Электросамокаты стали участниками дорожного движения: какие правила Электросамокаты стали участниками дорожного движения: какие правила
Город

Электросамокаты стали участниками дорожного движения: какие правила

Екатерина Ткачева
Фото: unsplash
08 сентября, 2020, 09:49
 0

В Верховной Раде в первом чтении принят законопроект №3023 про персональный легкий электротранспорт. Дискуссии на эту тему ведутся уже давно. Самокаты, моноколеса, гироскутеры все чаще используются жителями столицы с целью передвижения, а правила езды с ними в законе так и не предусмотрены. Что предлагают изменить народные депутаты и почему некоторые нормы возмутили участников дорожного движения.

Что меняет закон

Документ вносит поправки в Правила дорожного движения. Новшества касаются одно-, двух-, трехколесных механических транспортных средств, а именно: электроскутеров, сигвеев, гиробордов, гироскутеров. Далее список будет расширяться.

Не попадают под определение инвалидные коляски и велосипеды с электродвигателями.

Главное изменение - водители электротранспорта имеют право ездить по велосипедным дорожкам, а если таковых нет, то по краю проезжей части или по обочине. При этом о запрете езды по тротуарам в документе ничего не сказано. Хотя есть вероятность, что документ будут дорабатывать и уточнять в этой части.

Также они обязаны:

  • использовать технически исправный транспорт;
  • двигаться попутно с другим транспортом;
  • оборудовать транспорт звуковым сигналом, если позволяют его конструктивные возможности;
  • использовать включенную фару в темное время суток, одежду со светоотражающими частицами и световые поворотники;
  • не перевозить пассажира, если это не предусмотрено конструкцией транспорта;
  • не держать в руках устройства связи во время движения;
  • не управлять транспортом в нетрезвом состоянии.

За что критикуют законопроект

В целом, если посмотреть на европейский опыт, то запрет езды на электротранспорте по тротуарам очевиден. Из-за скорости 25-30 км/ч и больше могут пострадать пешеходы, а в Барселоне и вовсе был случай, когда на самокате сбили пожилую женщину на смерть.

Другое дело, что практически во всех европейских странах, где урегулировано движение электротранспорта - уже давно создана инфраструктура для велосипедов, которой и пользуются владельцы электросамокатов.

Что же у нас? В Киеве велодорожек мало, некоторые из них непродуманные, неудобные, или просто воспринимаются автовладельцами, как хорошее место для парковки.

Аналогично обстоят дела и с ездой по обочине. Припаркованные авто, ловушки в виде открытых люков, ямы и прочее делают езду на электротранспорте небезопасной. А для владельцев моноколес - невозможной.

Как вариант рассматривается предложение все-таки вернуть самокаты на тротуары, но ограничить их скорость до 10 км/ч. Тем более, что непонятно, какие возрастные ограничения для пользователей персонального электротранспорта, а выпускать детей на обочины - слишком рискованно.

Также эксперты отмечают, что неясно, как выпускать электросамокаты на проезжую часть без базовых знаний ПДД их владельцев и страховки. Кто тогда возместит ущерб, если виноват водитель электротранспорта?

Что дальше?

Законопроект принят только в первом чтении и будет отправлен на доработку. Его авторы предлагают всем желающим писать предложения по изменениям на почту klymenko-y@rada.gov.ua, чтобы доработать документ ко второму чтению и учесть все нюансы.

Актуальность принятия подобных правил недавно подтвердил приход сервиса аренды электросамокатов в Киеве Bolt. Из-за того, что вопрос не урегулирован на государственном уровне, город до сих пор не может решить, по каким правилам будет работать служба, кто и за что будет отвечать.

Опыт других стран

В Польше электросамокаты одновременно приравняли к велосипедам, к личному транспорту и к электромобилям. Им разрешено ездить по велодорожкам и специальным полосам на дорогах. Также можно ездить и по тротуарам, если его ширина не меньше 2 метров, а рядом нет велодорожки или дороги с ограничением езды до 30 км/ч.

При этом детям до 10 лет запрещено ездить на самокатах даже в сопровождении родителей. А вот на велосипеде - можно. Только перед этим ребенок должен получить карту велосипедиста, пройдя легкий экзамен с вопросами по ПДД в школе.

В Бельгии легкий электротранспорт со скоростью до 18 км/ч может ездить по тротуарам и велодорожкам. Весь транспорт с большей скоростью попадает под общие правила ПДД.

Основательно к разработке правил для владельцев легкого электротранспорта подошли в Германии. Там электросамокаты могут передвигаться с максимальной скоростью 20 км/ч, а ездить на них можно только с 14 лет. При этом права водителю самоката не нужны, но страховка должна быть обязательной. В Германии действует система штрафных баллов, и если подросток нарушит правила, в дальнейшем у него могут быть сложности с получением прав в совершеннолетнем возрасте.

В Германии также запрещено самокатам ездить по тротуарам. Только на велодорожках и на проезжей части, если велодорожки рядом нет. Шлем рекомендуется, но не обязателен. Разработана шкала со штрафами для водителей самокатов: за отсутствие фонарика, отсутствие страховки, вождение в пьяном виде и так далее. Штрафы - от 15 евро до 500 и выше.

Теги: город , киев , закон , велодорожка , пдд , электросамокат