Чей снег, тот и чистит: как справляются со снегопадами европейские столицы

В этом году наблюдаются рекордные метели по всей Европе. Засыпало снегом и Киев. Коммунальщики уверенно отчитываются, сколько снегоуборочных машин выехало на дороги, признают, что не справляются и традиционно винят превышение нормы осадков, припаркованные машины, недостаток техники. И, как свидетельствуют картинки из выпусков новостей других стран, идеального способа борьбы с заносами еще не придумали, но методы уборки снега в европейских столицах разные. "Gloss" нашел основные отличия.

Читайте также:

Любителям фантастики: 5 самых ожидаемых книжных новинок февраля✎

Любовь без границ: 7 ЛГБТ-фильмов, которые стоит посмотреть

20 сучасних українських письменників, яких варто прочитати

Берлин: за половину снега ответственны жители

892 кв. км, 3,5 млн жителей, 540 единиц техники

Немецкая столица почти равна Киеву по площади и по количеству населения (площадь украинской столицы 839 кв. км, 3 млн жителей, 359 единиц техники), но климат мягче, и снежные завалы случаются очень редко. Здесь существует четкое разделение, чей снег: муниципальные власти убирают исключительно дороги и тротуары, где нет жилых домов. Приоритеты расставлены так: в первую очередь расчищают центр, магистрали, дороги с линейным общественным транспортом, развязки. Следом школы, остановки, пешеходные дорожки для студентов, маршруты для грузовиков, другие общественные объекты. Только потом переходят к второстепенным улицам.

Не забудьте подписаться на канал Gloss.ua в Telegram

Придомовую территорию обязаны расчистить сами жители, обычно это указано в договоре аренды. Причем сделать это надо до 7 утра в рабочие дни, до 9 – в выходные, а чистая полоса для прохода должна быть 1-1,5 м. В придомовую территорию также входят дорожки к подъездам и до перехода через дорогу, парковка у дома, проходы к почтовым ящикам, пожарным гидрантам, телефонным будкам, паркоматам. Кто не может, не хочет или заболел, обязан найти себе замену, в частности нанять специальную фирму, иначе заплатит штраф до 10 тысяч евро. Кучугуры запрещено сваливать на ливнеприемники, проезжую часть и велосипедные дорожки, обычно их аккуратно утрамбовывают вдоль забора.

Солью в качестве реагента в Берлине не пользуются – она вредит растениям и домашним животным, поэтому посыпают ею в исключительных случаях – когда идет ледяной дождь. Berliner Stadtreinigung (BSR) – муниципальной службе – разрешено использовать влажную соль, но не больше 5-25 г на кв. м, ее дозировку контролирует автоматика солеразбрасывателя. Домовладельцам городские власти бесплатно выдают бессолевую крошку из известняка или песка. Весной дважды в неделю на протяжении месяца по городу пускают подметально-уборочные машины, чтобы убрать рассыпанный гравий. Этот год – одно из нечастых исключений, когда власти Германии признают – нынешние снегопады привели к полному коллапсу на дорогах, с которым они справиться не в состоянии.

Хельсинки: моют гравий и используют следующей зимой

715 кв. км, 1,3 млн человек, 300 единиц техники+ 300 у частных компаний

Территория финской столицы тоже поделена на зоны ответственности городских властей и домовладельцев. Кроме того, около 40 % территории обслуживают частные компании по контрактам. По нормативам, через 3 часа после снегопада дороги должны быть расчищены до асфальта, а в течение трех дней чисто должно быть абсолютно везде, где ездят или ходят люди. Причем в отличие от Берлина домовладельцы обязаны убрать и сугробы, оставленные муниципальной техникой на обочинах дорог. Поскольку снега в стране впадает много, коммунальщики со своими обязанностями не справлялись – мешали припаркованные машины. Несколько лет назад власти решились на непопулярную меру – разрешили эвакуировать машины на соседние улицы. Обычно за два дня до снегопада на части дороги вешается объявление о запрете парковки. Кто не послушался, потом вынуждены были платить расходы по эвакуации (сейчас это 85 евро, было 68). Выписывали их, впрочем, редко, только если наглость водителя не имела предела, и он парковался перед носом снегоуборочной машины. После уборки табличка переезжает на противоположную сторону дороги. Сейчас достаточно подключиться к специальной услуге, и придет сообщение, когда нужно переставить машину. Также город выделил специальные площадки для парковок, которые используются только на время работы техники, а для тех, кто не планирует выезжать зимой на авто, есть услуга "автогостиницы". При наличии кода парковки жителя конкретного дома ее услуги бесплатны, в остальных случаях – 35 евро в месяц.

Другая здесь и очередность уборки. Поскольку многие жители пользуются велосипедами, велодорожки – вторые на очереди после магистралей, и только потом очередь доходит до жилых кварталов. Кстати, в квартплате есть тариф на зимнюю уборку снега. 

Также финны подсчитали, что рассыпать соль малоэффективно. При -20 она замерзает, при -5 процесс таяния идет очень медленно, при 0 градусов не возникает гололед, так что тратить ее нечего. От скольжения применяют мелкую гранитную крошку. Интересно, что весной ее собирают специальные машины вроде пылесосов, моют, и складируют до следующей зимы.

Вывозят снег сразу же на полигоны. Причин несколько: сугробы затрудняют обзор, забивают водостоки, таяние приводит к лужам. Но главная причина – лежащий снег накапливает загрязнения от выхлопных газов, это увеличивает затраты на очистку и ухудшает качество воздуха. Но и на полигонах, где его горы могут достигать 30 м, его не оставляют таять до лета: периодически снимают верхний слой и сортируют – гравий и песок идут на ремонт дорог, мусор – на переработку, а снег – на станцию очистки воды, и потом в Финский залив. С чистых зон снег сваливают в бассейн станции очистки канализационных стоков -- там теплая вода, он сразу тает и с остальными стоками уходит на очистку. 

Стокгольм: греют гравий и дороги

186 тыс., 975 тыс. жителей

Шведские власти начинают с того, что первыми высылают роторные уплотнители, чья задача – как можно больше утрамбовать поверхность. Параллельно они посыпают дороги разогретой смесью песка или гравия и древесной стружки. Теплый гравий вмерзает в лед, и дороги перестают быть скользкими. Грейдеры проходят только на магистралях, по которым ходит общественный транспорт, и сваливают сугробы на обочину. Вывозить его будут позже, после окончания снегопада. Припаркованые машины техника объезжает, на центральных улицах – эвакуирует, а вот как будет выезжать водитель, машину которого окружает снежный занос высоток иногда два метра – его проблема. После окончания снегопада первым делом прорубают проходы для пешеходов, расчищают велосипедные дорожки и остановки. Снег свозят на площадки и регулярно отбирают пробы на содержание тяжелых металлов. Владельцы домов отвечают за прилегающую территорию, обязаны раскапывать заносы, оставленные грейдерами на проходах, отбивать сосульки и лед, который образуется на ливнестоках. С 1 ноября до 15 мая в городе действует приоритет парковки – неделю можно парковаться на одной стороне улицы, через неделю знак перевешивают на другую. Штраф за неправильную парковку 1300 крон. Домовладельцы с сугробами перед домами обязаны бороться сами. Главное – справиться за 48 часов после окончания снегопада. Интересно, что часть улиц в центре Стокгольма и несколько спусков и подъемов на трассе около него в любую погоду сухие. Шведы подсчитали, в какую сумму обойдется их расчистка и сколько там случается аварий, и сделали подогрев дороги. В земле установлены нагревательные катушки с термостатами. Они включаются автоматически, когда температура достигает 0 градусов.

С прошлого года в стане реализуется пилотный проект по тестированию разных способов содержания тротуаров, чтобы они были безопасными для пешеходов зимой. При этом уборка производится на дорожках разной конструкции, разными механизмами, используются разные реагенты и их количество, изучается, как поток людей влияет на скорость таяния.

Так выглядит карта Стокгольма с подогреваемыми улицами.

София: частники чистят, власти проверяют

492 кв. км, 1,3 млн, 339 единиц техники

В болгарской столице расчистка заносов очень похожа на нашу. Жители Софии ежегодно предъявляют претензии, что те до блеска и неоднократно вылизывают центр, забывая не то что про окраины, а про кварталы в нескольких метрах. Здесь до сих пор массово используют соль, хотя и не разрешают сыпать ее рядом с деревьями. Техника проезжает только по дорогам общественного пользования, а за въезды во дворы и пешеходные дорожки приходится отдуваться дворникам и сознательным жильцам. При этом за чистоту отвечают не только городские власти, но и частные фирмы. Город поделен на 24 района. Это 7 уборочных зон. Претенденты должны обладать достаточным количеством техники, которая оборудована системами GPS, персонала и реагентов. Кроме того, если не убрано более 5 % территории, подрядчику не заплатят за работу. Дворы должны расчищать жители. В обязанностях муниципалитета – следить за качеством работы и штрафовать. После каждого снегопада они отчитываются о количестве наложенных штрафов. Жителей эта система не устраивает.

– Верх цинизма. Я попал в больницу, и боюсь представить, что врач опоздает, потому что чистит снег, боясь штрафа. И могу привести тысячи таких примеров, – говорит житель Софии.

[sun_gallery_133001]

Минск: при деятельном участии проституток

348 кв. км, 2 млн жителей, 700 единиц техники

Задолго до зимы в городе согласовывается планы мероприятий по содержанию улиц в зимний период, в частности указывается не только маршрут грейдера, а даже места, где ему разрешено оставлять снежные валы. Кстати в Минске запрещено формировать сугробы в пределах остановок транспорта, как это желается у нас. В качестве реагентов используют соль, а на территориях парков – чистый песок.

В Минске городские власти особо не раздумывают – совместно с техникой выгоняют на расчистку персонал жилищно-эксплуатационных участков. Несколько лет назад пытались привлечь офисных работников, но те отказались работать бесплатно. Тогда нашли другой выход. В дни сильных снегопадов перетрушивают центры занятости и полицейские участки и выгоняют на мороз безработных, дебоширов и проституток. Разрешено также привлекать военнослужащих и студентов. В этом году попросили о помощи и жителей, даже организовали пункты бесплатной выдачи лопат, а то и просто повтыкали их в снег под подъездами. Но те не откликнулись. И виной тому политика. В последнее время оказалось, что у коммунальщиков хватает ресурсов заниматься странными занятиями – снимать бело-красные ленточки с заборов, переписывать вещи, которые висят "не по схеме" на балконах, вылавливать красно-белые кораблики и домики для уток из пруда, давить тракторами снеговиков, затаптывать слово "Жыве" на снегу.  А убрать сам снег времени не находится.

 

Читай также

Журнал The Economist представил обложку-ребус на 2025 год: чего ждать

Зашифрованные символы будущих событий 

Coca-Cola обновила свою культовую рождественскую рекламу с помощью ИИ (видео)

Ролик никому не понравился 

Яйцо или курица: ученые наконец-то выяснили, что появилось раньше

Древняя загадка раскрыта

В ноябре украинцев ждет один из крупнейших звездопадов года: дата

Зрелищное небесное шоу

В Украине начали продавать игрушки и товары для праздников в виде «Шахедов» (фото)

Дрон-камикадзе с конфетами

Как изменился мальчик с упаковки Kinder Chocolate и чем он занимается сегодня

Не узнать

Как создавать контент с помощью ИИ без нарушений авторских прав

Советы от Минцифры

5 распространенных привычек, которые раздражают почти каждого человека

Вызывают дискомфорт у окружающих

Только половина украинцев отказалась от российских блогеров и музыки

Результаты опроса

Соцсети взорвались мемами о создании ядерного оружия в Украине

Подборка лучших