Киевский таксист Геннадий: философ с небольшой дороги
Такси (от фр. Taximètre - «счётчик цены», позже так называлась сама машина) средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику - таксометру. Иногда цена назначается по договору с водителем.
Таксую уже года три. Есть в этом какая-то мнимая свобода, мнимая романтика, мнимые деньги. Хотя на самом деле все, конечно, не так радужно. Просто затягивает.
Вот смс постоянно приходят - это все заказы. Пополняю личный счет через терминал - и с каждого выполненного заказа 10 процентов отчисляется службе такси. Все через простенький клиент для мобильного телефона.
Не хочу фотографироваться, а вдруг кто узнает, что это я вам секреты выдаю. Да, везде есть секреты, у нас же такси сейчас в извращенном виде работает. Все просто: есть права – можешь ездить. Даже машина необязательна, можно в аренду взять. Приходишь в службу такси. Их у нас что-то около 250. Они продают информационные услуги, это так называется. Я вот в 4-х службах работаю. Ни в одной конторе даже на машину мою не смотрели. Договор какой-то подписали и все. Да, по законодательству нужны лицензия, счетчик, путевой лист, каждый день медосмотр проходить, чтобы механик машину смотрел. Но в Киеве больше 90 процентов работают без лицензий. Бардак, в общем.
У меня классическое лицо. Постоянно говорят, что я на кого-то похож. Меня даже с самим собой иногда путают. Вот вез недавно одного мужчину. Общаемся ни о чем. Спрашивает: «А у тебя напарник есть?». Чувствую, вопрос с подковыркой. Говорю: «Есть», хотя на самом деле нету. Он: «С бородой такой?» - «Да!» - «Вот! Такой гад! Вот ты человек как человек, с тобой и поговорить можно. А тот злой такой!» Это на самом деле я был с бородой, но полгода назад. Не помню, что там у нас с ним не склеилось тогда.
У нас полная демократия. Могу вообще не брать заказов и не пополнять счет, могу сутками работать. Пацаны молодые, особенно те, которые на арендованных машинах, по 20 часов работают. Они как зомби по ночам. Это тоже неправильно.
Навигатора у меня нет. Карта есть, хотя и редко, но она нужна. Что это за таксист, который только по навигатору ездит? Не можешь найти адрес – нечего работать в такси, пойди потренируйся. А то есть такие: приехал в Киев, купил навигатор - и уже столичный таксист.
О жизни таксиста можно писать романы. Не меньше «Войны и мира». Если человек поработал в такси месяца три - это уже куча впечатлений. 20-30 человек каждый день. Вот и посчитайте, сколько у меня историй. И генералы, и депутаты, и наркоманы, и проститутки. Тут хочешь-не хочешь, научишься в людях разбираться.
У таксистов производственная смертность на втором месте после шахтеров. Ночь, ты один, в городе, в машине, легкая добыча для всяких отморозков. Ну, например, в три часа ночи где-то на Троещине выходит человек из подъезда, и тебе срочно надо определить: заводить мотор и катить от него, куда подальше, или он все-таки нормальный, можно везти.
Вот в Европе все как положено. Такси желтые, со счетчиками. Все таксисты с опытом работы, с лицензией, здоровые. Но там и тарифы 18 гривен за километр, если переводить на наши деньги. А у нас по 2,50 ездят, если по заказу. Сейчас вроде подняли, но не на много. Это ж службы такси такие тарифы придумывают. А у нас, получается, выбора нет. Или бери, что есть, или лови подороже, когда спешат и пробки.