Тайна «Черного квадрата»

Gloss23 апреля 2008, 16:38

Что скрыто в “Черном квадрате” Малевича? Какие бездонные глубины находит в этом странном, но бесспорном шедевре каждый из нас? То, каким предстает мир перед нашими глазами, зависит, прежде всего, не от объективной реальности, а от нас самих. Каждый художник рисует себя. А каждый зритель видит себя.

И это замечательно, потому что духовно обогащается и творец, и творение, и ценитель.
И чем проще образ, тем он глубже и многослойнее. Лишь самые простые истины вечны, близки и понятны каждому, именно самые простые жизненные ситуации знакомы каждому не понаслышке и потому трогают сильнее всего, задевая тончайшие струнки души и навевая собственные воспоминания.
Ежедневные радости и разочарования, слова, поступки и образы, словно списанные с твоей собственной жизни – и вдруг на сцене. Хотя сцена ли этот десяток квадратных метров, когда на него ступает киевский театр-студия “Черный квадрат”?  Кредо театра – импровизация. Они не играют, они просто действуют по обстоятельствам; на сцене – как в жизни: шутят и смеются, дурачатся и ссорятся, как будто нет перед ними огромного переполненного зала, где не то, что нет свободных мест – где люди готовы стоять в проходах, лишь бы увидеть, лишь бы не пропустить, где все как один замерли и, затаив дыхание, ловят каждое слово, каждый жест, каждый взгляд.
Импровизация не всегда означает, что сценария нет вовсе. Иногда  в принципе нет, то есть прямо на сцене происходит игра в мафию. В огнях рампы уже не актеры, а просто игроки. Кто знает, что это за игра, будет долго смеяться. Бесспорно, это зрелище, это нечто. Это действо, при чем, непредсказуемое – импровизация в лучшем виде. А иногда “Черный квадрат” представляет чуть ли не классические  вещи: “Тамара и Демон”, “Дредноуты” Гришковца, вариации на тему “Огней большого города” Чаплина - чет¬ко структурированные вещи со своими законами и требованиями, но при этом все настолько живо, во всем столько души, так непредсказуемо реально, что чувствуешь – этот жест, эти слова не отрепетированы, они, может, и вовсе не прописаны в сценарии, а родились прямо здесь и сейчас в контексте пьесы. Заранее оговорены только общее направление и ключевые моменты, а дальше… А дальше начинается чудо. Каждый раз заново, прямо у тебя на глазах и только для тебя рождается абсолютно новый самобытный спектакль. Он существует здесь и сейчас в масштабах реального времени, его никогда раньше не было и больше он не повторится. В следующий раз, когда в афише будет написано то же название, это будет уже совершенно другая, непохожая на эту, сегодняшнюю, вещь. Каждый раз – премьера. А бывает и так, что, выходя на сцену, актеры понятия не имеют, что им делать, какую тему развивать и кто бросит первую реплику. Может даже случится некоторая заминка, пауза… а зритель покорно ждет и роптать и не думает.  Но вот завязался диалог, появилась зацепка, начал проявляться рисунок и понеслась… Это уже “чистая” импровизация – если в истории и были аналоги, то в нашей стране сегодня такого больше уж точно нет. И при этом так внезапно, из ничего рождающийся диалог никогда не остается пустой болтовней. Зрители “Черного квадрата” - люди в основном молодые, молоды и актеры - “Молодые люди, но взрослые”. С серьезными мировоззренческими позициями, зрелым пониманием жизни, представляющие нам со сцены далеко недетские темы в сногсшибательных диалогах. Такой глубине подачи и широте взглядов позавидует большинство академических театров, где усталые актеры бальзаковского возраста в “дедушкиных” костюмах играют заученные роли за смешную зарплату. Так и хочется вслед за Станиславским сказать: “Не верю”.
А “Черному квадрату” веришь. Потому что не врут чьими-то, пусть красивыми, но чужими фразами. Потому что “живут” себя. А мы узнаем в них себя. Слепая девочка и трогательный алкоголик, представившийся богатым бизнесменом и продающий собственную квартиру, для того, чтобы добыть денег на операцию и вернуть ей зрение, на скамейке в “Сказках усталых городов” (сладко, чуть ли не приторно, идеализировано, сентиментально, просто “мыльно”, но, елки-палки, плачешь, когда, прозрев, она его даже не узнает!); супружеская пара за романтическим ужином, решившая вопрос, кто будет спать у стеночки тем, что она его зарезала, а он ее пристрелил (и все же раненый дополз до стеночки); веселые ребята из рекламного агенства “Два пеликана”, отправляющие “крышу” куда подальше с риском быть просто пристреленными (это в лучшем случае); жена, провожающая мужа на работу, и муж, бьющийся в истерике  из-за того, что она не так сказала “Пока”, - это мы с вами. Это Мы. И не можем мы себя не узнать, как бы смешно ни выглядело все это со стороны – из зала. Смешно и легко – а под слоем юмора глубокие жизненные истины и правда о нас. Просто – проще не придумаешь. Прямо как черный квадрат на белой бумаге.
Во время спектакля непрерывно улыбаешься, часто хохочешь, под конец тихо сползаешь от смеха под стул. Такое легкое и светлое чувство… Только удивляешься про себя – это же надо как тонко подмечено! Уходишь с улыбкой на лице и крыльями за спиной. А потом мысленно возвращаешься к увиденному, прокручиваешь ролик памяти в голове и думаешь, думаешь… И не один день, и не один месяц будешь вспоминать фразы и сцены “от “Черного квадрата”, и не год, и не два будет в твоей жизни путеводной звездой то, что увидел, почувствовал и понял в себе и в мире благодаря тому, что всего лишь час жили для тебя на сцене днепропетровского театра имени Горького несколько молодых ребят из Киева.

Источник

В центре внимания

Читай также

Спектакль: Конец света

Театр: Черный квадрат

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

История влияния итальянского киноискусства на моду и на стиль жизни в целом

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Однажды мы устали пить и задумались, чем заняться. А эта история началась с того, что мы попали в театр...

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

Немножко поросячьего коллагена, чуточку ласточкиного гнезда и пару капель змеиной крови

Новые статьи

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»
ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать
Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»
Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи февраль: лучшие события месяца

Не проспи февраль: лучшие события месяца

Обязательно занеси в планы: театральный триллер Афродизиак, легендарного Андрея Макаревича, драйвого Галича, невероятных ДахаБраха и еще с десяток событий, которые нельзя пропустить
"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

О мечтах, искусстве, сложностях творческого пути и королеве Елизавете II
Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Как провести февраль без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Разбираемся в нюансах твоего гардероба
Наверх