Фильм "Край": Свой среди чужих...

Летом 45-го фронтовик Игнат (Владимир Машков) прибывает в маленькое сибирское поселение Край, где проживают всякого рода советские отступники, дезертиры и бывшие пленные. Здесь вроде бы и не лагерь - слишком уж хорошо себя чувствуют местные под управлением мягкотелого начальника Колыванова (Алексей Горбунов). Но сибирские морозы, лесопилка, паровозы, мутный самогон, конечно, дают о себе знать. Игнат хочет лишь одного – управлять паровозом. Здесь он знакомится с простой русской бабой Софьей (Юлия Пересильд), вернувшейся из Германии с маленьким хилым и неразговорчивым мальчиком Пашкой…

После какого-то времени, проведенного здесь, в тайге, Игнат узнает, что где-то в лесу есть заброшенный паровоз, однако подобраться к нему никто уже давно и не пытался – мост обломан, да и исправен ли железняк, никому не известно. Игнат отправляется в тайгу и находит не только паровоз, но и немку Эльзу, которая живет там дикарём вот уже четыре года. Ни о какой войне она и не слыхивала, а оказалась тут лишь из-за отца, строившего здесь еще в начале войны мост. За то, что по воле сильных речных потоков мост не был вовремя достроен, отец Эльзы был убит товарищем Фишманом (Сергей Гармаш), единственным, кого здесь, в посёлке, все боятся...

Если начало фильма напоминает не более чем интересное и добротно снятое кино о послевоенном времени, то с развитием истории Игната и Эльзы на экране возникает всё больше и больше общечеловеческих тем. Привычный пафос и героизм российских фильмов на эту тематику в “Крае” заменяется историей о людской нетерпимости и о судьбе, которая, вопреки всем сторонним обстоятельствам, совершает свой путь.

http://video.gloss.ua/player3/player.swf

Удивительно и жизненно звучит мотив того, как Игнат среди своих не может найти той интимной глубины и тепла, которые обнаруживает в полуодичавшей и вроде бы чужой девушке. Только в Эльзе нет той дикой злобы, которую в Крае рано или поздно выплёскивает почти каждый.

Кроме того, как и многие фильмы Алексея Учителя, «Край» изобилует кричащими образами и символами, неотделимыми от того, что мы привыкли считать «русским». Здесь это паровозы, чуть ли не впервые в российском кинематографе восстающие в таком личном и уютном свете; медведь, которого нельзя убивать только потому, что он живёт в этих лесах уже много лет. Всё это на фоне тайги, сибирских рек и леса – эпохальные пейзажи, на которых и должны проявляться все русские «черти».

«Край» нельзя назвать однозначной лентой. Трудно предположить, в чем только будут обвинять Учителя: в русофобстве, исторической недостоверности, преуменьшении роли победы над фашизмом. Хотя предъявить более или менее четкие претензии можно, пожалуй, только в одном - появлении Фурмана в конце фильма. Гонки на паровозах, импульсивное убийство, сцена с велосипедом. Рассуждая холодно и логично, понимаешь, что это уже натяжки, пускай и намеренные. Мол, не могло такого быть тогда, в таком суровом обществе. Трудно сказать, кому адресовано это обвинение в «срубании углов» в большей степени, сценаристу или режиссеру?


Однако, вспомним же, что вот эта колкость, граничащая с русским помешательством по Достоевскому, уже всплывала у Учителя в «Дневнике его жены». Тогда режиссера обвиняли в излишнем декадентстве, особенно учитывая то, что дело касалось святого – русского классика Бунина. Хотя тогда невиданная интимность повествования выглядела очень уместно. Уместна она и здесь, в «Крае».

Стоит так же сказать, что технически лента выглядит очень добротно, во многом благодаря тому, что сделана полностью «вручную». И если вначале еще прослеживаются какие-то рвения к флешбекам в духе «Первого канала», то потом визуальная культура картины являет собой масштаб, но какой-то очень интеллигентный и благородный.

Да, картина Алексея Учителя не лишена недостатков. Однако недостатки эти заключаются не в технических недочетах или скудности мысли. Напротив, осознание этой «редкой сердечной силы» русской души и ее же «заповедной дури» просто-напросто не всегда комфортно опускается на твою голову. Но глубокая история, ее интимная и сочная сердцевина, универсальность для совершенно разного зрителя, определенно заслуживают внимания.

Читай также

Disney представил трейлер приквела "Короля Льва": мультфильм о молодом Муфасе (видео)

Видео уже набрало около 5 миллионов просмотров

Украинский Marvel: в кинопрокат выходит фильм о 3-й отдельной штурмовой бригаде «Мы были рекрутами» (трейлер)

Необычный для украинского кинематографа жанр

Актриса Марго Робби станет продюсером фильма по мотивам настольной игры «Монополия»

Легендарная настолка станет блокбастером

Голливудская актриса из Украины разорвала контракт с Netflix, чтобы не играть россиянку

Теперь украинка должна выплатить компенсацию

8 самых ожидаемых премьер украинских фильмов этой весны – трейлеры

Поддержите украинского кино походом в кино

Вышел трейлер фильма об украинских писателях эпохи "расстрелянного возрождения", который снимали 10 лет (видео)

Их жизни и произведения оборвала кровавая рука тоталитарного режима

Объявлены лауреаты анти-премии «Золотая малина-2024»: главные неудачники в кинематографе

Худшие фильмы и актеры

Первый «Оскар» для Украины: как прошло вручение самой престижной кинопремии в мире

Украинский режиссер выступил с мощным заявлением

Режиссер «Дюны» исполнил последнюю волю умирающего человека, который мечтал увидеть вторую часть фильма

История трогательного поступка

Netflix выпустил трейлер нового документального сериала о событиях, которые привели к вторжению РФ в Украину (видео)

От холодной войны до прихода Путина