Цифровой этикет: что не так с людьми, которые шлют голосовые сообщения

У вас есть знакомые, которые постоянно опаздывают, обещают перезвонить и не звонят, нарушают личные границы, поступают только так, как им удобно, не обращая внимания на окружающих? Конечно есть. Скорее всего, эти же люди точно так же будут вести себя и в интернете: не отвечать на сообщения, слать голосовые, или неуместные гифки к праздникам по любому поводу. 

Не забудьте подписаться на канал Gloss.ua в Telegram

Мы провели опрос, чтобы узнать, что больше всего раздражает людей в цифровом общении, а психологи объяснили, почему люди, которые нас бесят, ведут себя именно так, а не иначе. Ну, и конечно, что делать, если цифровой хам - это вы.

Читайте также:

Объясняют дизайнер и психолог: что не так с людьми, которые выбирают стиль "пшонка-стайл" в интерьере

Диджитал-аскетизм и навязчивость – это моветон: как вести себя в соцсетях в 2021

По полочкам: как устроена соцсеть Clubhouse и почему она может затмить TikTok и Instagram

Гифки на праздники и голосовые сообщения: что раздражает людей во время общения в сети

Мы пообщались с активными пользователями мессенджеров, работа которых связана с постоянным общением в интернете, и выделили самые популярные поводы для раздражения.

Михаил Воличенко, кулинар:

«Раздражает фамильярность, обращение без имени и «привет» от незнакомых людей. А еще капслок без всякой надобности и куча восклицательных знаков. Слово "ясно", когда перед этим задали кучу вопросов и ответ должен был быть развернутым».

Геннадий Волков, журналист:

"В мессенджерах меня неприятно удивляют люди - вроде бы взрослые и серьёзные - которые рассылают всякий спам, как я это называю, "не приходя в сознание". Бывает так: добавил в Вотсапп человека, занимающего высокую должность на крупном предприятии. И тут же от него по несколько раз в день начинают приходить какие-то открыточки, картинки с иконами и богоугодными пожеланиями. В итоге он так достал меня своим спамом, что я его просто заблокировал. Надо будет - наберу его, или он меня, по телефону. Традиционно напрягают сложносочинённые предложения, разделённые на десяток сообщений. Ну сформулируй свою мысль, напиши и нажми "отправить". Зачем мне эти судорожные сообщения по 2-3 слова? Напрягают голосовые сообщения. Оправданием для них могут быть только сломанные пальцы. Во всех остальных случаях - напиши или, если "многобукаф" - позвони."

Ярина Геращенко, преподаватель: «Бесят голосовые сообщения и то, когда тебе звонят через мессенджер малознакомые люди».

Алена Дорошенко, журналист:

«Раздражает, если собеседник во время диалога пропадает на довольно продолжительное время или начинает переходить на КАПСЛОК для выражения эмоций». 

Станислав Пичурин, специалист в сфере легализации иностранцев: 

«Раздражает несвоевременность ответа и слишком долгий отклик. Также напрягает согласование с руководством рабочих моментов в нерабочее время». 

Виктория Белая, тележурналист:

«Раздражают голосовые сообщения, так как их практически всегда неудобно слушать и вообще, если я общаюсь в мессенджере, то рассчитываю получить письменный ответ. Бесит куча неуместных смайлов, которые вставляют где нужно, и где ненужно».

Дарья Немирич, СММ-специалист:

«Меня бесит, когда тебе присылают сообщение, ты отвечаешь за полсекунды, а человек уже не отвечает. Раздражает и то, что собеседник может отправлять по одному слову, а не целое предложение. Еще терпеть не могу сокращения по типу СПС, пжс, лан, ща. Неужели времени нет написать чуть больше букв?» 

Екатерина Рождественская, журналист:

"Мне не нравится, когда человек против аудиосообщений. Например, надо рассказать о чем-то объемно, а писать неудобно. Ты записываешь аудио и начинается: "У тебя руки отсохли? Я не буду это слушать. Напиши мне сообщение руками". И прочее в этом духе"

Катя Клочко, фотокорреспондент:

"Больше всего бесят голосовые сообщения, потому что часто бывает так, что под рукой нет наушников или не удобно их надеть в данный момент (например, когда едешь в транспорте стоя (до карантина), а наушники далеко в рюкзаке). А слушать их без наушников тоже не удобно, потому что рядом часто много людей. Большинство тех, с кем я общаюсь, знают что не люблю голосовые и не шлют мне их. А если кто-то присылает, то это жутко бесит".

Наталия Волкова, преподаватель танцев:

"Раздражает приветствие без сообщения. Странная пунктуация: многоточия вместо точек (сразу появляется какое-то двойное дно, как будто с намеком на что-то) и изобилие восклицательных знаков. Ссылки без пояснений, неуместные картинки и видео,которые присылают в период праздников». 

Рейчел Фомина, журналист:

«Необоснованные сокращения: «СПС»-спасибо или «ДД» - добрый день."

Анастасия Дяченко-Рослик, редактор:

"Меня вообще не раздражает, когда без приветствия. И сообщения в любое время суток. Особенно, если общение ежедневное и плотное.

Не люблю сообщения по одному слову, неуместные запятые, изобилие сленга и всяких спс, крч. Маты. Когда спрашивают «как дела» не особо близкие люди". 

Дмитрий Золоторевский, активный пользователь соцсетей:

«Бесит, когда на сайте вводишь все необходимые данные, а тебе потом перезванивают чтобы все «уточнить». Бесит, когда просишь телефон сантехника, а тебе присылают скриншот экрана. Что дальше с ним делать-то? Запоминать? Граммар-наци еще бесят, которые считают, что в интернет люди ходят писать классические произведения в трех томах, расставлять знаки препинания и изыскивать приветствия под каждую ситуацию. Общение должно быть живым и лаконичным».

Так кто же эти люди, которые нас так раздражают и почему они себя так ведут: рассказывают психологи

Алевтина Волынец, практикующий процессуально ориентированный психолог, гештальт-терапевт.

"Чаще всего нарушают правила токсичные, социально отвергнутые люди"

В интернете, как и в жизни, есть люди - хамы, которые делают то, что хочется, и как им удобно. Для них не важно, что существуют правила общения, их не особо заботит, что чувствуют другие люди, и они, скорее всего, если это не подростки, в курсе своей токсичности. Такие люди часто социально отвергнуты.

Люди в сети и в офлайне ведут себя некорректно еще и потому, что у них искажено восприятие. Это из разряда: «Вам нравиться Шостакович? Нет, не нравиться, хотя я его не слышал, но мне Рабинович напел». То, что мы пишем может восприниматься людьми по-разному. Нужно понимать, что ваш собеседник в сети может придавать написанным фразам иной от вашего смысл и мы никогда не сможем проконтролировать внутренний голос, который озвучивает оппоненту то, что вы написали. 

Чаще всего ведут себя вызывающе и люди с болезненным чувством собственного достоинства. Если вы думаете, что ваше мнение должно статься нетронутым и быть принято как истина в последней инстанции, то вам лучше вообще не затевать споры в сети. Мы должны понимать, что каждый человек индивидуален, а навязывание своего видения способно вызвать стойкое отторжение.

Для осознанной жизни взрослого важны многие навыки рефлексии, осознанности, многофакторный анализ, осознание полной картины происходящего и возможность брать ответственность за то, что вы видите ситуацию именно так. А это уже результат большой внутренней работы над собой.

Как вести себя с теми, кто нарушает этикет, личные границы, и правила, и что делать, если цифровой хам - это вы

Павел Бублик, практический психолог, гештальт-терапевт:

"В сети у человека может появиться иллюзия анонимности и поэтому он иногда позволяет себе намного больше, чем в реальной жизни"

"Цифровой этикет" ещё в стадии формирования, и далеко не для всех его принципы очевидны. В современном мире любые нормы и правила очень подвижны и многообразны. Апеллировать к каким-то "общепринятым" правилам становится все сложнее. "Сколько людей, столько правил". Хотя при этом, конечно, у каждого из нас есть желание, чтобы собеседник был с нами доброжелателен или, как минимум, корректен.

Лучше сразу оговаривать, что для вас неприемлемо при общении. И затем неукоснительно следовать собственным же принципам. Это может касаться и общения на вы/ты, и уместности претензий или требований, и уж тем более ненормативной лексики или прямых оскорблений. Чтобы ваш визави по общению больше знал про ваши ожидания. Как минимум, это позволит избежать конфликтов из-за недопонимания или прервать развитие нежелательной ситуации на более ранней ее стадии.

Так в чем же причина того, что агрессия так легко проявляются именно в виртуальном общении?

Во-первых, это накопленные агрессивные импульсы. В реальной жизни нам часто приходится сдерживать негативные эмоции, мы не умеем подобрать им форму выражения, которая была бы конструктивной. И тогда напряжение, накопленное в бессознательном человека, прорывается при общении виртуальном. Где, как нам кажется, последствия агрессии менее значимы и не столь деструктивны.

Во-вторых, это отсутствие эмпатии, которая более выражено и быстро формируется при личном контакте. Когда партнёры по общению вне физического присутствия, уровень сочувствия ниже и вообще эмоциональная составляющая контакта слабее. Появляется впечатление если не вседозволенности, то, как минимум, большей свободы действий.

В-четвертых, это иллюзия анонимности в сочетании с идеей свободы от этической и юридической ответственности. Общаясь под прикрытием социального профиля или виртуального псевдонима, человек может почувствовать себя неуязвимым. Хотя в действительности мир намного более тесен, чем может сложиться впечатление. И казалось бы, что, как не интернет, этому доказательство...

Тренируйте свою эмоциональную стабильность. И тут практический психолог вам в помощь! 

Будьте сдержаны и пишите грамотно: советы по цифровому этикету 

В общем, если вы не хотите раздражать своих собеседников и прослыть в кругу интернет-сообщества невеждой или хамом, прислушайтесь к советам и постарайтесь ежедневно применять их на практике.

- Цените время своих собеседников, всегда будьте вежливы и лаконичны. Выражайте свои мысли четко и ясно, а сообщения отправляйте лишь с целостным текстом. Избавьтесь от привычки отправлять каждое слово по отдельности. Это раздражает и может негативно сказаться на дальнейшем общении с человеком.

- Не заставляйте человека ждать и всегда отвечайте на сообщения вовремя. Если вам пришлось отлучиться и ответить пришлось значительно позже - извинитесь.

- Если вы общаетесь по рабочим моментам, то не забудьте поприветствовать человека и представиться ему полностью. Затем коротко сформулируйте свою мысль и при необходимости прикрепите ссылку на видео или фото. Воздержитесь от аудиосообщений и записывайте их лишь в крайнем случае.

- Всегда пишите максимально грамотно, не злоупотребляйте восклицательными знаками, заглавными буквами, кавычками, скобочками и другими способами привлечь внимание. Это является раздражающим фактором. Также откажитесь от неуместных сокращений и чрезмерного употребления смайликов.

- Поздравление к празднику рекомендуется написать собственноручно. Даже пара строк будет для человека приятнее, нежели картинка из интернета. Никогда не шлите поздравления незнакомым или малознакомым людям.

- Не используйте ненормативную лексику и не переходите на личности. Сохраняйте лицо в любой ситуации и будьте тактичны.

 

Читай также

YouTube объявил итоги 2025 года: лучший блогер, подкаст, самая популярная тема и музыка

+ персональные итоги года

Ботокс стал самой популярной процедурой среднего класса и создал тренд на «однородные лица»

Как работает ботулотоксин

Главным «словом» 2025 года стал термин, с которым сталкивался каждый человек в интернете

Вы точно попадались на этот крючок 

Журнал Time опубликовал 100 главных фото 2025 года – пять из них сделаны в Украине

Ужасы жизни украинцев

У средневековых крестьян было больше отпусков, чем у людей в 2025 году, — историки

Средневековый "соцпакет"

Быть экономным — сексуально: новое исследование о финансовом воздержании в отношениях

Советы по выбору финансово осознанного партнера

Впервые за 280 лет: картина Густава Климта стала самым дорогим лотом в истории аукциона Sotheby's (фото)

Картина стала символом эпохи

Нутрициологи определили самый "полезный" алкогольный напиток

Наименее вредный

Автор бестселлера по финансовой грамотности «Богатый папа, бедный папа» признался, что задолжал банку 1,2 млрд долларов

У него есть шутка на эту тему

Гайд, як вберегти очі при роботі за комп’ютером восени