Во время разговора за чашкой кофе мы с Романом успели обсудить многое, и всё – через призму искусства. Говорили о влиянии арта на зрителя и отсутствии рамок для творца. А между делом художник признался, что, обучаясь своему ремеслу в Академии искусств, он не представлял себя подвешивающим рубероид при монтаже инсталляции. Но и такой опыт у него уже есть. О том, как живётся художниками молодого поколения – в откровениях одного из них
Последнее время твои работы экспонируются на многих выставках, ты сейчас популярен. Поделись своей личной теорией успеха?
В последнее время действительно поступает очень много предложений // Но говорить о какой-то истории успеха еще слишком рано // Успех для меня – возможность реализации всех самых смелых и масштабных идей, возможность «говорить» с максимально широкой аудиторией // Прошло еще слишком мало времени, чтобы делать какие-то выводы // Тем более, на тему «теории успеха» // Сейчас меня больше занимает создание новых проектов
Сейчас в Мыстецком Арсенале проходит выставка «Горизонт событий», где зрители смогу увидеть, в том числе, твои работы. Чего стоит ожидать от этой экспозиции?
«Горизонт событий» – потрясающая выставка // И в первую очередь – это заслуга кураторов Александра Соловьёва, Алисы Ложкиной и Соломии Мельник // У них получилось сделать чистый, лаконичный проект, для которого подобрана актуальная тема // Проект очень интересный, он погружает и затягивает в себя – зритель становится непосредственным его учасником // «Горизонт событий» – о жизни в условиях постоянных изменений, неустойчивости, турбулентности, о хрупкости настоящего и неопределенности будущего
Современное искусство – это то, что происходит сегодня, что будет происходить завтра. Это нужно понимать и чувствовать. Это часть культуры, в которой мы живём
Расскажи о своем проекте, который представлен на выставке
Я создал инсталляцию под названием «Кротовая нора» // Для меня это абсолютно новый опыт создания иного пространства и погружения в него // Зритель становится не просто наблюдателем, а частью инсталляции, взаимодействуя с ней на физическом и психологическом уровне // Кротовая нора – так многие учёные называют «чёрную дыру» // Во время ее создания мы подвесили тонну рубероида, внутри которого образовалось темное пространство, напоминающее туннель с нишами, в которых стоят чаши, заполненные черным битумом // Засланный шершавым рубероидом пол озвучивает каждый шаг // И запах // Он является важным элементом проекта // Внутри темно, душно // Зритель слышит, обоняет, понимает, что пространство изменилось // Он оказывается затянут в работу, она поглотила его, как черная дыра кванты света // Это именно тот эффект, к которому я стремился – создать возможность переживания другого пространства и другого времени
Проект непростой и не для всех понятный, но если захотеть почувствовать, можно ощутить его давление // Я даю возможность зрителю стать участником процесса – не отстраненного созерцания, а взаимодействия с моей работой
У тебя есть какие-то понятия или образы, на которых ты акцентируешь внимание в своём творчестве?
За последние пару лет было очень много проектов, во время создания которых меня интересовала социо-политическая проблематика // Как локальная, так и глобальная: аннексия Крыма, права крымско-татарского народа, миграция и «ожог», который получило общество за последние 3 года // Сейчас я все больше углубляюсь в другие темы // Что касается событий в Украине… Думаю, время рефлексии уже прошло, а время анализа ещё не наступило // Сегодня практически невозможно адекватно проанализировать, что именно происходит // Рефлексии уже не работают
Идея проекта – это точка отсчёта или намёк на будущий проект? Как работа трансформируется в процессе создания?
Изначально появляется тема и идея, а потом ты постепенно ее исследуешь, углубляешься, развиваешь, продумываешь различные варианты, выбираешь единственный и реализовываешь проект // Но это в том случае, если «не погаснешь» // Бывает, есть классная идея, но проходит какое-то время, я угасаю и понимаю, что это была всего лишь первая эмоция
Это связано с вдохновением или с невозможностью реализации проекта по каким-то причинам?
Вдохновение тут вообще ни при чём // Скорее, это связано с пониманием того, что проект недостаточно хорош // Первая эмоция часто бывает ложной // И я выжидаю какое-то время, чтобы понять, было ли изначальное впечатление обманчивым или нет
А кто решает, достаточно ли проект хорош: ты или кто-то другой?
Только я // Если я считаю, что проект недостаточно хорош, я никогда его не выставлю и не отдам, даже если меня будут убеждать в обратном // Есть много работ, которые я никогда не показываю широкой публике, их можно увидеть только в мастерской
К чему ты стремишься, как художник?
К взаимодействию со зрителем // Недавно я начал экспериментировать с использованием запаха в моих работах // Запах всегда играл важную роль в восприятии работ, созданных огнем («Тени», «Ожог реального», «Хрупкость») // И я начал работать с этим инструментом осознанно // В инсталляции «Икар», которая была посвящена 30-ой годовщине Чернобыльской трагедии, удушливый запах стал важным акцентом // И сейчас в работе «Кротовая нора» снова присутствует специфический запах, который не может остаться незамеченным и непрочувствованным зрителем
Для тебя важно, чтобы твои работы нравились?
Нет, не важно // Важно, чтобы зритель реагировал // Мне нравится, когда у человека меняется эмоция // Плохо, если зритель остаётся равнодушным
У художника вообще должны быть рамки, за которые ему нельзя выходить?
У художника, как и у любого человека, рамок быть не должно // К сожалению, сегодня есть много комплексов, убеждений, ограничений // Взять хотя бы нашу систему художественного образования // Нужно бороться, развивать способность мыслить свободно – работой, самообразованием, экспериментами // И только тогда постепенно начинаешь понимать, что все ограничения, рамки, запреты существуют только в голове // На самом деле, их нет
В Pinchuk Art Centre сейчас проходит выставка «Паркомуна. Місце. Спільнота. Явище», в рамках которой Дослідницька платформа провела очень важную работу об исследовании истоков, потому что многие люди не понимают, как зарождалось современное украинское искусство. Тогда, в 90-х, был сквот «Парижская коммуна», а сегодня есть ли некое сообщество художников, где вы общаетесь, обмениваетесь идеями?
Есть определённые группы художников, у которых свой круг общения – они общаются между собой, организовывают выставки, но такого же явления, как «Парижская коммуна», сегодня нет // Лично я художник-одиночка, которому очень важно быть самому в определённый момент // И хотя я очень коммуникабельный, в работе я люблю быть сам
На фото с открытий выставок часто можно увидеть, что ты общаешься с Александром Ройтбурдом. Как ты думаешь, должны ли молодые художники принимать советы от мэтров или каждый должен идти своим путём?
Дело не в советах, а в общении // Когда ты общаешься со старшим поколением, получаешь колоссальный опыт, который не получишь больше нигде // Во время такого общения можно вынести что-то очень ценное для себя
Ты ведь ходишь на открытия выставок.
У тебя есть любимая арт-институция в Киеве?
Я стараюсь многое посещать но у нас не так много институций // Я люблю Pinchuk Art Centre // Хотя сейчас он немного «приуныл» из-за кризиса // Но качество там всегда было и есть // Также IZOLYATSIA // Platform for Cultural Initiatives // Арсенал, конечно // Но из-за бессистемности сегодня вообще не ясно, что происходит в Украине и к чему это все приведет
Что такое Искусство лично для тебя?
Это магия // Искусство начинается там, где есть чуть-чуть магии // Потому что как иначе превратить тонну рубероида в искусство?!
Почему людям стоит ходить на выставки и смотреть работы современных художников?
Когда проходит Арт-Базель, каждый таксист обязан его посетить, потому что ему не о чём будет разговаривать с пассажирами – все об этом говорят, все этим интересуются // У нас в стране немножко другая ситуация, люди агрессивно относятся к современному искусству // Это пройдёт, когда люди немного расслабятся и захотят видеть // Потому что сейчас смотрят, но не видят
Современное искусство – это то, что происходит сегодня, что будет происходить завтра // Это нужно понимать и чувствовать // Это часть культуры, в которой мы живём // Мы должны понимать, кто мы есть сегодня // И современное искусство может помочь в этом разобраться // Чем больше человек видит, тем легче ему воспринимать, тем легче ему будет отличить хорошую работу от плохой // Главное, захотеть // И тогда современное искусство станет понятным и интересным