Статья "Пелевиным тут и не П" Анны Наринской, журнал "Коммерсантъ"

14 апреля в прокат наконец выходит фильм режиссера Виктора Гинзбурга по книге Виктора Пелевина "Generation П". Посмотрев экранизацию, Анна Наринская осталась в глубочайшем недоумении.

Этот фильм чуть было не заставил меня изменить отношение к роману и отчасти к себе самой. Неужели вот это представлялось мне таким смешным и умным? Вот это - то, что сейчас происходит на экране, то, что там произносят, такое посредственное и натянутое?

Вот, например, реплика бандита Вовчика, заказывающего Татарскому "русскую идею размером страниц на пять": "Чтобы я любого импортного пидора - бизнесмена там, певицу или кого угодно - мог по ней развести. Чтоб они не думали, что мы тут, в России, просто денег украли и стальную дверь поставили. Чтобы такую духовность чувствовали, бляди, как в 45-м под Сталинградом, понял?" Сейчас, воспроизведенные на бумаге, эти слова опять выглядят точными и даже совсем не потерявшими актуальности. Но когда в фильме их бойко проговаривает Олег Тактаров, они звучат безнадежным и неувлекательным фейком.
Дело тут не в актерах - уж, казалось бы, кто может подходить на роль Вовчика, "предоставляющего услуги ограничителя абсолютной свободы", больше, чем чемпион по смешанным единоборствам, про которого даже в "Википедии" написано, что он "отличался спокойствием и мастерством захватов и болевых приемов". Некоторые, кстати, играют совсем хорошо: Михаил Ефремов, изображающий политманипулятора Азадовского этаким Гусинским-кокаинистом, или Владимир Меньшов в роли телеаналитика Фарука Фарсейкина (похожего на Сергея Доренко).

Некоторые, отмечу справедливости ради, играют совсем плохо - скажем, Сергей Шнуров, у которого расширяющий сознание буддист Гиреев однообразно пучит глаза, и только. (Возможно, это и есть правда жизни и расширяющие сознание буддисты именно так себя и ведут, но смотреть на Шнурова на экране очень скучно.) Или Иван Охлобыстин - он в роли рекламщика-славянофила Малюты вообще не делает ровным счетом ничего, даже глаз не пучит.
Некоторые вообще непонятно зачем в этом фильме имеются - скажем, появляющаяся на пару минут и ужимок Рената Литвинова, почему-то в тимошенковской косе. А некоторые, наоборот, вроде бы понятно зачем: основоположник гламура Игорь Григорьев, деятель разнообразных искусств Павел Пепперштейн и сверхчеловек Андрей Васильев явным образом должны воплощать не окончательно еще отмерший дух авантюрных 90-х, но эти выжившие свидетели времени теряются в бессмысленности происходящего.

В своей основополагающей беседе с Легионом Азадовским Вавилен Татарский утверждал, что ""коллективное бессознательное" давно торгует сигаретами у метро". Для кинематографа это в общем-то не страшно - чтобы снимать кино, необходимо коллективное сознательное. Или хотя бы какое-нибудь сознательное. А с этим в фильме "Generation П" дефицит. Его создатели очевидным образом не решили, что такое роман Пелевина ни для них самих, ни для зрителей.

То есть замышлялась, конечно, экранизация культового произведения, причем почтительная и близкая к тексту - иначе фанаты оскорбятся. (Команда "Generation П", похоже, и сама состоит из таких фанатов - знающих все шуточки и даже не шуточки назубок.) С таким же подходом, кстати, делались фильмы про Гарри Поттера. И хотя громадную машину поттеровского сериала и несчастную съемочную группу "Поколения", снимавшую фильм почти пять лет из-за связанных с безденежьем простоев, сравнивать почти совсем нельзя, кое-что отметить все же придется. Джоан Роулинг, как известно, принимала в производстве фильмов по своим книжкам непосредственное участие. (Режиссер "Узника Азкабана" Альфонсо Куарон рассказывал, например, что, когда он хотел впустить в Хогвартс крошечных крылатых эльфов, писательница резко его осадила, сказав: "Таких существ в моей вселенной нет".) От Пелевина, понятное дело, такого внимания, особенно в условиях упомянутого безденежья, не дождешься, так что создатели фильма были вынуждены генерировать вселенную самостоятельно.

Но они, похоже, сами не решили, что она, эта пелевинская вселенная, такое и в чем там, собственно, дело - в психоделе, теории заговора или лингвистически-издевательском взгляде на действительность. В итоге у них аккуратненько имеется и первое, и второе, и третье - строго в порядке очереди.

Начинается все с глюков (снятых со старомодным уважением к запрещенным субстанциям и до наивности серьезно - даже когда пытаются, чтоб смешно). Потом переходят к комическому (чтобы не разочаровать зрителя, в фильм всунуто максимальное количество афоризмов и шуток, так что некоторые, вроде полюбившегося народу "Мы с Иваном Ильичом работали на дизеле", Татарскому в довольно невыразительном исполнении Владимира Епифанцева приходится стрекотать скороговоркой). В промежутки вставлен мировой заговор с плохо оцифрованными Радуевым и Березовским, "священным гаданием в Атланте" и легкой отсебятиной в виде похожего на Путина артиста Андрея Панина в роли продвигаемого Азадовским кандидата в президенты.

Как будто все делается для отчетности, для того, чтобы сказать: "Пелевин, он же, как известно, про вот эти вещи, и все они, заметьте, в нашем фильме присутствуют". И они действительно присутствуют в изобилии, но ни в какую "пелевинщину" не складываются.

Главная сила воздействия лучших романов Пелевина (к которым относится "Generation П") в том, что его приправленные камланием и каламбурами теории заговора неизменно объясняют мир точнее, чем политические комментарии и экономические выкладки. Для 90-х это было особенно актуально - тогда даже самые трезвые из нас готовы были согласиться с тем, что прихоти богини Иштар оправдывают происходящее лучше, чем особенности смены экономических формаций. Если свести "пелевинщину" к простейшему рецепту, то это игра в слова, плюс конспирология, плюс мистика, плюс чувство времени, обязательное "здесь и сейчас". В качестве последнего создатели фильма предлагают неотменимый малиновый пиджак, старые "мерседесы" и тех самых персонажей. Относительно же остального они сами пребывают, как выразился бы вежливый Татарский, в состоянии полнейшего когнитивного диссонанса.

В том, что в этом состоянии они снимают фильмы, Пелевин, если вдуматься, вовсе не виноват. Так что не зря я до сих пор считаю написанные им слова смешными и умными.

Читай также

Disney представил трейлер приквела "Короля Льва": мультфильм о молодом Муфасе (видео)

Видео уже набрало около 5 миллионов просмотров

Украинский Marvel: в кинопрокат выходит фильм о 3-й отдельной штурмовой бригаде «Мы были рекрутами» (трейлер)

Необычный для украинского кинематографа жанр

Актриса Марго Робби станет продюсером фильма по мотивам настольной игры «Монополия»

Легендарная настолка станет блокбастером

Голливудская актриса из Украины разорвала контракт с Netflix, чтобы не играть россиянку

Теперь украинка должна выплатить компенсацию

8 самых ожидаемых премьер украинских фильмов этой весны – трейлеры

Поддержите украинского кино походом в кино

Вышел трейлер фильма об украинских писателях эпохи "расстрелянного возрождения", который снимали 10 лет (видео)

Их жизни и произведения оборвала кровавая рука тоталитарного режима

Объявлены лауреаты анти-премии «Золотая малина-2024»: главные неудачники в кинематографе

Худшие фильмы и актеры

Первый «Оскар» для Украины: как прошло вручение самой престижной кинопремии в мире

Украинский режиссер выступил с мощным заявлением

Режиссер «Дюны» исполнил последнюю волю умирающего человека, который мечтал увидеть вторую часть фильма

История трогательного поступка

Netflix выпустил трейлер нового документального сериала о событиях, которые привели к вторжению РФ в Украину (видео)

От холодной войны до прихода Путина