Хоры. Суды. Призраки

Эх! Голубчики мои?! Пришло время разобраться в простых вещах. Устав от бездумных технических наворотов, от бессмысленного жонглирования цитатами и вездесущей чернухи, некоторые уважаемые режиссеры и актеры решили громко, во вполне камерной обстановке, "похороводить" и объяснить, что же все-таки за вещи такие любовь, взаимопонимание, преступление и наказание? Кому же, как не театру, добраться до сути, не так ли?

Все ли должно стать выпуклым и прямолинейным? Чтобы никто не додумался?
С другой стороны, мода на новую интеллигентность. Без этого вперед не двинуться. Поэтому на афишах появились, подзабытые было имена: Володин и, конечно, Достоевский. Куда же без них? Классики здесь главный авторитет. Сегодня в особой цене выплеск их раздражения и сомнений в необходимости самого существования добра и зла, любви и понимания…

Режиссер Юрий Погребничко поставил своих "Голубчиков" вовсе не просто про М. и Ж., а только про изменчивость атрибутов времени, в которой жизнь становится жестче, в которой появляются новые реалии для мужчин и женщин. И что происходит с чувствами людей, их личными взаимоотношениями, как, насколько? Каким образом эти отношения меняются, и меняются ли?
Вот об этом - постановка Юрий Погребничко, в которой актеры играют в разных театральных жанрах: от лирической драмы до буффонады и гротеска. Где одной из главных составляющих спектакля стала хоровая музыка. Где жесткая современная форма - ржавая стена с множеством дверей - помогает обнажить одиночество и незащищенность человеческой души в постоянном стремлении к соединению...



Созвав в спектакль чуть ли не пол-труппы, выбросив из пьесы лишние философствования, режиссер попытался проникнуть в "человеческую" психологию, понять как Он и Она
по-разному относятся к браку, к верности. Для режиссера и его артистической
команды единомышленников обращение к пьесе Володина и Достоевского означает поставить пробу и стать "проводником" между молодыми зрителями и давним общим прошлым, пробу объединить зрителей разных поколений на вечной теме любви, неиссякаемого интереса к отношениям между мужчиной и женщиной.

Все интересно в этом спектакле: то супруги пьют, то дерутся, то просто разлюбили друг друга. В эпоху тотального дефицита всего, в том числе и психоаналитиков, приходилось выяснять отношения публично, с помощью судьи. Кому-то это помогало, кому-то не очень. Как бы то ни было, весь бытовой лиризм, продиктованный временем, в спектакль не попал и слава богу. Зато "перебежки" к Достоевскому вплелись в сюжет просто таки органично. И тяжких преступлений в пьесе нет: нет удара топором, грязи, крови, а лишь сцены, перегруженные бесконечными страданиями Раскольникова.

Режиссер положился на то, что все помнят роман. Но зритель имеет дело с действом, а из него ужас убийства испарился. Без преступления наказание повисает в воздухе и модуляция спектакля выглядит не в меру декларативно. Все гораздо проще и, опять-таки, камернее, под стать маленькой сцене и залу. И современнее.

Любопытнейшее получилось «сочинение».


Для полного развенчания идеи режиссер использовал прием, который широко применяется Достоевским: вводит двойников главных героев. Отношения мужчины и женщины, на первый взгляд, не имеют ничего общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. Но, если Раскольников может убить во имя будущего, для уразумения тысяч людей, то "бракоразводники" допускают "пролитие крови" во имя личной выгоды. Разводящиеся живут по принципу вседозволенности. Они считают, что все моральные устои семьи созданы не для них. Именно поэтому за ними тянется шлейф "преступлений". Именно благодаря Раскольникову зритель понимает, во что может трансформироваться идея заимствования, сколько зла таит она в супружестве...

Динамичность происходящего, смелое, подчас категоричное режиссерское высказывание, современный язык актерского существования в сочетании с лирико-драматическим текстом столь любимого многими драматурга, позволяет говорить об этой постановке как об удачном соединении двух классиков в новом видении трансформации идеи девочки в валенках: "Не забывать друг друга"...

Читай также

"Кролики" обещают одесситам приехать на концерт, который состоится 6 апреля в Русском Театре

"Кролики" обещают одесситам точно приехать на концерт 6 апреля

Российские артисты спектакля "8 марта мимолетом" подтвердили, что приедут в Одессу

Российские артисты спектакля "8 марта мимолетом" подтвердили, что приедут в Одессу

Историю «Великого Гэтсби» расскажут в танце

Звезда мирового балета Денис Матвиенко исполнит роль Джея Гэтсби в новом балете, работа над которым недавно стартовала в Киеве

Киевлянам расскажут все о мужчинах

Премьера современной комедии «Все о мужчинах» состоится 23 ноября на сцене столичного Октябрьского дворца (начало в 19.00)

Вистава Київського плейбек-театру "Дежавю-плюс": «Нова зустріч з собою»

Приходьте, і ми разом з вами створимо чарівно - реальний світ історій!

Евгений Гришковец представит в Киеве новый спектакль "Прощание с бумагой"

"Мы расстаемся не с бумагой, а с образом жизни. Навсегда"

«PoleArtShow: за 80 дней до конца света. По мотивам Жюль Верна» презентует шоу в Одессе

После триумфального дебюта в Киевском театре оперетты и гастролей в Черкассах, Полтаве и Днепропетровске спектакль «PoleArtShow: за 80 дней до конца света. По мотивам Жюль Верна» продолжает покорять просторы Украины

«История мировая, голливудская и вечная», - Виктор Сухоруков о новом спектакле «Старший сын»

21 и 22 марта «Старший сын» будет гостить в Киеве, на сцене Театра им. Леси Украинки

ЛЮКС для одеситів

Не сміявся лише один святий Вольфганг

Киевляне смогут узнать, что видят люди в своих эротичных снах

В Киеве состоится премьера спектакля «Эротические сны нашего города»