Владимир СИРЕНКО: «Как обрести баланс интересов и удержать качество?»

Недавно из зарубежных гастролей вернулся Национальный симфонический оркестр Украины, а через несколько дней прославленный коллектив опять отправится в турне.

Наши музыканты демонстрировали свое искусство, выступая в престижных залах Академии Санта-Чечилии в Риме, зале имени Верди в Неаполе. Проходили у них выступления и в совсем небольших городах, однако в каждом из них есть оперный театр или филармония и, конечно же, искушенный слушатель... Несколько дней на родине — и снова заграничные гастроли: Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария. Для рядового гражданина посещение Парижа или Рима — это целое событие, а для музыкантов — рабочие будни. Хотя, откровенно говоря, и отечественный слушатель не может пожаловаться на редкие встречи с Национальным симфоническим оркестром: дважды в месяц маэстро Владимир Сиренко и его прославленный коллектив дают концерты в Национальной филармонии Украины и еще умудряются выступать в провинции.

— Владимир Федорович, сколько концертных программ ваш оркестр дает в течение года?

— Более шестидесяти. Каждый концерт — это новая программа. Это очень тяжело.

— А почему нельзя одну программу показывать в нескольких разных городах?

— Мы не можем разъезжать, как когда-то в советские времена: Камчатка, Сахалин, Прибалтика. Даже чтобы принять наш коллектив в Полтаве или Чернигове, все равно требуются огромные средства, которые отсутствуют в этих городах. А выступать в Киеве каждый раз с одной и той же программой — это просто неприлично.

— Как решается проблема строительства нового большого концертного зала для Киева и вашего оркестра, поднятая в акции «Слушай вечность»?

— С 1989 года у нас нет своего помещения. Репетируем в Малом зале Филармонии в комнате, которая когда-то выполняла функцию бильярдной в Купеческом собрании. И это помещение мы вынуждены делить вместе с духовым оркестром. Когда-то, когда мы готовили симфонии Малера, требующие задействования большого состава, и в этой комнате собирался оркестр и два хора, люди в душном помещении теряли сознание...

— Вы же являетесь членом Национального совета по вопросам духовности и культуры при Президенте Украины. Поднимаете ли этот вопрос на заседаниях совета?

— Я приносил на заседание совета проект нового концертного зала на несколько тысяч мест, который должен быть построен в центре Киева и который будет достоин европейской столицы. Даже место для строительства концертного комплекса уже найдено. Нынешний министр культуры Юрий Богуцкий проинформирован. Но я очень обеспокоен тем, что после каждого заседания совета наш вопрос так и не решается. Хотя я понимаю, что существует множество вопросов: о проблеме украинского языка, ситуации с Киево-Печерской Лаврой, или о Софии Киевской, или о замках Украины... — все нуждается в разрешении. Но вопрос строительства помещения большого концертного зала также стоит очень остро.

— У вас большой творческий коллектив, а это всегда проблемы: все хотят быть первыми... Сколько людей сейчас работает в оркестре и какова у вас атмосфера?

— У нас сто человек творческого состава. Дело не в том, за каким пультом сидеть. Может, кто- то комфортно ощущает себя и за последним пультом. Получая небольшую зарплату, мы не можем пригласить хороших музыкантов на работу. И, опять же, кто-то из музыкантов стареет, и так как у нас нет контрактной системы, мы не можем с ним расстаться...

— Скажите, если валторнист дважды нечисто сыграл соло, как вы должны, как дирижер, на него повлиять? Когда-то за границей существовало правило трех замечаний: трижды сфальшивил в течение репетиции и — «до свидания»...

— У нас все музыканты защищены законами, профсоюзами. Пообщайтесь с теми бывшими киевскими дирижерами, кто лишился работы: с Федором Глущенко, Игорем Блажковым, Вадимом Гнедашем. Что, они такими плохими дирижерами были? Нет! А вот остались без работы. Дело в том, что у нас легче заменить дирижера, нежели навести порядок в оркестре. Разумеется, нельзя обижать своих подчиненных, унижать их. Но находить баланс интересов и удерживать качество исполнения — очень сложно. Даже при наших зарплатах контракт — это очень действенное средство. Не устраивает человек — за два месяца до окончания контракта его об этом предупреждают и тогда все обходится без обид. На сегодняшний день на контракте Александр Горностай, генеральный директор оркестра, и я, а остальные — в штате. Я никогда не был тираном и вампиром, но во взаимоотношениях дирижера и оркестра должно удерживаться равновесие. Знаете, даже если будет контрактная система, я не уверен, что наберу лучших из лучших музыкантов. Когда-то Стефан Васильевич Турчак, чтобы скомплектовать оркестр, объявлял всесоюзный конкурс. Оркестрантам предоставляли квартиры, высокие оклады. Тогда в Киев приезжали валторнисты из Ленинграда, скрипачи из Молдавии и Сибири. В свое время у главного дирижера оркестра Киевской оперы зарплата была на 40 рублей выше, чем у генсека КПУ Щербицкого! Первый пульт скрипок получал 500 рублей. А сейчас у меня пять- шесть солистов снимают квартиры. Представьте себе, сколько это стоит! И еще... Когда я делаю валторнисту замечание насчет чистоты интонирования, он мне показывает дырку в валторне. Наши инструменты очень стары, а для их замены нет средств. Ни один исполнитель на концерте не хочет играть плохо... Один музыкант сказал мне: «если бы мы не «киксовали», мы бы играли не здесь, а в Чикагском симфоническом. И это правда.

— Но даже на старых инструментах ваш оркестр показывает класс и считается одним из лучших не только в Украине. Ваш коллектив приглашают выступать на престижные фестивали...

— Это правда. Например, летом в Испании мы выступали бок о бок с Французским национальным оркестром, Лондонским филармоническим, двумя Королевскими испанскими оркестрами. Дело в том, что достаточно легко можно добиться красивого среднего уровня. Удержать его уже сложнее, но добиться тех маленьких процентов, отделяющих от лиги лучших оркестров мира — это чрезвычайно сложно.

— Когда к нам приезжал Симфонический оркестр под управлением Николая Федосеева, музыканты играли Пятую симфонию Чайковского, и очень чисто играли.

— У них ставки, в среднем, по полторы тысячи долларов. А в Мариинском театре у первого валторниста ставка шесть тысяч евро. В России несколько оркестров, несколько консерваторий и несколько театров имеют президентские гранты, то есть, должное финансирование. Это дает хорошие результаты.

— Как-то после концерта вас спросили: воспринимаете ли вы критику? А вы ответили категорично так: «Нет!»

— По-видимому, то было сказано «в пылу». Знаете, когда много усилий потрачено на подготовку программы, а во время концерта кто-то из музыкантов ошибся, а здесь еще критики сразу наседают, то я могу довольно категорически что-то ответить... Я и мои оркестранты хорошо знаем свои «плюсы и минусы». Мы обязательно сделаем анализ выступления, чтобы не повторять ошибок. Я за конструктивную критику со стороны публики и музыковедов.

Читай также

Spotify запустил свой сайт для продажи билетов на живые ивенты

Уже сейчас предлагают несколько концертов

В Киеве выступит знаменитый американский певец Khalid

Его первый концерт в Украине

В Киев снова приедут Imagine Dragons с концертом

Фанатов ждет новый альбом

Известно, кто победил в нацотборе на "Детское Евровидение" в 2021 году (видео)

Это не первая попытка победительницы попасть на песенный конкурс

В Киев едут победители "Евровидения-2021" из Италии Måneskin

Билеты в продаже уже будут скоро

Два дня Atlas Weekend Friends Edition сделают бесплатными

Осталось только зарегистрироваться

Как будет звучать этот год: музыкальные наводки 2014

Музыкальные фестивали как пища для души

В Киеве выступит CREW LOVE

В конце апреля Киев ждет громкое музыкальное событие

Мартин Гор пригласил поклонников на киевское шоу Depeche Mode

Гитарист, певец, автор песен и просто гениальный музыкант легендарных Depeche Mode Мартин Гор записал видеообращение к украинским поклонникам группы

Depeche Mode возобновляют свой масштабный тур

Выступление легендарных британских музыкантов 26 февраля по масштабу шоу будет идентично июньскому концерту, но по музыкальному наполнению будет существенно от него отличаться