Спектакль «Польовi дослiдження з укранського сексу»: исповедь истерички

К творчеству популярной украинской писательницы Оксаны Забужко можно относиться по-разному, однако ее роман «Польовi дослiдження з укранського сексу», достаточно специфичный для чтения и восприятия, давно уже считают классикой. Но речь сейчас не о книге, а о ее сценическом воплощении на подмостках Центра Леся Курбаса, и о Галине Стефановой – актрисе, которой удалось донести сложный язык писательницы до аудитории.

Еще до начала спектакля оформление сцены наводило на мысль: если есть воздушный шарик, значит, он должен лопнуть. А разноцветных «кулек» на сцене была тьма: действие спектакля происходит в доме героини после вечеринки, подчеркивая ощущение одиночества и пустоты, как будто праздник жизни пронесся мимо...

Вид актрисы, появившейся на сцене в кроссовках, кепке и длинной юбке, сразу наводит на ассоциации с беженцами. Те зрители, которые не знакомы с романом Забужко "Польовi дослiдження" з укранського сексу, могут запросто подумать, что перед ними гувернантка, которая сейчас займется уборкой после банкета. И лишь потом становится ясно, что к чему: главная и единственная героиня действия - хозяйка дома, интеллектуалка из Украины, которая эмигрировала в Америку, поэтесса и жена художника, короче, женщина непростая… С характером, и даже немного не в себе.

Действие спектакля разворачивается интенсивно, накал страстей нарастает с первых минут. Эмоциональное воздействие на зрителя усиливается благодаря непосредственному обращению актрисы к аудитории: «леди энд джентельмен…», - так героиня якобы начинает свой воображаемый доклад, а на самом деле – настоящую исповедь.

Затем появляется еще один персонаж, однако, не присутствующий фактически на сцене, а пребывающий на том конце провода. Воображаемый или реальный (понять сложно) собеседник становится для зрителя неким злом, с которым внутренне воюет героиня. Однако «чем дальше в лес», становится ясно, что она ведет борьбу скорее с каким-то глобальным злом: со своими собственными ветряными мельницами. И тут начинается настоящая истерика! Актриса все время находится на грани срыва. Шарики, как и полагается, периодически лопаются, как что-то иллюзорное. Галина Стефанова так проникновенно читает стихи, что в ее глазах появляются «настоящие» слезы. Лохматые волосы усиливают впечатление обезумевшей женщины. Ее искусство настолько неподдельно, а истерика настолько реальна, что невольно хочется налить ей водки!

Фабула представления, как и в книге – ломаная линия. Автор как будто специально запутывает нас: сначала проблемы героини кажутся банальными, сводящимися к несостоятельности мужиков. Но затем конфликт вдруг приобретает национальный характер: «Какого черта я родилась женщиной, да и еще и в Украине! – восклицает Галина Стефанова. ─ С этой блядской зависимостью, заложенной в тело, как бомба замедленного действия, с несамостоятельностью этой…»

Метафоричность и образность текста впечатляет! А острое вульгарное словцо, которое то и дело вставляет героиня, подчеркивает реалистичность происходящего. Монолог достаточно откровенен, но к сексу, несмотря на скандальное название, он отношения практически не имеет.

В целом Галине Стефановой удалось очень точно воплотить немного сумасшедшую, пароноидальную женскую натуру, созданную Оксаной Забужко. Недаром сама писательница, несмотря на свою принципиальную придирчивость в творческих вопросах, одобрительно относится к сценическому решению Галины Стефановой. Актриса, в свою очередь, в одном из интервью признается, что этот образ давно перестал быть для нее «забужковским», а стал ее личным, пережитым до единой строчки.
Что касается зрителя, то сказать однозначно о его реакции трудно. Те, кто проникся тонкой игрой и прозой жизни «Польових дослідженнь…», после спектакля выходили молча, погруженные в себя, а некоторые тихо перешептывались за спиной: «Что за бред…»

Однако, надо отметить, равнодушным спектакль не оставил никого.

Читай также

"Кролики" обещают одесситам приехать на концерт, который состоится 6 апреля в Русском Театре

"Кролики" обещают одесситам точно приехать на концерт 6 апреля

Российские артисты спектакля "8 марта мимолетом" подтвердили, что приедут в Одессу

Российские артисты спектакля "8 марта мимолетом" подтвердили, что приедут в Одессу

Историю «Великого Гэтсби» расскажут в танце

Звезда мирового балета Денис Матвиенко исполнит роль Джея Гэтсби в новом балете, работа над которым недавно стартовала в Киеве

Киевлянам расскажут все о мужчинах

Премьера современной комедии «Все о мужчинах» состоится 23 ноября на сцене столичного Октябрьского дворца (начало в 19.00)

Вистава Київського плейбек-театру "Дежавю-плюс": «Нова зустріч з собою»

Приходьте, і ми разом з вами створимо чарівно - реальний світ історій!

Евгений Гришковец представит в Киеве новый спектакль "Прощание с бумагой"

"Мы расстаемся не с бумагой, а с образом жизни. Навсегда"

«PoleArtShow: за 80 дней до конца света. По мотивам Жюль Верна» презентует шоу в Одессе

После триумфального дебюта в Киевском театре оперетты и гастролей в Черкассах, Полтаве и Днепропетровске спектакль «PoleArtShow: за 80 дней до конца света. По мотивам Жюль Верна» продолжает покорять просторы Украины

«История мировая, голливудская и вечная», - Виктор Сухоруков о новом спектакле «Старший сын»

21 и 22 марта «Старший сын» будет гостить в Киеве, на сцене Театра им. Леси Украинки

ЛЮКС для одеситів

Не сміявся лише один святий Вольфганг

Киевляне смогут узнать, что видят люди в своих эротичных снах

В Киеве состоится премьера спектакля «Эротические сны нашего города»