Оскар-2017: На кого ставят букмекеры и какие фильмы нельзя пропускать

Gloss 3 февраля 2017, 10:00  976

После объявления номинантов на премию «Оскар» букмекеры, кажется, твердо определились со своими фаворитами во всех категориях. Рассказываем, какие фильмы, режиссеры и актеры за какие статуэтки сражаются и кто, если верить аналитикам, победит

 

Кому достанется главный приз?

За звание авторов лучшего фильма года в этот раз поборются продюсеры сразу девяти хороших картин. Обычно проницательный сайт GoldDerby, который каждый год объединяет прогнозы критиков, проверенных пользователей и собственных редакторов, почти уверен, что в схватке выиграет мюзикл «Ла-Ла Ленд» — ставки на него принимаются с коэффициентом 2 к 7. На втором месте идет «Лунный свет» с коэффициентом 9/1. В три раза ниже шансы у «Манчестера у моря»: вложив в него 1 доллар, можно выиграть все 28! Позиции остальных шести фильмов заметно слабее: у замыкающего список неовестерна «Любой ценой» показатель и вовсе 100 к 1. Но каждая из картин достойна того, чтобы вы ее посмотрели. Начнем с фаворитов.

 

 

«Ла-Ла Ленд»

Режиссер Дэмиен Шазелл

Номинирован 14 раз

Считается фаворитом в десяти категориях: лучший фильм (2/7), лучшая режиссура (2/11), лучшая женская роль (2/5), лучшая операторская работа (1/4), лучший дизайн костюмов (2/5), лучший монтаж (1/5), лучшая работа художника-постановщика (1/5), лучшая музыка к фильму (2/11), лучшая песня (2/7 у песни City of Stars и 11/2 у песни Audition) и лучший звук (1/5)

«Ла-Ла Ленд» — это пьянящий коктейль сладкой ностальгии и горького страха перед будущим. Современные герои в нем переносятся в золотую эпоху Голливуда, когда вера в американскую мечту была тверда, влюбленные могли ничего не бояться, а фильмы про джаз и чечетку правили кинопрокатом. Однако, когда персонажам Райана Гослинга и Эммы Стоун приходится выбирать между собственной цельностью и счастьем другого человека, они принимают решение, невозможное в классическом фильме. Но благодаря их дерзости «Ла-Ла Ленд» и сам станет классикой. 

Если верить аналитикам, неудача ждет фильм лишь в категориях «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшая мужская роль». Сценарный «Оскар» прочат куда более близкому к американской литературе «Манчестеру у моря» (5/6), но «Ла-Ла Ленд» упрямо висит у него на хвосте (7/5). А вот в актерской номинации все и впрямь предрешено: в мире, где Ди Каприо пришлось ночевать в лошади и драться с медведицей, чтобы выиграть «Оскар», было бы слишком легкомысленно награждать Райана Гослинга за вокал, пианино и танцы. Ставки на его победу принимаются с коэффициентом 14 к 1, тогда как Кейси Аффлек лидирует с показателем 3/10, а сойтись в клинче им не дает вставший посередине Дензел Вашингтон (6/1).

 

 

«Лунный свет»

Режиссер Барри Дженкинс

Номинирован 8 раз

Считается фаворитом в двух категориях: лучший актер второго плана (2/13)  и лучший адаптированный сценарий (1/10)

«Лунный свет» — картина, структурно похожая на «Отрочество» (перед нами история становления характера, данная в трех временных срезах), но имеющая дело с щепетильной темой: герой здесь — афроамериканец-гомосексуалист. Художественные достоинства картины (а они есть: это пронзительная история об ужасе и благородстве одиночества как стратегии жизни) при таком позиционировании фильма прессой перестают играть роль. Но один раз академики уже сделали выбор между «Отрочеством» и «Бердменом» в пользу виртуозного фильма про Голливуд, то есть про их стихию. Высока вероятность, что и в этот раз они поступят так же и наградят «Ла-Ла Ленд» — хотя бы ради того, чтобы не быть обвиненными в конъюнктуре. Но при этом не станут игнорировать «Лунный свет» полностью и все же утешат наградами за роль второго плана для актера Махершалы Али и за адаптированный сценарий.

 

 

«Манчестер у моря»

Режиссер Кеннет Лонерган

Номинирован 6 раз

Считается фаворитом в двух категориях: лучшая мужская роль (3/10) и лучший оригинальный сценарий (5/6)

«Манчестер у моря» — фильм достойный, но лишенный идеологического импульса: он и не совсем про счастье, и не совсем про Америку, и не совсем про вызовы времени. Это такая «Небраска» для молодых: скромная и честная история о том, что американская семья — все равно что машина из восьмидесятых с деревянными панелями на боках. Она все время ломается и щедро расходует топливо, а еще в ней часто заклинивает двери. Но зато в ней приятно петь простые и звонкие песни, а при регулярном техобслуживании она обязательно приедет куда надо.

 

 

«Прибытие»

Режиссер Дэни Вильнев

Номинировано 6 раз

Не считается фаворитом ни в одной из категорий

Научно-фантастическое «Прибытие» букмекеры не жалуют: при котировках 10 к 1 на него могут ставить либо безумцы, либо родственники съемочной группы. Этот фильм зашел так далеко (а у него 8 номинаций; столько же — у «Лунного света»; а больше — 14 — лишь у «Ла-Ла Ленда»), кажется, лишь потому, что «Оскару», как и героям картины, очень важно устанавливать контакт и искать общий язык. В данном случае — с относительно массовым и точно неглупым кино со зрелищными спецэффектами. Фантастика пытается воскреснуть, и киноакадемия ей по по мере сил помогает: «Марсианин», «Интерстеллар» и «Гравитация» тоже имели 22 номинации и 8 побед на троих. Семь из них, правда, достались «Гравитации», но что старое вспоминать.

 

 

«По соображениям совести»

Режиссер Мэл Гибсон

Номинирован 6 раз

Считается фаворитом в одной категории: лучший звуковой монтаж (4/5)

Серьезное число номинаций «По соображениям совести» удивляет: во-первых, Мел Гибсон долгое время был изгоем в Голливуде из-за пьяного антисемитского высказывания; во-вторых, это очень старомодное кино про войну, которое мало чем отличается от «Спасения рядового Райана». Так что конспирологи могут вовсю строить теории, с чего Гибсону такое везение: может, помогло католическое лобби, а может, Голливуд соскучился по лучшим временам — «Ла-Ла Ленд» вот вообще опирается на мюзиклы середины XX века. Как бы то ни было, режиссер-патриарх в отличной форме; батальные сцены здесь сняты с энергией и злостью, которые нынешним травоядным постановщикам недоступны; простота сюжета только подчеркивает героику происходящего, а актер Эндрю Гарфилд доказывает, что его ждет блистательное будущее. Не верите — сходите не на «По соображениям совести», так на «Молчание» Мартина Скорсезе, которое из-за неудачной маркетинговой кампании осталось со всего одной номинацией — за операторскую работу. Хотя это событие масштаба «Выжившего», не меньше.

 

 

«Скрытые фигуры»

Режиссер Теодор Мелфи

Номинированы 3 раза

Не считается фаворитом ни в одной из категорий

«Скрытые фигуры», как и не попавшая в конкурс «Королева Катве», — фильм из категории crowd-pleaser. То есть всеобщий угодник — сладкая сказка, подкрепленная реальным историческим материалом; гимн человеческим уму, сердцу и воле, усиливающий свои позиции за счет того, что речь в этой универсальной истории идет все-таки о представителях меньшинств. А именно о трех чернокожих (раз!) женщинах (два!), которые занимаются наукой (три!) и участвуют в космической программе NASA (четыре!). Кроме того, в фильме есть линия противостояния людей и компьютеров, которые, увы, умеют делать все те же расчеты, не отлучаясь на обед. И именно этот сюжет, а не цвет кожи героинь, делает «Скрытые фигуры» по-настоящему актуальным высказыванием о судьбе человека в XXI веке.

 

 

«Лев»

Режиссер Гарт Дэвис

Номинирован 6 раз

Не считается фаворитом ни в одной из категорий

Циники скажут, что «Лев» — это попытка второй раз оседлать ту же волну, что и в «Миллионере из трущоб». Мы вновь видим индийского актера Дева Пателя (впрочем, годы в Голливуде сделали свое дело: из Бэмби он превратился в собственно льва), вновь выслушиваем сентиментальную историю о потере и обретении семьи и вновь задаемся вопросом, есть ли смысл в биографии, не знавшей трагедий. Но если верить киноведу Алексею Юсеву и его книге «Кинополитика», то «Миллионер из трущоб» снискал славу во многом благодаря всеобщей «обамомании», а сейчас в Америке совсем другой президент.

 

 

«Ограды»

Режиссер Дензел Вашингтон

Номинирован 4 раза

Считается фаворитом в одной категории: лучшая женская роль второго плана (1/10)

Третий (не считать же сериал «Анатомия страсти») режиссерский проект Дензела Вашингтона обещает быть самым успешным: во-первых, это экранизация пьесы, в которой он же играл; во-вторых, это благородное ретро про 50-е — эпоху невероятного кинематографического шарма; в-третьих, расовый вопрос здесь задается без агрессивных интонаций какого-нибудь «Рождения нации». Вашингтон умеет бороться за свои права: однажды политическая активность привела его к тому, что именно он объявил со сцены первый президентский танец Барака Обамы с супругой. Но как режиссер Вашингтон не противопоставляет себя великой традиции американских фильмов о человеческом стоицизме, а, напротив, закутывается в нее, как в броню. Потому что в истории о том, как бывший спортсмен борется за счастье своей семьи в депрессивные времена, очень сложно не разглядеть то ли отпрыска, то ли предтечу «Рокки». Победит на «Оскаре», впрочем, не сам Вашингтон, а сыгравшая жену его героя Виола Дэвис — она в рейтинге букмекеров опережает и Мишель Уилльямс из «Манчестера у моря», и Наоми Харрис из «Лунного света», и Николь Кидман из «Льва», и Октавию Спенсер из «Скрытых фигур».

 

 

«Любой ценой»

Режиссер Дэвид Маккензи

Номинирован 4 раза

Не считается фаворитом ни в одной из категорий

Отчаянный, грустный и неровный, как проселочная дорога, неовестерн о двух братьях, решивших отомстить банкирам-кровопийцам за смерть матери. По следу народных героев идут два техасских рейнджера — белый расист и индеец-полукровка. Картина может показаться неброской (а может — «Небраской»): недаром во всех своих номинациях она плетется в самом конце, оставляя хоть какие-то шансы разве что Джеффу Бриджесу за роль второго плана. Но на самом деле она не тусклая, а деликатная. И все важные детали в ней даются очень ненавязчиво, но стоит их разглядеть, и щемит сердце. К примеру, здесь есть сцена, где герой Криса Пайна будит своего брата — персонажа Бена Фостера. И тот, только что мирно спавший, вскакивает и начинает бешено драться — и зритель понимает, что таким его сделали ужасы тюрьмы.

Комментарии