Фильм «Тарас Бульба»: буйство русского патриотизма на наших экранах

О фильме Тарас Бульба режиссера Владимира Бортко, безусловно, будут говорить. Причем говорить и писать будут всякое. Наверное, сперва одни будут ругать, а затем другие скажут – да что вы к мелочам придираетесь, вы посмотрите, это же эпическое полотно, это же столько работы, да кто б еще такое снял и т.д. Дискуссия может быть долгой, и ее пора начинать.

Общее впечатление от фильма можно передать знаменитой фразой Станиславского «не верю». От первого и до последнего кадра – «не верю». И дело не в том, что актеры не справились. Богдан Ступка прекрасен, он еще раз подтвердил свой статус выдающегося актера. Боярский, о котором почему-то думалось, что уж он-то в этой ленте будет смотреться нелепо, напротив, был весьма убедителен и сцены с ним – одни из лучших в фильме, даже Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко в ролях Остапа и Андрия вполне терпимы, множество колоритных второстепенных персонажей… И тем не менее, фильм не поглощает, иллюзия не строится. Может, кто-то слукавил, не исключено, что и сам режиссер. Может, сложно сделать из разборок украинцев с поляками великорусскую агитку так, чтобы сохранилась целостность художественного произведения.

Фильм начинается, как советский шедевр пропаганды. Титры большими золотыми буквами и черно-белые кадры – Тарас Бульба толкает речь перед боем, говорит о русской земле, русской душе и о товариществе. Разумеется, это гоголевский текст, только слегка подрезанный – и все же от этого пафоса и суровых лиц запорожцев крупным планом ощущение такое, что они сейчас побегут кромсать белых за святое дело революции. После этого лирического вступления начинается сама история – братья возвращаются из академии домой.

Но во второй части фильма пафос снова достигает апогея. Во время кульминационного сражения с поляками умирающие козаки поочередно толкают патриотические речи в камеру. К концу фильма фразы о русской земле и русской вере звучат уже не как внушение, а как досадная тавтология – создатели фильма явно перегнули палку.

Когда вчера на пресс-конференции журналисты завалили Владимира Бортко вопросами, общий смысл которых сводился к «Ну зачем же вы так?», режиссер отвечал: «Вы что, хотите, чтобы я переписал Гоголя? Это все есть у Гоголя».

Верно, у Гоголя есть. Но в повести оно разбавлено другими словами, а у Бортко получился какой-то слабо выносимый жуткий концентрат. Зато у Гоголя не было эпизода, когда козаки сообщают Тарасу, что его поместье разорили ляхи и приносят ему на Сечь тело зарубленной жены. Такая личная драма, прямо вспоминается Богдан наш Хмельницкий. Какого черта полякам вдруг понадобилось умертвить супругу Тараса, непонятно. На пресс-конференции режиссер объяснил: «Нам нужно было перевести высокохудожественное произведение Гоголя в кино. А кино – это картинка, изображение. Мы ввели этот эпизод, чтобы было понятно, что хотят сказать творцы фильма. Что такое мать? С чем ассоциируется? Мать – это родина. У Гоголя герой произносит текст о бедах, которые творятся на Украине. Но нам нужно показать это зрителю. И вот когда приносят изрубленную маму Остапа и Андрия, это показывает то, о чем говорит герой». Вообще эпизод довольно забавный, особенно интересно смотрится изрубленное тело в целой одежде.

А вот как козаки кромсают поляков, в фильме не показано. Бортко это тоже очень хорошо объясняет: «Мы снимали патриотичное кино о том, как поднявшийся народ сражается против народа, угнетавшего его. Мы хотим сказать, они хорошие или нет? Наверное, да. Они хорошие. Любая война это мерзко. Ужас – и с той, и с другой стороны. Но важно, кто правее, за кого мы с вами. За наших или нет? Я думаю, что за наших. Конечно, они не идеальны, но нам важно показать, что они воевали за святое дело».

В общем, произведение Гоголя, мягко говоря, упростили. Четко развели плохих и хороших, чтобы не было сомнений. Поляки плохие – они убили маму. Наши – хорошие. Без вопросов. И «русская душа», «русская душа», «русский народ»… Вообще, поляки, не поляки – это не существенно. Вместо ляхов можно подставить какой угодно образ внешнего врага. Главное, чтобы схема была простая и понятная, а об этом создатели фильма позаботились. Только вот, как уже говорилось, нет целостной иллюзии, все как-то рассыпается, хоть и костюмы достоверные, и актеры хорошие. А насчет всего «русского», режиссер позже озвучил свою проблему – он, оказывается, не разделяет русский и украинский народы.

Естественно, одним из главных достоинств фильма должны были стать зрелищные бои. Для съемок батальных сцен было задействовано около 800 мирных жителей Каменец-Подольского, которые изъявили желание поучаствовать в действии в качестве массовки, и 93 профессиональных каскадера. Правда, на что пошли все эти ресурсы, не вполне ясно. Когда смотришь фильм, ощущение такое, что бои снимали очень экономно. Поединок в большинстве случаев выглядит так: вот один герой размахивает рукой, а вот крупным планом торс его противника, на котором образуется кровоточащая рана. Раз и два. Конечно, есть и более увлекательные кадры: и кони скачут, и люди рубятся. Видимо, главная проблема в том, что до сих пор перед глазами стоят сцены польско-украинских битв из Огнем и мечем. И на таком фоне фильм Бортко однозначно проигрывает.

Впрочем, все это – не повод не сходить на Тараса Бульбу в кино. У ленты все-таки очень мощная литературная основа и испортить ее трудно. Есть все же моменты, когда ты начинаешь нервно ерзать на стуле, так волнует тебя происходящее на экране, пускай ты и думаешь, что это все можно было бы изобразить лучше. А главные достоинства ленты – это присутствие Ступки-старшего и Михаила Боярского.

Читай также

Disney представил трейлер приквела "Короля Льва": мультфильм о молодом Муфасе (видео)

Видео уже набрало около 5 миллионов просмотров

Украинский Marvel: в кинопрокат выходит фильм о 3-й отдельной штурмовой бригаде «Мы были рекрутами» (трейлер)

Необычный для украинского кинематографа жанр

Актриса Марго Робби станет продюсером фильма по мотивам настольной игры «Монополия»

Легендарная настолка станет блокбастером

Голливудская актриса из Украины разорвала контракт с Netflix, чтобы не играть россиянку

Теперь украинка должна выплатить компенсацию

8 самых ожидаемых премьер украинских фильмов этой весны – трейлеры

Поддержите украинского кино походом в кино

Вышел трейлер фильма об украинских писателях эпохи "расстрелянного возрождения", который снимали 10 лет (видео)

Их жизни и произведения оборвала кровавая рука тоталитарного режима

Объявлены лауреаты анти-премии «Золотая малина-2024»: главные неудачники в кинематографе

Худшие фильмы и актеры

Первый «Оскар» для Украины: как прошло вручение самой престижной кинопремии в мире

Украинский режиссер выступил с мощным заявлением

Режиссер «Дюны» исполнил последнюю волю умирающего человека, который мечтал увидеть вторую часть фильма

История трогательного поступка

Netflix выпустил трейлер нового документального сериала о событиях, которые привели к вторжению РФ в Украину (видео)

От холодной войны до прихода Путина