Юбилей Попа-Расстриги

12 ноября этого года все прогрессивное человечество празднует 65-летие Мартина Скорсезе, прижизненного классика и лауреата всевозможных премий. Именно в 2007 году триумфатор Канн и Венеции, наконец, был признан Американской киноакадемией лучшим режиссером года.

«Для меня не существует такой вещи, как бессмысленное насилие», – любит повторять Мартин Скорсезе. «Ты не отвечаешь за свои грехи в церкви, ты отвечаешь за них на улице», – вторит ему герой Харви Кейтеля из «Злых улиц». Мир Скорсезе вместил в себя Гордость и Cмирение, Раскаяние и Грех, причудливое сплетение судеб и грозное молчание стального неба, глухого к человеческим мольбам. Крутой хайвей к американской мечте и путь на Голгофу – все дороги ведут к Новому Вавилону, воспетому и проклятому Нью-Йорку Скорсезе. Среди его студентов по нью-йоркскому университету – Оливер Стоун и Спайк Ли, среди его последователей – едва ли не все режиссеры, воспитанные на новом американском кино 70-х.

Его творчество редко оставляет равнодушным: Джон Хинкли-младший, стрелявший в президента Рейгана, на суде признался, что он пятнадцать раз подряд посмотрел «Таксиста», прежде чем понял, что должен делать. «Ассоциация американских католиков» объявила «Последнее искушение Христа» «сатанистским фильмом» и призвала сорок миллионов своих прихожан бойкотировать просмотр. По всей стране прокатилась волна демонстраций протеста, а во Франции ревностные католики забрасывали «коктейлями Молотова» кинозалы, где демонстрировалась кощунственная лента. По-своему отметило режиссера и правительство Китая: после выхода на экраны «Кундуна» – еще одной медитации Скорсезе на религиозную тему – он был включен в список пятидесяти лиц, которым навсегда запрещен въезд в Тибет. Но Скорсезе не унывает, и в ближайшем будущем планирует снять картину об иезуитских миссионерах в Японии. Зная бескомпромиссную творческую манеру мэтра и его смелость в трактовке религиозных сюжетов можно предположить, что он сильно рискует в очередной раз сузить географию своих поездок.

А пять раз уходил он несолоно хлебавши c «оскаровских» торжеств! И всякий раз возвращался за вдохновением на Западный Берег – колыбель Америки и ее землю обетованную. Именно там, на «злых улицах» Нью-Йорка, как мифический Антей, он вновь наливался первобытной силой. И снимал очередной кровожадный шедевр, оставляя своих товарищей по рок-н-ролльным семидесятым – Де Пальму и Копполу, Лукаса и Спилберга – чахнуть над банковскими счетами и поправлять здоровье на тихоокеанских курортах. Когда академия, наконец, воздала ему должное в марте 2007-го, почти через сорок лет после начала его карьеры, Скорсезе c философской улыбкой сказал журналистам, что ни о чем не жалеет: мол, кто знает, сделал бы он то, что сделал, получи он статуэтку в 1981-м или 1991-м.

Да и о чем может жалеть человек, при жизни возведенный в ранг кинематографического святого? Мартин Маркантонио Лючиано Скорсезе, или просто Марти, потомок детей итальянских иммигрантов с Сицилии, еще не забывших своего языка и своей культуры, он недаром провел свое детство в «маленькой Италии», занимавшей в середине века часть нью-йоркского района Квинс. В этом мире пользовались уважением два типа людей: лидеры местных группировок – «правильные парни» и католические священники. Болезненный ребенок, всю жизнь страдавший тяжелой формой астмы, Марти едва ли мог рассчитывать на то, чтобы завоевать авторитет у сверстников. До четырнадцати лет он всерьез гoтовился к принятию сана, но после года в семинарии был исключен за неуспеваемость. В начале шестидесятых он уже студент Нью-Йоркского университета и автор многообещающих короткометражек. В 1969-м выходит его полнометражный дебют: «Кто стучится в мою дверь?» – своеобразный эскиз будущих поэм о вечно молодом городе. Тогда же перед ним первый раз является демон-искуситель в образе «короля треша» Роджера Кормана. Он спродюсировал его первый фильм на большой студии – «Берту-товарный вагон» с Дэвидом Карадайном и ангажировал молодого режиссера на еще один «злой» боевик. К счастью, Скорсезе послушал совета своего старшего товарища – пионера американского индепендента Джона Касаветеса и «вернулся к корням»: за треть бюджета боевика категории «Б» он поставил «Злые улицы» – одну из самых пронзительных драм 70-х. Всего через три года вышел «Таксист» по сценарию другого попа-расстриги – Пола Шредера. Каннский триумф заставляет критиков вопрошать: что это за отщепенец, превратившийся в ангела мщения? «Ты это мне сказал?» («Тварь я дрожащая?») – не cуммирует ли эта фраза сердитое одиночество ощерившегося жителя мегаполиса последней трети XX века? И не надо утверждать, что мода на ирокез пришла из Лондона.

Скорсезе послушал совета

вернуться к корням

Потом еще будет расслабленная джазовая импровизация «Нью-Йорк, Нью-Йорк» и тут же, как ни в чем не бывало, «Бешеный бык» – лаконичный байопик о человеке, ведомом силой саморазрушения. И вот снова студийные боссы предлагают большие проекты и ангажируют звезд, а Майкл Джексон готов потратить два миллиона на съемки пятнадцатиминутного клипа, если его режиссером будет Скорсезе. Но в первой половине 90-х он возвращается с двумя экранизациями гангстерских романов Николаса Пилледжи – «Хорошие парни» и «Казино» – которые, как и подобает настоящим шедеврам, создают впечатление исчерпанности темы.

В начале миллениума братья Вайнштейны («Матрица»), кажется, задумали сделать Скорсезе придворным режиссером своей студии: «Авиатор», «Банды Нью-Йорка», «Отступники». Но разве первые пятнадцать минут «Банд…» не стоят всех малокровных блокбастеров года? Разве не продолжают на свой лад «Отступники» начатую в нью-йоркском цикле тему о всесилии рока? Но, поднявшись по красной дорожке за долгожданным «Оскаром», не уйдет ли Скорсезе в безликий академизм, как это уже не раз случалось с лауреатами? Его манера видеть человеческую историю в любом эпосе всегда выделяла Скорсезе среди равновеликих современников. Именно таким, очеловеченным Богом, а не Богочеловеком увидел он Христа. Но пройдет ли сам Скорсезе через новый искус? Миллионы адептов кинематографического культа с надеждой и страхом ожидают его нового творения.

Читай также

Spotify запустил свой сайт для продажи билетов на живые ивенты

Уже сейчас предлагают несколько концертов

В Киеве выступит знаменитый американский певец Khalid

Его первый концерт в Украине

В Киев снова приедут Imagine Dragons с концертом

Фанатов ждет новый альбом

Известно, кто победил в нацотборе на "Детское Евровидение" в 2021 году (видео)

Это не первая попытка победительницы попасть на песенный конкурс

В Киев едут победители "Евровидения-2021" из Италии Måneskin

Билеты в продаже уже будут скоро

Два дня Atlas Weekend Friends Edition сделают бесплатными

Осталось только зарегистрироваться

Как будет звучать этот год: музыкальные наводки 2014

Музыкальные фестивали как пища для души

В Киеве выступит CREW LOVE

В конце апреля Киев ждет громкое музыкальное событие

Мартин Гор пригласил поклонников на киевское шоу Depeche Mode

Гитарист, певец, автор песен и просто гениальный музыкант легендарных Depeche Mode Мартин Гор записал видеообращение к украинским поклонникам группы

Depeche Mode возобновляют свой масштабный тур

Выступление легендарных британских музыкантов 26 февраля по масштабу шоу будет идентично июньскому концерту, но по музыкальному наполнению будет существенно от него отличаться