьдесят, по сто спектаклей посмотрели. Театр становится семьей. Мы пытаемся изменить людей к лучшему. Конечно, сложно воспитать в человеке то, что в нем не воспитали родители, но иногда получается помочь людям. Например, приходит семейная пара после спектакля и говорит: «Мы решили не разводиться, потому что после вашего спектакля поняли, в чем у нас проблема. Спасибо».
— Вообще, каким образом сегодня выживают маленькие театры?
— Чудом... Это действительно чудеса — говорить о том, что помогают государство или спонсоры, не приходится. Не хочется и не будется отмывать деньги через театр, а именно такие варианты «спонсорства» сегодня может предложить наш бизнес. Более вероятна просто помощь — даже не спонсорство, а меценатство, то есть люди могут помочь каким-нибудь подарком — компьютер, например, презентовать...
Мы существуем на какой-то невероятной энергетике и вопреки всему. При отсутствии цехов, транспорта, при отсутствии возможности репетировать в зале, где играется спектакль, — а актеры в нем не репетируют, свет выставляется за два часа до начала спектакля. Это экстрим, этого не делает никто. А для нас это не разовая, а нормальная ситуация — условий нет, возможностей нет, а спектакли и зритель есть. И будет.
— Так что такое театр-жизнь одним словом?
— Это форма, в которой существует все человечество. Правда, оно никак не хочет признать, что каждый из нас — профессиональный актер, только за игру мы получаем не деньги, а судьбу или случайность, радости или печали.

Источник

В центре внимания

Читай также

Театр: Черный квадрат

Спектакль: Конец света

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Тварь ли я дрожащая или тело имею: почему, как, кто и зачем модифицирует свое тело?

Тварь ли я дрожащая или тело имею: почему, как, кто и зачем модифицирует свое тело?

Сделать все уродливое красивым, потом еще красивее, страшно красивым или просто страшным

Пас, данк и пик-н-ролл: за что мы любим баскетбол, а также игру форварда БК Будивельник Артура Дроздова

Пас, данк и пик-н-ролл: за что мы любим баскетбол, а также игру форварда БК Будивельник Артура Дроздова

Если вы можете отличить Майкла Джордана от Майкла Джексона, этот материал для вас!

Вхід обов'язковий: Альберт, або найвища форма страти

Вхід обов'язковий: Альберт, або найвища форма страти

Літературно-музичний перфоманс на сцені Молодого театру

IQOS: Альтернатива для курильщиков

IQOS: Альтернатива для курильщиков

Тестируем передовую разработку и делимся впечатлениями

Дешево, сердито і неймовірно: про подорожі автостопом з Христиною Буній

Дешево, сердито і неймовірно: про подорожі автостопом з Христиною Буній

Як це – подорожувати за три копійки, ночувати в придорожньому туалеті й усе одно повертатися додому з купою незабутніх вражень

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Все хвойные попадают в рай: куда девать елки после новогодних праздников

Все хвойные попадают в рай: куда девать елки после новогодних праздников

Экология - тренд года. Как быть в тренде прямо сейчас, читай в нашем материале

Гастронаводки декабря

Гастронаводки декабря

Новости ресторанов, кафе и еды в городе

Новые статьи

Тварь ли я дрожащая или тело имею: почему, как, кто и зачем модифицирует свое тело?

Тварь ли я дрожащая или тело имею: почему, как, кто и зачем модифицирует свое тело?

Сделать все уродливое красивым, потом еще красивее, страшно красивым или просто страшным
Пас, данк и пик-н-ролл: за что мы любим баскетбол, а также игру форварда БК Будивельник Артура Дроздова

Пас, данк и пик-н-ролл: за что мы любим баскетбол, а также игру форварда БК Будивельник Артура Дроздова

Если вы можете отличить Майкла Джордана от Майкла Джексона, этот материал для вас!
Вхід обов'язковий: Альберт, або найвища форма страти

Вхід обов'язковий: Альберт, або найвища форма страти

Літературно-музичний перфоманс на сцені Молодого театру
IQOS: Альтернатива для курильщиков

IQOS: Альтернатива для курильщиков

Тестируем передовую разработку и делимся впечатлениями
Дешево, сердито і неймовірно: про подорожі автостопом з Христиною Буній

Дешево, сердито і неймовірно: про подорожі автостопом з Христиною Буній

Як це – подорожувати за три копійки, ночувати в придорожньому туалеті й усе одно повертатися додому з купою незабутніх вражень

ТОП месяца

Праздники в ресторане Amster Damster: новогоднее меню и Рождественская корзина

Праздники в ресторане Amster Damster: новогоднее меню и Рождественская корзина

Новогодние и рождественские праздники уже совсем скоро, и пора определиться с местом, где их можно отметить
Зимние праздники в Киеве: лучшие новогодние и рождественские локации столицы

Зимние праздники в Киеве: лучшие новогодние и рождественские локации столицы

Самый полезный материал накануне длительных новогодних каникул
Зимние праздники во Львове: новогодние и рождественские фестивали, ярмарки, представления

Зимние праздники во Львове: новогодние и рождественские фестивали, ярмарки, представления

Ярких вам праздников и незабываемого времени во Львове!
Не проспи январь: лучшие события месяца

Не проспи январь: лучшие события месяца

Обязательно занеси в планы: рождественский Closer jazz, 100% ROCK-N-ROLL в честь дня рождения Элвиса, премьеру "Гагарин и Барселона" в Молодом театре и еще с десяток событий, которые нельзя пропустить
Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия января

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия января

Ученье – свет, а неученье – нелюбимая работа в офисе с 9 до 6. Предлагаем начать совершенствоваться уже с января
Наверх