Вы, наверное, уже слышали, что на днях в Киеве заметили очень странную социальную рекламу.
На ситилайтах были изображены собаки и их владельцы с подписью "Не доедай - убирай! 85% домашних собак иногда едят экскременты". Целью было шокировать владельцев собак и намекнуть на то, что якобы собаки контактируют с экскрементами других животных и потом облизывают владельцев.
Киевляне вовсю начали обсуждать тему в социальных сетях, а мы решили копнуть глубже, и подготовили для вас самые яркие примеры и лозунги неоднозначной социалки в Украине.
"Кохаймося!"
Когда: 2005 год
Организатор: Ассоциация наружной рекламы Украины
Первая резонансная социальная реклама в Украине. Только в Киеве разместили более 800 биллбордов с призывами: "Нас має бути 52 мільйони. Кохаймося!" (Тарас Григорьевич эту фразу бы дополнил), а также "Країні не вистачає "Оскарів!", "Країні не вистачає космонавтів!".
После начала акции в столице появилось значительное число рекламы товаров и услуг (каких - вы сами догадались), схожей с идеей и образами акции.
В то же время, многие украинцы были возмущены и пародировали слоган: "Врачам не хватает больных. Кохаймося!", "Какие дети, когда квартиру не купишь!".
"Мама, почему я урод"
Когда: 2006 год
Организатор: Ассоциация наружной рекламы Украины
Второй шедевр от тех же авторов.
Посыл рекламы ясен - борьба с наркоманией, которая ведет к фатальным исходами и патологии развития детей у родителей-наркоманов. Однако есть и другие, вполне очевидные и вызывающие недоумение вещи.
Первое, что бросается в глаза, - четыре ошибки в одном предложении (правильный вариант - "Мамо, чому я виродок?"). Но как объяснил глава совета Ассоциации наружной рекламы, это был "креатив".
"Мы провели тендер среди 11 лучших рекламных агентств Украины и выбрали наиболее неоднозначный и провокационный. Надпись выполнена как поток сознания, а следовательно, знаки препинания не нужны", - заявил он.
Второй минус - содержание. Жесткие формулировки вызвали настоящую волну гнева. Украинцы обвинили рекламщиков в негуманности к наркозависимым и оскорблении людей с инвалидностью и их родителей.
Отдельного рассказа заслужил плакат, который провисел в Киеве меньше суток. Билборд оказался вплотную с другим бордом, поздравлявшим киевлянина Алешу с днем рождения. Полный сюрреализм.
Прошел месяц, и рекламный "креатив" пришлось досрочно снять со всех билбордов Украины. Он "переехал" в интернет-среду.
"Мне не нужен английский"
Когда: 2016 год
Организатор: национальная программа "Україна speaking", которая курируется командой GoGlobal, поддерживается Президентом Украины, Минобразованием, Британской Радой в Украине и Посольством США в Украине; исполнитель – агентство Creative Detective.
В рамках кампании "Украина speaking" и по случаю года английского языка в Украине Киев завесили неоднозначными банерами, а также запустили ролики на телевидении.
Вроде бы замысел правильный – мотивировать украинцев изучать иностранный язык, но будем откровенны – вся кампания больше напоминала неудачную рекламу курсов английского. Многие журналисты, писатели и музыканты назвали ее ужасной, унизительной и дискриминационной - по их мнению, реклама делит людей и дискриминирует их по социальному статусу.
"Мы убеждены, что социальная реклама имеет эффект только в том случае, когда провоцирует. Просто красивая картинка не работает - все знают, что английский нужно учить, но мало кто делает это. Именно поэтому нами было принято решение сделать провокационную рекламную кампанию. Мы приносим искренние извинения, если эта реклама кого задела или обидела", - написали организаторы рекламы в Facebook.
"Неужели ты действительно хочешь быть на его месте?"
Когда: 2017 год
Организатор: супермаркет сети Billa
Что бывает, когда администраторы супермаркета включают креатив? На табличке, обозначающей место для людей с инвалидностью, появляется провокационная надпись: "Неужели ты действительно хочешь быть на его месте?".
Такое решение вызвало огромный резонанс в сети. Многие обвинили магазин в цинизме, отсутствии толерантности и этики.
По мнению других, унижение какой-то категории людей - это очень относительное понятие, и только острая и вызывающая реклама способна достучаться до людей.
"Когда ты не знаешь о нем..."
Когда: 2017 год
Организатор: "Всеукраинская сеть ЛЖВ" и "Альянс общественного здоровья"
О чем бы вы подумали, увидев такой ситилайт или плакат? Явно не о проблеме ВИЧ-инфицирования.
Опять-таки цель акции понятна и весьма благородна, ведь есть несколько вещей, о которых в обществе говорить не принято. Мы согласны, что необходимо снять табу с темы ВИЧ/СПИ и повысить осведомленность людей о различных возможностях тестирования на ВИЧ.
Но почему бургер с пилой внутри должен ассоциироваться с ВИЧ?
Врачебный реп
Когда: 2017 год
Организатор: Центр общественного здоровья и Всемирная организация здравоохранения, Platfor.ma, Dedov Brothers Production
Пожалуй, самая невинная, но, по мнению многих пользователей соцсетей, не менее странная социальная реклама в нашем списке.
"Я бы за такую съёмку режиссеру клизму сделал. И кто писал этот текст? Срочно позовите врача, здесь рифме плохо, хотя нет, она уже умерла. Ну серьезно, у Вас была идея, Вы хотели сделать клип по такой тематике, так сделайте нормально. Я понимаю, что это сложно и не у всех есть слух, но школьники пилят круче клипы на ютубе без финансирования и прочего", - пишет один из пользователей YouTube.
"Не доедай - убирай! 85% домашних собак иногда едят экскременты"
Когда: 2018 год
Организатор: основатель издания "Наш Киев" Дмитрия Федоренко и общественная организаця "Это наш Киев"
На киевских ситилайтах появились собаки и их владельцы с явно неоднозначной подписью. Основная цель странной рекламной кампании - заставить владельцев животных убирать за своими питомцами, чтобы с их фекалиями не контактировали другие собаки.
Киевлянам такой подход не понравился. По словам модели, которая принимала участие в фотосете, "реклама выставляет "говноедами" большинство собачников".
"Хочу сказать, что снимали это еще в прошлом году. Я знала, что это будет социальная реклама, которая пропагандирует уборку за своими собаками. Но какой там будет конкретно текст, я не знала", - добавляет она.
В свою очередь, Федоренко заявляет, что все актеры знали и цель рекламной кампании, и то, как она будет выглядеть в результате.
Отметим, что после поднявшегося скандала текст рекламы заменили на новый. Хотя формулировка понятнее не стала, и, как и раньше не передает главного посыла рекламы - убирать за собаками.
"Дотерпеть до дома – это модно"
Когда: 2018 год
Организатор: неизвестен, но, судя по наличию герба Одессы - городские власти
Горожан возмутил ситилайт со странной социальной рекламой. На плакате изображен человек со слоганом "Дотерпеть до дома - это модно".
Авторы такого нестандартного слогана, видимо, хотели донести мысль, что лучше нужду не справлять на улице, а терпеть до дома. В то же время, в комментариях к записи пользователи отмечают: "Чего только не напишут, лишь бы общественные туалеты в городе не делать".