Статья "Пелевиным тут и не П" Анны Наринской, журнал "Коммерсантъ"
14 апреля в прокат наконец выходит фильм режиссера Виктора Гинзбурга по книге Виктора Пелевина "Generation П". Посмотрев экранизацию, Анна Наринская осталась в глубочайшем недоумении.
Вот, например, реплика бандита Вовчика, заказывающего Татарскому "русскую идею размером страниц на пять": "Чтобы я любого импортного пидора - бизнесмена там, певицу или кого угодно - мог по ней развести. Чтоб они не думали, что мы тут, в России, просто денег украли и стальную дверь поставили. Чтобы такую духовность чувствовали, бляди, как в 45-м под Сталинградом, понял?" Сейчас, воспроизведенные на бумаге, эти слова опять выглядят точными и даже совсем не потерявшими актуальности. Но когда в фильме их бойко проговаривает Олег Тактаров, они звучат безнадежным и неувлекательным фейком.
Некоторые, отмечу справедливости ради, играют совсем плохо - скажем, Сергей Шнуров, у которого расширяющий сознание буддист Гиреев однообразно пучит глаза, и только. (Возможно, это и есть правда жизни и расширяющие сознание буддисты именно так себя и ведут, но смотреть на Шнурова на экране очень скучно.) Или Иван Охлобыстин - он в роли рекламщика-славянофила Малюты вообще не делает ровным счетом ничего, даже глаз не пучит.
В своей основополагающей беседе с Легионом Азадовским Вавилен Татарский утверждал, что ""коллективное бессознательное" давно торгует сигаретами у метро". Для кинематографа это в общем-то не страшно - чтобы снимать кино, необходимо коллективное сознательное. Или хотя бы какое-нибудь сознательное. А с этим в фильме "Generation П" дефицит. Его создатели очевидным образом не решили, что такое роман Пелевина ни для них самих, ни для зрителей.
То есть замышлялась, конечно, экранизация культового произведения, причем почтительная и близкая к тексту - иначе фанаты оскорбятся. (Команда "Generation П", похоже, и сама состоит из таких фанатов - знающих все шуточки и даже не шуточки назубок.) С таким же подходом, кстати, делались фильмы про Гарри Поттера. И хотя громадную машину поттеровского сериала и несчастную съемочную группу "Поколения", снимавшую фильм почти пять лет из-за связанных с безденежьем простоев, сравнивать почти совсем нельзя, кое-что отметить все же придется. Джоан Роулинг, как известно, принимала в производстве фильмов по своим книжкам непосредственное участие. (Режиссер "Узника Азкабана" Альфонсо Куарон рассказывал, например, что, когда он хотел впустить в Хогвартс крошечных крылатых эльфов, писательница резко его осадила, сказав: "Таких существ в моей вселенной нет".) От Пелевина, понятное дело, такого внимания, особенно в условиях упомянутого безденежья, не дождешься, так что создатели фильма были вынуждены генерировать вселенную самостоятельно.
Но они, похоже, сами не решили, что она, эта пелевинская вселенная, такое и в чем там, собственно, дело - в психоделе, теории заговора или лингвистически-издевательском взгляде на действительность. В итоге у них аккуратненько имеется и первое, и второе, и третье - строго в порядке очереди.
Как будто все делается для отчетности, для того, чтобы сказать: "Пелевин, он же, как известно, про вот эти вещи, и все они, заметьте, в нашем фильме присутствуют". И они действительно присутствуют в изобилии, но ни в какую "пелевинщину" не складываются.
Главная сила воздействия лучших романов Пелевина (к которым относится "Generation П") в том, что его приправленные камланием и каламбурами теории заговора неизменно объясняют мир точнее, чем политические комментарии и экономические выкладки. Для 90-х это было особенно актуально - тогда даже самые трезвые из нас готовы были согласиться с тем, что прихоти богини Иштар оправдывают происходящее лучше, чем особенности смены экономических формаций. Если свести "пелевинщину" к простейшему рецепту, то это игра в слова, плюс конспирология, плюс мистика, плюс чувство времени, обязательное "здесь и сейчас". В качестве последнего создатели фильма предлагают неотменимый малиновый пиджак, старые "мерседесы" и тех самых персонажей. Относительно же остального они сами пребывают, как выразился бы вежливый Татарский, в состоянии полнейшего когнитивного диссонанса.
В том, что в этом состоянии они снимают фильмы, Пелевин, если вдуматься, вовсе не виноват. Так что не зря я до сих пор считаю написанные им слова смешными и умными.
Читай также
Disney представил трейлер приквела "Короля Льва": мультфильм о молодом Муфасе (видео)
Видео уже набрало около 5 миллионов просмотров
Украинский Marvel: в кинопрокат выходит фильм о 3-й отдельной штурмовой бригаде «Мы были рекрутами» (трейлер)
Необычный для украинского кинематографа жанр
Актриса Марго Робби станет продюсером фильма по мотивам настольной игры «Монополия»
Легендарная настолка станет блокбастером
Голливудская актриса из Украины разорвала контракт с Netflix, чтобы не играть россиянку
Теперь украинка должна выплатить компенсацию
8 самых ожидаемых премьер украинских фильмов этой весны – трейлеры
Поддержите украинского кино походом в кино
Вышел трейлер фильма об украинских писателях эпохи "расстрелянного возрождения", который снимали 10 лет (видео)
Их жизни и произведения оборвала кровавая рука тоталитарного режима
Объявлены лауреаты анти-премии «Золотая малина-2024»: главные неудачники в кинематографе
Худшие фильмы и актеры
Первый «Оскар» для Украины: как прошло вручение самой престижной кинопремии в мире
Украинский режиссер выступил с мощным заявлением
Режиссер «Дюны» исполнил последнюю волю умирающего человека, который мечтал увидеть вторую часть фильма
История трогательного поступка
Netflix выпустил трейлер нового документального сериала о событиях, которые привели к вторжению РФ в Украину (видео)
От холодной войны до прихода Путина