По результатам исследований доктора Роберта Заторре из Монреальского неврологического института, джаз является одним из самых сложных для восприятия видов музыки. Он требует от мозга сложной и напряжённой работы. Исполнение и особенно создание джазовой импровизации для мозга - ещё более сложная задача. Импровизация, в свою очередь, является эффективным инструментом повышения интеллектуальных способностей. Что все это значит для жителей столицы? Только то, что судя по множеству джазовых концертов в Киеве (да и в Украине в целом), билеты на которые раскупают очень быстро, с интеллектуальными способностями у населения не все так плохо. Даже хорошо. А жизнь киевских джазменов, оказывается, куда лучше, чем в Нью-Йорке. Именно так все и выглядит со слов одного из самых успешных джазовых музыкантов Украины - Денниса Аду. Интервью с Деннисом прилагается!
Деннис, традиционный вопрос: давно играешь на трубе?
Если посчитать, уже 23 года. Началось все с кружка духовой музыки в школе в Кривом Роге. Руководитель этого кружка увидел во мне потенциального трубача. Я не очень хотел идти, но через время попал сюда по чистой случайности - от нежелания спать во время тихого часа. И так до сих пор не сплю! В комнате, где мы занимались, висел плакат Армстронга, а вот с джазом в духовом кружке ничего не было связано. Но трубой я занялся именно благодаря руководителю - Вячеславу Сергеевичу Газарову. Я не виделся с ним лет 15 точно. Редко бываю в Кривом Роге. Однажды приехал туда с оркестром, но мы не смогли с ним встретиться. Но обязательно еще увидимся.
Тебе никогда не хотелось бросить музыку?
Хотелось несколько раз. У любого человека такое бывает. Один раз мама за меня это решила. Я полгода не играл до поступления, а это в нашей профессии равносильно, будто вообще никогда не играл. Этот переррыв был по ее инициативе. Она хотела, чтобы я стал программистом или бухгалтером. (*смеется)
Если бы не джаз, то каким бы стал выбор твоего пути?
Наверное, что-то связанное с IT-технологиями. Или стал бы менеджером. Бухгалтером. Все, как мама предлагала.
Самое классное ощущение, связанное с джазом?
В основном, это концерты, которые я слушал, или на которых выступал. Первый и самый запоминающийся случился, когда мы с детским оркестром поехали в Париж на мастер-класс Джона Фэддиса. Я не слышал, чтобы кто-то так играл на трубе. Мы все в школе играли более менее плохо, просто я это делал менее плохо в сравнении с другими и считал себя королем трубы. Но когда я услышал Фэддиса, был поражен. Он меня покорил. Я понял, что очень далек от того, чтобы быть королем трубы. Хоть, могу сказать, и сегодня я далек от того, что делает Фэддис сейчас.
Кто был твоим музыкальным ориентиром во время учебы?
Луи Армстронг - первый! Когда я поступил в училище в Кривом Роге, целый год слушал кассету Армстронга, подаренную другом. Больше ничего другого не было. Я знал все песни наизусть, все партии. После этого резко перешел на Майлза Дэвиса, хотя между этими двумя музыкантами есть существенная разница в 50 лет. А это практически половина эпохи джазовой музыки на сегодняшний день. Мне нравился Чет Бейкер в то время. После я начал слушать Диззи Гиллеспи, Роя Элдриджа. И до сих пор слушаю таких музыкантов, как Клиффорд Браун, Арт Фармер, а из современных - Фредди Хаббард, Рой Харгроу, Теренс Бланшард, Николас Пэйтон, Шон Джонс, Маркис Хилл - мои любимые трубачи.
Доводилось тебе бывать в США?
Конечно! В Нью-Йорке был и не раз. Считаю, что для любой, кто хочет играть джаз, хочет чему-то научиться, добиться успеха, должен побывать в этом городе. Есть, конечно, Новый Орлеан и Чикаго, Восточное Побережье. Но "вся варка заварилась" именно там. И до сих пор это самый джазовый город в мире.
То есть мама уже не жалеет, что ты стал музыкантом?
Нет, мама уже давно не жалеет. Она самый серьезный критик. Хотя у нее нет никакого музыкального образования, она может сказать простыми словами очень дельные вещи. Такое редко встретишь.
С чем связана популярность джазовой музыки сейчас?
Судя по анонсам, у тебя бывает по три больших концерта в неделю...
Популярность джаза действительно возросла. Не могу сказать, в чем здесь причина, но я очень рад этому. Эта музыка очень интересная: интересно играть и слушать ее.
Но ведь такая музыка очень непростая для восприятия?
Да. Наверное. Может быть. Хотя. Не сказал бы. Наверное, нет. (*смеется).
Есть такая загадка: чем отличаются джаз и пицца? Тем, что пиццей можно накормить семью. Согласен с этим? Есть шансы зарабатывать на жизнь джазом?
Доля правды в этом есть. Особенно, если приезжаешь в Нью-Йорк и видишь, как фантастически одаренные музыканты имеют day-job где-то в офисах, фаст-фудах, на развозках и разгрузках, а вечером собираются в клубах и играют просто невероятно круто. У нас в стране с джазовыми музыкантами нет такого. Допустим, кроме джазовой музыки и работы в Глиера (прим. - Киевский институт музыки им. Р. М. Глиера) я ничем другим не занимаюсь. Конечно, играю другие концерты, выступаю с поп-звездами или рокерами, но это все равно близко к моей профессии. Мне не нужно идти на базар или разгружать вагоны. Как бы это сейчас не прозвучало, мы не так плохо живем, как многие джазмены в Нью-Йорке.
А как в целом обстоят дела с украинским джазом, помимо тебя и твоего коллектива?
Возросла востребованность в этой музыке, ее стали больше слушать. Молодые музыканты видят перспективы, понимают, что этим можно заработать, начали развиваться. Это логично. Чем больше спрос на джаз, тем больше тех, кто играет такую музыку. Благодаря концертным площадкам и клубам, где мы можем выступать, концентным агентствам, которые привозят мировых звезд джаза к нам, работают с местными артистами развивается джазовая культура в Украине.
Какие-то авторитеты для тебя в Украине есть?
Я давно знаком с Алексеем Коганом. Даже не помню, на каком фестивале мы пересеклись в первый раз, но мне тогда было лет 9 или 10. Я играл тогда в детском оркестре, который был знаменит еще в советское время. Он знаменит по сей день и стал серьезным трамплином для меня и многих других музыкантов. Мы много гастролировали, ездили по фестивалям. Вот во время одной из таких поездок мы и познакомились с Алексеем. Он сделал многое для популяризации джазовой музыки. Эта музыка такая разная, что каждый человек может найти что-то в ней для себя.
Есть у тебя какие-то амбиции, связанные с Киевом?
Видишь свое будущее в столице?
Пока связывает! Было много предложений уехать, но мне нравится здесь. Есть какая-то миссия - помогать развиваться молодым музыкантам, и эта идея меня греет. Это одна из причин, почему я до сих пор здесь. Ведь сейчас тенденция у молодых и зрелых музыкантов - устраиваться на круизные корабли или вообще уезжать из страны. В круизах платят хорошие деньги, условия отличные. В этом году 5 или 6 трубачей из Глиера уехали в такие круизы. А их всего 10 выпустилось в этом году, некоторые даже недоучиваются, бросают и уезжают. С одной стороны, да, это деньги. Но с другой, нет никакого развития: изо дня в день приходится играть одно и тоже. День сурка! Притираешься ко всем этим мелодиям и работаешь в жестком регламенте. Есть шанс работать с хорошими музыкантами со всего мира, но это рулетка - не знаешь, в какой бэнд ты попадешь. В то же время, и здесь ты можешь играть в джазовом оркестре музыку, которая тебе приятна, можешь расти. Но можешь и попасть в какой-нибудь кабак-бэнд и играть там ...
О! А Мурку можешь? ... (с)
Ну да, грубо говоря, Мурку какую-то, но только бразильскую. 5 или 6 дней в неделю на протяжении полугода. Это же можно сума сойти.
Нет! Ну все равно, а Мурку можешь?
Я??? Ну если только нож под горло. (*смеется) Вообще, любой музыкант может, даже тот, кто никогда ее не играл. Кстати, у одних моих знакомых была такая история, они играли в киевском ресторане. Туда пришли ребята достаточно зловещего вида, вытянули кинжалы и сказали: "Давайте нам Мурку", но это было давно.
Ужасно. А цветы дарят?
Нет. Только вот в Кривом Роге, когда были с концертом, одна девочка подарила. А вообще нет у нас такой практики. Но это приятно - и цветы, и концерты!