Писать нельзя звонить: 7 основных правил современного цифрового этикета
В эпоху популярности социальных сетей пользователи пришли к пониманию, что этикет - это не только про то, как правильно держать вилку и на сколько минут прилично опаздывать на свидание. В интернете мы точно не знаем, жует ли человек с открытым ртом, но он запросто может бесить нас по другим причинам. Это касается как делового общения, так и личной переписки.
Строгих правил на тему поведения в интернете вы не найдете. Но все-таки в обществе существуют условные договоренности о том, что отправлять незнакомому человеку аудиосообщение - это дурной тон, смайлики в деловой переписке могут выглядеть странно, а отправка сообщений в мессенджер ночью - это нарушение личных границ человека.
Gloss.ua решил пообщаться с экспертами из разных сфер деятельности, чтобы узнать, как они относятся к подобным правилам.
Позвонить или написать
Времена, когда мы радовались появлению "мобилок" и возможности звонить откуда угодно - уже давно в прошлом. Сейчас многие вздрагивают от звонка телефона, особенно, если на экране светится незнакомый номер. Такие звонки воспринимаются, как явное вторжение в личное пространство и человек может отказаться брать трубку, предполагая, что сейчас ему предложат курсы английского или какую-то акцию из неизвестного интернет-магазина.
Я не люблю разговаривать по телефону. Я не умею нормально общаться по телефону:) Я не отвечаю на звонки с незнакомых номеров. Я очень люблю переписываться в мессенджерах. Можно подумать над своей мыслью и изложить ее более корректно и концентрированно. Я люблю лаконичные и конкретные сообщения, без воды.
Написать. Не могу объяснить, почему. Раньше думала, что одна я испытываю стресс, вступая с людьми в аудио контакт. Но потом оказалось, что миллениалы - они такие, хз))
Конечно, написать. Не люблю, когда мне звонят. Мы живем в эпоху мессенджеров, всем намного удобнее там общаться, люди начали слишком любить своё личное пространство и я стараюсь его не нарушать. Но если прям что-то очень срочное - можно звонить, но в начале разговора лучше сказать «Сори, что тебя тревожу телефонным звонком, тут такое дело.
Телефонный звонок в современном мире ассоциируется с каким-то экстренным случаем, поэтому - написать. Если необходим телефонный разговор, написав в мессенджер, спросить, удобно ли говорить человеку, которому собираетесь звонить. В целом, все книжки по современному этикету можно свести к одному правилу - поступайте со своим собеседником, как с равным
Аудиосообщения
Разговоры об уместности голосовых сообщений зачастую сопровождаются кровопролитными спорами. Всегда будут те, кто "за" и те, кто "против".
Но если говорить о деловой переписке, то тут эксперты советуют не рисковать и все-таки избегать таких методов коммуникации, потому что:
- голосовые сообщения не имеют функции поиска;
- вы не можете быть уверены, что в данный момент человеку будет удобно его прослушать (если не убедитесь в этом заранее);
- отправляя такое сообщение вы тем самым демонстрируете, что ваш комфорт вам дороже, чем комфорт собеседника.
Мне неудобно получать аудиосообщения, но все индивидуально. К сожалению, правила приличия не позволяют мне сказать человеку, с которым у меня деловые отношения, что я попросту ненавижу эти аудиосообщения
Я лично не люблю аудио- или видеосообщения. Мне часто неудобно их слушать, потому что я редко бываю в местах, когда рядом со мной никого нет. Опять же, предпочитаю короткие текстовые сообщения
Все голосовые, которые я получала без предварительного ‘согласования’, были просто оскорбительны по своему хронометражу. Однажды чувак задавал мне ОДИН вопрос ШЕСТЬ минут. С тех пор я не верю в людей и предпочитаю текст, если речь о делах. Друзья пусть что хотят, то и делают
Аудиосообщения очень удобный инструмент для коммуникации, я положительно к этому отношусь
Эмодзи в деловых переписках
Эмодзи помогают придать эмоциональный окрас виртуальному общению и уловить настроение собеседника. Например, мы видим, что начальство ограничивается обычной точкой в конце каждого предложения. Можно предположить, что он/она хотят казаться строгими и беспристрастными. Или наоборот - босс ставит милые смайлики в конце предложения. Возможно, он подготавливает вас к тому, что сейчас попросит поработать сверхурочно?
Насколько вообще стикеры и эмодзи уместны при формальном общении?Однозначного ответа на этот вопрос не существует, тут нужно действовать только по ситуации.
Поскольку у меня творческая работа (и, соответственно, коллектив), для меня это норм тема. В конце концов, "все глупости делаются с серьезным лицом" - если ты хорошо выполняешь работу, говняшка с глазами ее не испортит
Зависит от мессенджера. Например, рабочие чаты в Телеграме носят менее формальный характер, чем в любом другом. Если нужно разрядить обстановку, могу отправить смешной стикер - они у меня делятся на две категории: “жесть для друзей” и “забавные для работы”
Отлично отношусь. Часто использую стикеры. Это помогает выйти на более простой контакт, расслабляет
Да, эмодзи я люблю:) Но не переусердствуйте. 1-3 эмодзи будет достаточно
Электронная почта, мессенджер или соцсети?
Бытует мнение, что любая деловая переписка должна проходить исключительно в электронной почте, а мессенджеры необходимы только для оперативной связи.
Но существуют и такие категории профессий, в которых люди не разделяют социальные сети, мессенджеры и почту. Для них не существует понятия рабочее/нерабочее время. Они предпочитают всегда быть на связи и решать все вопросы молниеносно через быстрые сообщения, а почта им нужна только для регистрации на различных ресурсах.
В начале рабочих отношений сразу выбираем удобный для всех формат связи. Если это первый контакт, зависит от многого: если я представляю свое бюро и пишу представителю другой организации - пишу на почту; если ищу сотрудника и пишу по рекомендации - социальные сети; если в ходе работы мне дали контакт человека и попросили связаться с ним для уточнения какой-нибудь информации - попробую найти его в Телеграме
Наверное, все ещё почта. Как-то это... деловее, что ли
В Telegram напишу
В мессенджер
Ночные письма
Днем вы получили письмо на почту от потенциальных клиентов, но тут вас отвлек коллега, потом позвонила мама, вы закрутились, а уже дома, лежа в постели, вспомнили, что так и не ответили на то важное письмо. Стоит ли волноваться и бежать срочно набирать ответ?
А если речь идет о мессенджерах? Тут совсем другое дело. Хотя мы понимаем, что многие отключают телефон на ночь, высока вероятность, что ваше ночное сообщение к утру просто затеряется в потоке других и останется незамеченным.
Электронные письма отправлять можно, потому что они не требуют быстрого реагирования. Сообщения по работе в мессенджерах можно отправлять только в рабочее время
Думаю, ничего страшного. Ты же все равно типа "сори не видел" до того, как станет удобно
Нет, нельзя, но это правило все равно активно игнорируется всем человечеством. И мной
Нежелательно это делать. Опять таки, люди любят своё личное пространство, уважайте собеседника. Подождите до рабочего времени
Ошибки и опечатки в сообщениях
Наверное у каждого есть такой друг, который в переписке обязательно укажет, что вы пропустили запятую, или впадет в бешенство от того, что вы написали “в течении”, а не “в течение часа”.
С одной стороны, хорошо иметь таких друзей. С другой, мы часто пишем сообщения на ходу или в спешке, и можем допустить несколько опечаток/ошибок.
Но все-таки, если вы общаетесь по работе, не поленитесь перечитать написанный вами текст перед отправкой. Кто знает, какое мнение о вас может сложиться у собеседника, если вы допустите такую оплошность.
Я перфекционист, но стараюсь не обращать на это внимание. Я не стану исправлять собеседника. Бывает такое, что Т9 не тот текст выдало или человек на ходу печатает и ошибку сделал. Не нужно к этому критично относиться
Спокойно. Когда печатаю на ходу и быстро, сама их допускаю, а чужие сообщения читаю исключительно в поиске в них смысла, а не опечаток
По двойным стандартам. Если я ошиблась, это досадное недоразумение. Если кто-то другой, он "не соизволил потратить на меня пару лишних секунд, чтобы все перепроверить. Диссреспект таким пацанам
К опечаткам - нормально, часто сам пишу на ходу и могу допускать опечатки. Не люблю ошибки, это показывает безграмотность собеседника. Я сам не учил русский язык (у меня в школе был только украинский), но я его выучил и умею писать без ошибок
В глаза смотри!
Наверное, с каждым бывало такое: на встрече собеседник постоянно высматривал что-то в своем телефоне или не отрывался от клавиатуры ноутбука, закрывая лицо лаптопом. При этом вы старательно хотели донести свои идеи человеку, но даже не смогли уловить его взгляда. А может, вы и сами так делаете?
Ужасно. Даже без комментариев
Отрицательно, так как я не понимаю, вникает ли человек в то, что я говорю. Это проблема возникает с клиентами, с которыми работает “Ларичева, напиши”. Но тут субординация превыше всего, поэтому я потом покорно дублирую все, что мы обсуждали на встрече, в чат еще месяц после самой встречи. Когда так делают мои сотрудники, я просто горестно поджимаю губы и понимаю, что это уже не остановить
Если собеседник предупредит меня, что ему срочно нужно ответить на важные сообщения - ничего страшного. Если просто от скуки это будет делать - это неуважение. Не стоит так делать
Я это очень не люблю, меня это раздражает. Создается впечатление, что человеку неинтересно или что у него есть более важные люди и дела в данный момент
Читай также
Журнал The Economist представил обложку-ребус на 2025 год: чего ждать
Зашифрованные символы будущих событий
Coca-Cola обновила свою культовую рождественскую рекламу с помощью ИИ (видео)
Ролик никому не понравился
В Украине начали продавать игрушки и товары для праздников в виде «Шахедов» (фото)
Дрон-камикадзе с конфетами
5 распространенных привычек, которые раздражают почти каждого человека
Вызывают дискомфорт у окружающих