Jazz in Kiev - 2010: Херби Хэнкок и все-все-все! (+30 фото)

Фестиваль Jazz in Kiev привлекает тем, что за свою трёхлетнюю историю он явил Украине многие громкие имена мирового джаза. Молодых и опытных, разных по настроению и звучанию, уже ставших или только становящихся выдающимися. От Авишая Коэна до Эла Джерро, от Майка Стерна до Spyro Gyra. В этом году данная тенденция продолжилась, пополнив состав выступающих еще более известными музыкантами. Среди них были Ли Ритенур, Yellowjackets, Oregon и, конечно же, мэтр Хэрби Хэнкок.


День 1. Классики и современники

Открытия все ждали с нетерпением по нескольким причинам. Помимо стандартного желания настоящего мирового джаза, оно должно было явить признанную, но мало знакомую украинскому слушателю личность - аргентинца Дино Салуцци. Знаете ли вы, что такое бандонеон? Вот-вот, действительно мало кто знает. Это была еще одна причина послушать маэстро Салуцци, да не самого, а в сопровождении киевского камерного оркестра New Age orchestra, немецкой виолончелистки Ани Лехнер, и брата - саксофониста Феликса Салуцци.

Начало концерта было несколько неожиданным для киевских поклонников джаза. Ведь вместо привычных "диких" ритмов зритель погрузился в академическое звучание целого оркестра, исполнявшего классическую музыку с отступлениями под эгидой бандонеона Салуцци. Ах да, все-таки о бандонеоне - он представляет собою квадратный инструмент - смесь аккордеона и гармони (во всяком случае, с виду). А у сеньора Салуцци этот инструмент был к тому же явно проверен временем и излучал ауру богатых традиций и опыта. Впрочем, эта "академичность" не отразилась на теплом приеме публики. А особо порадовало то, что ни у одной… ни у одного посетителя за время довольно тихого (хоть и оркестрового) выступления не зазвенел мобильник.

Во втором отделении на сцену вышли Yellowjackets - группа старых добрых джазменов, которые и зажгли ожидаемые классические ритмы. Это был тот традиционный джаз, сочетающий в себе и разгульность, и балладное спокойствие одновременно. Если подводить совсем уж грубую характеристику, то выступление Yellowjackets действительно показало и традиционную форму джазовой музыки, и то, как велик диапазон этой формы. Ну и особый интерес вызвало то, что группа играла композиции из самых разных этапов своего творчества. А разница, местами, действительно велика.


День 2. Индейские мотивы и горячая гитара


Что касается посещаемости, то второй день фестиваля вызвал чуть больше интереса. В принципе, это не мудрено. Во-первых, так бывает довольно часто, а во вторых, в этот день на сцене должна была появится настоящая знаменитость - один из лучших джазовых гитаристов мира Ли Ритенур.

Однако начавшая вечер группа Oregon стала для публики очень позитивной неожиданностью. Все дело в стиле, который для многих был настоящим открытием. Oregon начинал еще в далеких 70-х, когда не было сформировано ни единой картинки, ни какой-либо определенной "фишки" группы. Впрочем, появилась эта "фишка" довольно быстро. Уникальность Oregon'а в занимательном соединении традиционной североамериканской музыки с джазовыми импровизациями. Представьте себе индейские мелодии, которые вы знаете в основном благодаря фильмам, после которых квартет вступает в единую джазовую перепалку с кучей импровизаций, порой очень изощренных.


Особое восхищение вызвала коллекция духовых инструментов Пола МакКендлесса. Вряд ли кто-то пересчитал их все: тут тебе и классический саксофон, кларнет-баритон, гобой, целая россыпь различных дудочек и сопелок.

Ну а что касается Ли Ритенура, то в отдельном представлении он вряд ли нуждается. Гитара Ритенура действительно стерла границы между жанрами. Местами слушатель забывал, что находится на джазовом фестивале благодаря технике и смешанному стилю самого гитариста и приехавшего с ним квартета. Помимо джазовых струнных импровизаций, на сцене Ритенура находилось место многим компонентам самых разных стилей. Блюзовые клавиши, рок-н-ролльный запал, и т.д и т.п. Единственное, что объединило все эти элементы - драйв, который не так часто дается белым джазовым музыкантам (простите за навешивание ярлыков).


После последней официальной мелодии некоторые зрители потянулись к гардеробам, не дожидаясь выхода на бис. А зря. Выход был, привлек в проходы фанатов и еще больше раззадорил публику. Окончательное впечатление от Ритенура вышло светлым, пёстрым и позитивным. Можно ли желать чего-то еще?


День 3 - Отец-основатель


Оказалось, что можно. Конечно, выступление Херби Хэнкока и без лишних прелюдий было самым ожидаемым событием фестиваля. Если честно, вспоминается не так уж много концертов, где перед входом билеты не предлагают, а спрашивают. Здесь было именно так. Ну, еще бы - джазовая легенда, человек, в 11 лет сыгравший "Концерт для фортепиано № 5" Моцарта, обладатель Грэмми, музыкант, работавший с Майлсом Дэвисом… Все это Херби Хэнкок.

Уже в начале концерта Херби не только лишний раз убедил нас в том, что сегодня будет чудный вечер, но и продемонстрировал свое невероятное обаяние, о котором в 70-то лет стоить мечтать каждому. Он познакомил всех со своим новым проектом "Imagine" (Леннон вспоминается не случайно), рассказал о том, каков гуманный посыл этого проекта, а дальше закрутилось.


Описывать музыку словами вообще затея неблагодарная, но в случае с Хэнкоком это еще сложнее раза в три. Здесь дело имеешь с постоянным вихрем хитрых музыкальных комбинаций, калейдоскопа жанров (Хэнкока считали "своим" далеко не одни джазмены) и настроений. Сначала ты пытаешься следить и вычислить секрет исполнения, понять, что же делает его особенным, учитывая то, что звучание Херби вроде бы вполне милозвучное и не изобилует авангардизмом.


Но когда звучит песня, переходящая в единоличное фортепианное соло Хэнкока, все это длится минут 15, а потом переходит в новый мощный ритм, ты понимаешь - понять это мастерство путем нехитрых комбинаций не выйдет. С Хэнкоком в Киеве была прекрасная группа и интересная вокалистка (к слову, тоже представляющая лейбл Blue Note) Кристина Трейн. Вместе с клавишником Грегом Филингейнсом они составили чистый и мощный вокальный дуэт, который был так уместен под музыку маэстро.

В программе было немало парафразов на песни "великих", живо переделанные под джазовый контекст. "Exodus" Боба Марли, "Times they are a-changin'" Боба Дилана, и, конечно же, "Imagine" Джона Леннона.


Ну а выйдя на бис (поговаривают, что в США Хэнкок делает это довольно редко), Херби и команда, что называется, зажгли. В проходах столпился ликующий люд, барабанщик одарил нескольких человек палочками, Хэнкок пожал тянущиеся руки, дарил девушкам только что подаренные ему цветы, ну и продолжал вытворять чудеса на клавишах. В конце у тебя возникает ощущение идеально спланированного и прекрасно сыгранного действа, которое должно было быть именно таким, каким было.


И вот тут наступает время цельного и неподдельного восторга.

Читай также

Spotify запустил свой сайт для продажи билетов на живые ивенты

Уже сейчас предлагают несколько концертов

В Киеве выступит знаменитый американский певец Khalid

Его первый концерт в Украине

В Киев снова приедут Imagine Dragons с концертом

Фанатов ждет новый альбом

Известно, кто победил в нацотборе на "Детское Евровидение" в 2021 году (видео)

Это не первая попытка победительницы попасть на песенный конкурс

В Киев едут победители "Евровидения-2021" из Италии Måneskin

Билеты в продаже уже будут скоро

Два дня Atlas Weekend Friends Edition сделают бесплатными

Осталось только зарегистрироваться

Как будет звучать этот год: музыкальные наводки 2014

Музыкальные фестивали как пища для души

В Киеве выступит CREW LOVE

В конце апреля Киев ждет громкое музыкальное событие

Мартин Гор пригласил поклонников на киевское шоу Depeche Mode

Гитарист, певец, автор песен и просто гениальный музыкант легендарных Depeche Mode Мартин Гор записал видеообращение к украинским поклонникам группы

Depeche Mode возобновляют свой масштабный тур

Выступление легендарных британских музыкантов 26 февраля по масштабу шоу будет идентично июньскому концерту, но по музыкальному наполнению будет существенно от него отличаться