ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

Открытие каждой новой выставки в PinchukArtCentre становится масштабным и значимым событием в арт-кругах. Причина этому очевидна – здесь показывают работы мировых звёзд современного искусства. Этот факт превращает арт-центр в место паломничества совершенно разной публики – от любителей, художников, арт-критиков до парламентариев и звёзд шоу-бизнеса. Это хотят увидеть все!

Ян Фабр

В июне PinchukArtCentre вновь открыл свои двери, чтобы предложить зрителям сразу четыре новых проекта: международную групповую выставку «Хрупкое состояние», а также три выставки в рамках проекта «Исследовательская платформа»: «Федор Тетяныч. Канон Фрипулья», «Родина в огне», «Versus». Итак, обо всём этом по порядку.

FRAGILE STATE. ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ

Куратором масштабной международной групповой выставки «Fragile state» с участием 10 ведущих художников мира выступил арт-директор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф.

Каждая работа выставки, так или иначе, ссылается на деликатный момент уязвимости: одного человека, страны или целого мира. Термин «Fragile state» - это рефлексия о хрупком состоянии мирового порядка, имеет отношение к идеологическим, культурным и социальным уязвимостям. Это понятие можно рассматривать и в сугубо личном смысле: уязвимость тела и разума. Выставка системно блуждает между этими различными определениями понятия «Хрупкое состояние».

Некоторые имена художников - участников выставки уже хорошо известны украинскому зрителю. Произведения Дэмиена Хёрста, Карлоса Моты, Яна Фабра и Ай Вейвея уже радовали наш глаз в стенах того же PinchukArtCentre.

Дэмиен Херст

Рефлексия о культуре, цивилизации и истории, воплощённая в LEGO-версии работы китайского художника-диссидента Ай Вейвея «Роняя урну Династии Хань», вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых: дети хотят просто потрогать, а взрослые удивляются тому факту, что на работе запечатлён сам художник, разбивающий 2000-летнюю церемониальную урну Династии Хань.

Ай Вейвей

По идее, после этого захочется присесть на стул, который находится в зале в работой Ай Вейвея, чтобы осмотреться, но нельзя, потому что это «Стул для призрака: Урс» - работа швейцарского художника-провокатора Урса Фишера.

Урс Фишер

Это не единственная его работа на выставке: ещё он поджог сам себя и показал свою «Внутреннюю погоду» - серию ярких зарисовок на бумаге. Работа-автопортрет из восковой свечи «Без названия» изображает художника, сидящего за столом с бутылкой вина, медленно тающего на протяжении выставки.

Особый резонанс уже успела вызвать работа испанца Сантьяго Сьерры «Ветераны войны в углу», которая продолжает серию перформансов, которые он проводил, начиная с 2011 года. Этот перформанс показывает солдата как работника индустрии войны. Впервые в этот раз Сьерра работает не с ветеранами холодных конфликтов, а с теми, кто принимал участие в конфликте на Востоке Украины, который всё ещё продолжается. Работа говорит не только о политическом состоянии, но и о личной уязвимости.

Оскар Мурильо - 31-летний лондонский художник колумбийского происхождения, один из самых ярких молодых живописцев, которого критики сравнивают с Жаном-Мишелем Баскиа. В рамках выставки представил проект "Частоты" - серию из 28 полотен, созданных в сотрудничестве с детьми со всего мира.

Оскар Мурильо

Пожалуй, самым интригующим и ожидаемым событием в рамках выставки был проект от «королевы перформанса» Марины Абрамович. Все с нетерпением ждали её саму и невероятных выходок в её исполнении, но дождались «Генератор». Так называется работа художницы, в рамках которой она приглашает аудиторию провести опыт над своим телом, своим сознанием и окружающим посетителей пространством, будучи полностью лишёнными всякой возможности видеть или слышать. На входе вас встретит один из фасилитаторов (люди, которые обеспечивают безопасность участников перформанса и следят за соблюдением всех правил, разработанных художницей) и мило расскажет обо всех правилах публичного партисипативного опыта, который вам предстоит получить.

Концептуальной основой проекта стало сосредоточение на центральном понятии творчества Абрамович: «пустоте». Как отметила она сама: «Самое сложное – это делать что-то, близкое к ничему». Ранее проект «Генератор» демонстрировался в нью-йорской галерее Sean Kelly в 2014 году, где его успели увидеть – поучавствовать многие звёзды Голливуда и шоу-бизнеса, с которыми Марина Абрамович водит дружбу. А теперь пришла и твоя очередь прочувствовать собой «Генератор»!

В этот раз исследовательская платформа PinchukArtCentre, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-х до настоящего времени, представила целых три выставки.

ФЕДОР ТЕТЯНЫЧ. КАНОН ФРИПУЛЬЯ

Признаться, после работ выставки «Fragile state» переключиться будет немного сложно. Ведь уже в первом зале выставки «Федор Тетяныч. Канон Фрипулья» складывается впечатление, что ты попал в музей космонавтики. На стенах висят философские изречения самого художника, а посреди комнаты стоит образец Биотехносферы – универсального модуля для жизни и передвижения человека будущего, созданный кураторами выставки на основании чертежей автора.

Федор Тетяныч был одним из пионеров перформативного жанра в украинском искусстве: он известен своими странными костюмами из мусора и найденных материалов. В выставке в противовес «мусорной эстетике» сделана попытка концептуализировать практику художника, осмыслив и представив его тексты как самодостаточный медиум и неотъемлемую часть его художественной практики.

РОДИНА В ОГНЕ

Выставка «Родина в огне» представляет один из взглядов на историю украинского общества 1990-х годов, рассказанную сквозь призму избранных произведений из коллекции PinchukArtCentre.

На выставке представлены произведения Сергея Браткова, Владимира Кожухаря, Эдуарда Колодия, Николая Маценко, Бориса Михайлова, Георгия Сенченко, Ильи Чичкана и группы «Перцы» (Олег Петренко и Людмила Скрипкина). К участию в выставке также приглашена художественная группа Коллектив конкретных дат. Художникам предлагается через ряд интервенций осмыслить поднятые выставкой темы. Все работы выставки «Родина в огне» объединены соображениями о жизни после Чернобыльской техногенной катастрофы и осознанием жизни первых лет постсоветской Украины.

PAC-UA ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ: VERSUS

Абсолютно волшебное, но противоречивое пространство молодых украинских художников, студентов московской Школы искусств имени Родченко. Здесь тебя ждёт групповая выставка с участием Юлии Голуб, Зины Исуповой, Алины Клейтман, Александра Кутового, Анны Ротаенко, Дмитрия Старусева. Это невероятное арт-пространство, попадая в которое ты и сам становишься участником исследования, проникаешься единым смыслом, выраженным в разных техниках.

Versus – это внутренний спор, который становится для участников выставки темой для размышлений. Играя с понятием дуализма, они исследуют двусмысленность художника как личности и творца, внутренний спор, грань между этическим и эстетическим.

Кем бы ты ни был, прийти и получить свою порцию арта в PinchukArtCentre – это непременная задача как человека-эстета, критически настроенного члена общества или просто наблюдателя. Да прибудет с тобой сила современного искусства.

Читай также

YouTube объявил итоги 2025 года: лучший блогер, подкаст, самая популярная тема и музыка

+ персональные итоги года

Ботокс стал самой популярной процедурой среднего класса и создал тренд на «однородные лица»

Как работает ботулотоксин

Главным «словом» 2025 года стал термин, с которым сталкивался каждый человек в интернете

Вы точно попадались на этот крючок 

Журнал Time опубликовал 100 главных фото 2025 года – пять из них сделаны в Украине

Ужасы жизни украинцев

У средневековых крестьян было больше отпусков, чем у людей в 2025 году, — историки

Средневековый "соцпакет"

Быть экономным — сексуально: новое исследование о финансовом воздержании в отношениях

Советы по выбору финансово осознанного партнера

Впервые за 280 лет: картина Густава Климта стала самым дорогим лотом в истории аукциона Sotheby's (фото)

Картина стала символом эпохи

Нутрициологи определили самый "полезный" алкогольный напиток

Наименее вредный

Автор бестселлера по финансовой грамотности «Богатый папа, бедный папа» признался, что задолжал банку 1,2 млрд долларов

У него есть шутка на эту тему

Гайд, як вберегти очі при роботі за комп’ютером восени