Не успела компания Bolt запустить новый сервис в Украине, как тут же попала в скандал. Сперва люди возмутились высокими ценам на аренду электроскутеров, а после власти Киева назвали их приход в столицу незаконным. Чем именно недовольны стороны конфликта и как такие вопросы решают в других странах - рассказывает Gloss.ua
Что произошло?
В пятницу, 7 августа, компания Bolt запустила в Киеве первый сервис аренды электросамокатов в Украине.
В соцсетях киевляне тут же принялись критиковать компанию за цены на услугу:
- 1 минута - 4,90 грн;
- разблокировка - 29 грн;
- аренда на весь день - 600 грн.
В понедельник, 10 августа, Bolt снизил цены до 2,9 грн в час, но только в будние дни: с понедельника по четверг.
Но более сложная проблема у компании возникла с местными властями, когда на их появление в городе отреагировал глава КГГА Виталий Кличко.
Что сказал Кличко
На следующий день после запуска сервиса Виталий Кличко сделал заявление: Bolt должны убрать самокаты с улиц Киева.
Он отметил, что действительно, в КГГА планировали провести конкурс на размещение пунктов проката электросамокатов, но только после внесения изменений в законодательство Украины о дорожном движении. Проблема в том, что на сегодня у нас нет четких правил езды легкого электротранспорта, который также может развивать скорость до 50 км/ч и создавать аварийные ситуации.
Кличко настаивает: деятельность компаний в предоставлении услуг по прокату должна быть согласована с городом, так как пункты проката расположены на его территории.
Виталий Кличко, мэр Киев
"Не может кто угодно прийти и просто по желанию оказывать услуги, за которые не несет никакой ответственности. О каком порядке и правопорядке можно говорить в такой ситуации? Почему одни должны работать по правилам, а другие - нет?"
Также глава Киева обратился к народным депутатам, чтобы те скорее приняли данный законопроект с изменениями ПДД. Но пока Верховная Рада отдыхает на каникулах, поэтому среагировать на заявление Кличко депутаты смогут только осенью.
Что говорят в компании Bolt
В компании Bolt считают, что власти Киева не могут требовать получить разрешение на прокат электросамокатов, поскольку оно не предусмотрено законом: запрета на продажу, прокат и управление электросамокатами в законодательстве Украины нет, а по Конституции действует принцип "все, что прямо не запрещено законодательством - разрешено".
К тому же в заявлении говорится, что сервис не предполагает сооружения стационарных парковок, а клиенты могут оставлять самокаты в разрешенных местах.
Тарас Потичный, региональный менеджер Bolt в Украине
"Правила безопасности движения на персональном легком электротранспорте не закреплены на законодательном уровне в Украине. Эксперты Bolt поднимали и будут поднимать этот вопрос в публичной плоскости для ускорения процесса законодательного урегулирования. Опираясь на международный опыт и экспертизу, мы уже инициировали разработку нескольких вариантов законодательных документов.
Деятельность компании Bolt по предоставлению возможности пользования электросамокатов осуществляется на основании государственной регистрации компании в Украине, а ввоз электросамокатов произведен с уплатой всех пошлин и налогов".
Что пишут люди
Мнения киевлян на счет электросамокатов разделилось. Кто-то считает, что Кличко мешает развивать мировые тренды в столице, другие же называют компанию нарушителями.
Олександр Бодзюрей: "Считаю новость о прокате замечательной а позицию мэра - отвратительной. Банально хотят денег за вход. Главное ставьте хорошие трекеры и страхуйте самокаты - будут красть первое время безбожно, к сожалению".
Александр Крикунов: "Интересно, а кто юридический собственник этих самокатов? Кто будет нести ответственность за причиненный ими не дай Бог вред? И кто будет заявителем в полицию в случае их воровства с улицы?"
Андрей Самошкин: "Ответочка слабовата. Нельзя не согласиться с тем, что то, что не запрещено - разрешено. Но любая предпринимательская деятельность, а тем более если она ведётся на просторах территории где лежит ответственность городской власти все же должна согласовываться и вестись в рамках законодательства".
А что в других странах
Электросамокаты - это удобный и экологичный вид транспорта. Но после их массовых появлений на дорогах разных городов мира - люди столкнулись с другими проблемами.
Германия
Здесь весной 2019 года тоже возник скандал из-за электроскутеров. Речь шла о том, что такое средство передвижения подвергает риску здоровье и жизни пешеходов. Противники того, чтобы самокаты ездили по тротуарам, ссылаются на печальный опыт Барселоны, где школьница сбила насмерть 90-летнюю бабушку. Этот несчастный случай заставил испанские власти запретить использование на тротуарах самокатов с электроприводом. Такое же решение приняли и в Сингапуре. В Германии тоже пришли к выводу: электросамокатам не место на тротуарах.
Польша
В Польше отсутствуют прописанные в ПДД правила езды на электросамокатах, но аренда этого вида транспорта остается популярной и восстребованной. Тем не менее, власти Польши планируют приравнять электросамокаты к велосипедам и заставить их ездить по одним правилам.
Остальные страны Европы
В других странах Европы тоже стали задумываться над безопасностью пешеходов и менять правила дорожного движения. В основном речь идет про такие изменения:
- ограничить скорость электросамокатов;
- выделить специальные места для езды на самокатах;
- штрафы за пьяное вождение;
- запретить ездить в наушниках и разговаривать по мобильному телефону.
Комментарий юриста
Денис Фетисов, юрист
"Оснований запретить в Киеве прокат электросамокатов - нет, поскольку нет закона, который мог бы регулировать эту отрасль. А один из основных постулатов права, гражданам или предпринимателям разрешено все, что не запрещено законом, а госоргуны и их должностные лица, обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, который предусмотрен Конституцией и законами Украины. Также в законодательстве не определено понятие "пункт проката электросамокатов", поэтому и применить запрет для него также невозможно. Самокат, который стоит на тротуаре, никак не может быть "специально оснащенным пунктом проката", в отличие от, например, стойки для шеринговых велосипедов.
А относительно ситуации, когда КП Благоустройство будет изымать частные электросамокаты, вообще может подпадать под состав уголовного правонарушения".