Быть Джоном Малковичем. Рецензия от Джона Сильвера

Оценить однозначно этот фильм люди затрудняются - он для этого очень странный. Однако почти никто не сказал мне, что "Быть Джоном Малковичем" - откровенное дерьмо, которое не стоит смотреть. Кстати, любопытный факт. В Штатах очень редко случается так, чтобы фильм "для мозгов" стал кассовым. В нашем случае это произошло. А в народном рейтинге IMdB "Быть Джоном Малковичем" очень быстро вошел в первую половину первой сотни и уверенно там держался.

В чем причина? Наверное, в том, что в название вынесена фамилия популярного актера. Это работает на подсознание аудитории, которая должна воспринимать фильм как кассовый. Таково мое объяснение. Оно намеренно упрощено и нимало не принижает заслуг режиссера и прочей съемочной группы. "Быть Джоном Малковичем" стал одним из самых запоминающихся явлений 1999 года. И, кстати, самой успешной комедией года - несмотря ни на какие "Боуфингеры".

Сам Малкович в фильме присутствует как некоторая субстанция. В одной странной конторе, расположенной между седьмым и восьмым этажами ("Льюис Кэролл!" - в один голос вскричали тут подготовленные зрители), есть маленькая дверца. Через нее вы попадаете в лаз, из которого вас засасывает... в голову Малковича. На 15 минут вы становитесь им - думаете, как он, чувствуете, как он, видите, что он делает в этот самый момент (тут наиболее подготовленная публика моментально припоминает знаменитую фразу Энди Уорхолла о том, что в наши дни у каждого есть возможность стать знаменитым именно на 15 минут). Потом вас вышвыривает на обочину дороги возле Нью-Джерси, и вы становитесь собою прежним.

Я не знаю, как Малкович решился дать согласие на съемки такого фильма, и еще более непостижимо для меня, как он согласился сыграть самого себя в такой довольно неприглядной ипостаси (согласно фильму, он склонен к психопатии и не прочь трахнуть любую бабу, которая и сама окажется не прочь). Видимо, он очень раскованный тип. Неизвестно, имеют ли какое-то отношение сцены, демонстрирующие подсознание Малковича, к его реальным страхам и комплексам. Если да - тогда он просто отчаянно раскрепощен, выплескивая их на головы миллионов зрителей. Если нет - то все равно это ничего не меняет: придуманные миры подсознания Малковича теперь будут восприниматься массами как реальные. Теперь все могут говорить: "А, Малкович в глубине души склонен нюхать женское белье!"

Откуда взялись эти Спайк Джонз со сценаристом Чарли Кауфманом? Нет, я, к примеру, знаю, что Джонз перед этим несколько лет снимал клипы, причем на высоком уровне. Но в большом кино для обоих этот фильм стал дебютом. Более громкого дебюта трудно себе и представить. Картина эта, конечно, не из тех, что получает "Оскара", но американские критики наперебой осыпали ее дифирамбами. Так что успех следующей работе Джонза и Кауфмана уже сейчас практически обеспечен - что бы они ни сняли. Если им поможет, как и в этом фильме, композитор Картер Бервелл, который пишет для братьев Коэнов, вероятность успеха возрастает в еще более геометрической пропорции. Музыка Бервелла обладает удивительным свойством искажать обычную реальность и подчеркивать ее гротескные черты, обычно спрятанные под покровом повседневности.

Об актерах. Ведущее трио меня не то, чтобы восхитило (это не тот случай - по свойствам сценарного материала восхищения не получится), но глубоко впечатлило. Небритый Джон Кьюсак в роли кукловода, склонного к манипулированию людьми, совершенно неоштукатуренная Камерон Диаз (узнать ее можно с громадным трудом где-то минуте на 25-й фильма) и сексапильная Кэтрин Кинер (воплощение феминизированной американки, самой выбирающей партнеров для секса) - всем можно ставить очень высокую оценку. Кьюсаку и Диаз - за то, что сыграли абсолютно вразрез установившимся в их карьерам канонам. Кэтри Кинер - за абсолютную внутреннюю свободу, которую показать не так легко, как можно подумать.

Одна из любимых фраз настоящего Джона Малковича - высказывание Брехта: "Надо найти реальность, которая удивит и шокирует". Фильм, о котором мы говорим, с блеском это делает. В анналы его я бы не постеснялся внести за одну сцену, где сам Малкович проникает внутрь себя и видит темную сторону своей психики - там все люди имеют его голову (особенно убедительно она смотрится на роскошном теле декольтированной девицы), все слова звучат как "Малкович", певица в обтягивающем платье с головой, естественно, Малковича сладостно поет: "Малкович, Малкович!", а в меню все блюда обозначены как "Малкович" (стоят они, кстати, какое-то количество малковичей). Если это не апофеоз абсурда, поправьте меня.

Кстати, в прокате фильм может фигурировать под названием "Голова Джонни". Будьте к этому готовы и проявите необходимую бдительность.

Источник

Читай также

Disney представил трейлер приквела "Короля Льва": мультфильм о молодом Муфасе (видео)

Видео уже набрало около 5 миллионов просмотров

Украинский Marvel: в кинопрокат выходит фильм о 3-й отдельной штурмовой бригаде «Мы были рекрутами» (трейлер)

Необычный для украинского кинематографа жанр

Актриса Марго Робби станет продюсером фильма по мотивам настольной игры «Монополия»

Легендарная настолка станет блокбастером

Голливудская актриса из Украины разорвала контракт с Netflix, чтобы не играть россиянку

Теперь украинка должна выплатить компенсацию

8 самых ожидаемых премьер украинских фильмов этой весны – трейлеры

Поддержите украинского кино походом в кино

Вышел трейлер фильма об украинских писателях эпохи "расстрелянного возрождения", который снимали 10 лет (видео)

Их жизни и произведения оборвала кровавая рука тоталитарного режима

Объявлены лауреаты анти-премии «Золотая малина-2024»: главные неудачники в кинематографе

Худшие фильмы и актеры

Первый «Оскар» для Украины: как прошло вручение самой престижной кинопремии в мире

Украинский режиссер выступил с мощным заявлением

Режиссер «Дюны» исполнил последнюю волю умирающего человека, который мечтал увидеть вторую часть фильма

История трогательного поступка

Netflix выпустил трейлер нового документального сериала о событиях, которые привели к вторжению РФ в Украину (видео)

От холодной войны до прихода Путина