Украинская мечта: «Раньше я думала, что создать бизнес без денег нереально» Украинская мечта: «Раньше я думала, что создать бизнес без денег нереально»
Интервью

Украинская мечта: «Раньше я думала, что создать бизнес без денег нереально»

Полина Фоменкова 19 сентября, 2016, 10:30
 0

Успех ничему не учит. Он только убеждает умных людей, что они не могут проиграть.

Билл Гейтс

Мы не дадим тебе волшебную палочку, но вместе с нашим партнером рубрики банком ПУМБ расскажем истории молодых и перспективных украинцев, которые добились всего своим умом и упорством.

Герой нашего сегодняшнего материала Юлия Белинская – главный редактор издания Retail Community, журналист, экс-редактор Ipad версии журнала Forbes.

Как решились на создание проекта в непростое для страны и экономики время?

Я пришла в бизнес из деловой журналистики. В какой-то момент у меня начала появляться мысль, что я ни чем не хуже тех, у кого беру интервью. А для того, чтобы начать свое дело нужно всего лишь рискнуть. Стимулом к этому послужило и то, что у издания Forbes, в котором я работала, сменился собственник. Если не сейчас, то когда? Я поняла, что это на самом деле шанс и судьба, таким образом, выталкивает меня из зоны комфорта и заставляет что-то сделать. При этом, будучи журналистом, я обдумывала, чем хочу заниматься, что умею, на что хватит денег… Решилась в ноябре 2013 года - как раз накануне Революции достоинства.

Вы запустили медиапроект о розничной торговле. Почему выбрали именно это направление ?

Во-первых, это очень перспективная и конкурентная отрасль. У розничной торговли большой вклад в ВВП и огромный потенциал для развития. Во-вторых, это относительно «честная отрасль». Как-то один из украинских олигархов назвал ее «чистым рынком». В отличие от, например, энергетики или металлургии, эта отрасль минимально завязана на коррупционных схемах и политике. В-третьих, моя специализация, как делового журналиста, потребительские рынки и торговля. На полноценное деловое издание у меня не хватило бы ни сил, ни средств, а вот нишевое издание мне по силам.

Сколько прошло времени от начала реализации идеи и до полного запуска проекта?

Все началось с организации мероприятий. В этом направлении у меня уже был определенный опыт со студенческих лет. Первое мероприятие, которое я организовала, прошло довольно успешно. Мне даже удалось на нем немного заработать. Тогда я увидела, что это может работать и что нужно пробовать. Второе, третье… Не всегда получалось заработать. Но путем проб и ошибок пришла к пониманию, как планировать процессы, каким должен быть бюджет, сколько должно быть спонсоров и так далее.

Через некоторое время у меня появился бизнес-партнер. Самое интересное, что он сам меня нашел. Это случилось после того как я написала пост в Фейсбук, что хотела бы создать нишевый медиапроект. Было много репостов, он заметил и предложил партнерство.

Кто ваш бизнес-партнер?

Он владелец отраслевого СМИ. Пришел, сказал, что нравится идея нишевого издания. Заверил, что знает, как делать этот бизнес и зарабатывать. Предложил помощь и сказал, что, если мне потребуются инвестиции, то можно будет это обсудить. Уже через полгода, когда у меня закончились деньги на развитие проекта, мы вернулись к этому разговору и договорились совместно делать отраслевой медиаресурс.

Он мне и посоветовал второго партнера, но уже банковского. Это ПУМБ. Его бизнес там обслуживается. А еще - мне всегда нравился бизнес-центр Леонардо, а там находится отделение ПУМБ. Я хотела там чаще бывать (смеется). А если серьезно, то бываю в банке не часто, а точнее - когда открывала счет и получала ключи для интернет-банкинга. Дело в том, что у ПУМБ очень хороший корпоративный онлайн-банкинг. Это очень удобно.

Что было самым трудным: найти средства или что-нибудь другое?

Как оказалось, деньги – это обычные бытовые проблемы. Раньше я думала, что создать бизнес без денег нереально, то сейчас я понимаю, что деньги у нас в стране есть, просто много людей, не знают, что с ними делать. В этом случае сами деньги являются проблемой. А самое сложное - это рискнуть и начать что-то делать. Переключиться от мысли и идеи к действию. Нужно просто совладать собой и действовать.

Что нужно для того, чтобы создать успешный медиаресурс с нуля?

Терпение. Медиабизнес - это «игра в долгую». Для того чтобы медиаресурс был успешным нужно сначала завоевать внимание и уважение аудитории. Это не происходит за месяц-два-три. Это долгий процесс - нужно изо дня в день давать качественный, оригинальный, интересный и главное нужный контент. Создавая медиабизнес нужно помнить, что первые доходы придут минимум через год.

Проект уже успел стать прибыльным?

Нам понадобилось около года, чтобы заявить о себе. За это время мы смогли завоевать внимание читателей. После этого начались запросы на рекламу, пиар, спонсорство. При этом нужно сделать поправку на непростое время, потому что, из-за войны, бизнесу было не до этого.

Нам два года. И только сейчас я могу сказать, что мы прошли точку безубыточности. Показательным еще есть то, что сейчас у нас появляются годовые партнеры, годовые рекламные контракты, их становится все больше. И если на землю не упадет метеорит, то мы сможем работать с прибылью, которую мы будем реинвестировать в создание новых проектов.

У каждого издания должна быть четкая и честная идея. У вас она есть?

Наша идея – это информация, которая помогает принимать решения в бизнесе розничной интернет-торговли. Наша информация влияет на принятие решений, ее обсуждают, она формирует повестку на рынке.

Чем работа в Retail Community отличается от работы в деловой редакции?

Во-первых, мы все работаем удаленно. Есть даже люди из других городов. Современные способы коммуникации и технологии позволяют это делать. Это колоссальная экономия денег на аренде офиса, времени и так далее.

У нас есть совместная система сообщений Slack, мы раз в неделю проводим онлайн-планерку в HangOuts. Мы встречаемся раз в полгода на совместные мероприятия. В остальном правила работы по написанию материалов не отличаются от правил работы в редакции делового издания.

Что касается моей работы, то она ничем не отличается от работы наемным редактором. Одно из самых главных отличий – мне как владелице компании и главному редактору приходится брать всю ответственность на себя и решать все проблемы самой. Их просто не кому переадресовать. Например, если мне угрожают судом, что я не могу как раньше, работая в Форбс, доверить решение вопроса юристам Бориса Ложкина.

Что цените в сотрудниках? Расскажите о своей команде.

Команда у нас небольшая – пять человек. Журналист, выпускающий редактор, корректор, фотограф, аккаунт-менеджер. На аутсорсе у нас – дизайнер, программист и бухгалтер.

Я ценю в сотрудниках увлеченность делом. Ему должно нравиться то, чем он занимается. Если сотруднику это не интересно, и он делает этого через силу, то мы не сработаемся. Еще ценю дисциплину.

Какие планы на будущее по новым направлениям работы и проектам?

У нас сейчас есть два направления – медиа и ивент-бизнес. Сейчас мы активно работаем над редизайном и ребрендингом. Тот сайт, который мы сделали два года назад, можно назвать прототипом. Он делался быстро, на скорую руку. Теперь разработали новый бренд, зарегистрировали торговую марку.

Есть идея запустить направление «исследования». Я вижу наш проект, как медийно-аналитическая компания. Мы оперируем множеством данных, у нас много контактов… Поэтому запустить продукт «исследования» мы считаем логичным. Также я рассматриваю возможность открытия ряда интернет-сервисов для своей аудитории. Пока без подробностей.