Интервью с керамисткой Наташей Богачковой
В умелых и талантливы руках керамистки Наташи Богачковой глина превращается в настоящие произведения искусства. В своей мастерской она создает керамические панно, украшения, лампы и скульптуры удивительной красоты и невиданных форм, наполняя каждое изделие позитивной энергией. В интервью Gloss.ua Наташа с любовью поведала о самом потрясающем с ее точки зрения материале, своих творческих поисках и источниках вдохновения.
Глина – самый необыкновенный материал, который дает возможность воплотить в жизнь любую фантазию. Она бывает текучей и пластичной, нежной и грубой. Она может отличаться по цвету, фактуре и своим физическим свойствам, но при этом она всегда живая, пульсирующая в руках.
В процессе превращения глины в керамику участвуют все пять стихий. Извлекают глину из недр земли, вода делает ее податливой, металл дает ей окрас, а благодаря дереву и огню она приобретает прочность.
Керамика – прочный материал, который в тоже время нуждается в трепетном отношении. Знания и умения в этой сфере неограниченны: чем глубже погружаешься, тем больше навыков нужно обретать. Они включают в себя знакомство с глиной и техниками формообразования, а также познание химических свойств глазурей и физических процессов, которые происходят в печи для обжига.
Мои самые главные учителя – родители. Папа в период моих подростковых колебаний стал обучать меня различным техникам обработки материалов и путям реализации любых творческих затей. Как деятель педагогических наук он очень чутко умеет чувствовать и направлять человека в подходящее для него русло. Другие учителя даются нам по жизни в тот момент, когда мы к ним созрели. Так и у меня: в каждый новый период встречался просветитель, щедро делившийся теми знаниями, которые я готова была взять.
Когда мне было 16 лет, папа отвел меня в мастерскую к своему другу-гончару Сергею Козаку. Все увиденное произвело на меня чрезвычайное впечатление и положило начало большой любви к керамике.
Раньше я пыталась многое охватить. Пробовала себя в живописи, бронзовом литье, скульптуре из камня и даже в авторской деревянной мебели. Но по мере понимания моего внутреннего устройства, осознала, что керамика для меня более свойственна и интересна.
В моей работе мне очень нравится элемент непредсказуемости. Это можно сравнить с ручной фотопечатью пленки, которую ты сам отснял и проявил: результат иногда получается абсолютно неожиданный. Так и с керамикой. Можно сделать идеальную форму, композицию, облагородить ее небывалой фактурой и нанести великолепную смесь из окислов металлов, цветных глин и глазурей, а по итогу температура в печи поднимется чуть выше, чем ты ожидал, – и результат окажется самым неожиданным. Риск большой, но именно в этом и состоит чудо керамики!
На данном этапе я осваиваю два основных направления – это миниатюра в виде авторских нагрудных панно и интерьерные акценты (скульптура и настенные панно). Сейчас мне очень интересен поиск новых пространственных форм, а также работа над масштабными проектами, где нужно искать решение для комплексного гармоничного произведения, учитывая при этом пожелания заказчика.
Я стараюсь браться за заказы, только если это доставляет мне моральное удовольствие или способствует личностному росту, обогащая опытом и знаниями. На мой взгляд, художественные произведения должны создаваться в момент излучения искренней положительной энергии. В противном случае, лучше воздержаться и уделить время накопившимся желанным проектам. Главное, чтобы созданное было честным.
Источники вдохновения для меня, как керамиста, находятся повсюду. Это и фактура старых стен, и цвет листьев под ногами, и необычные архитектурные элементы. Я восхищаюсь современной монументальной керамикой, которая находит свое место в городских ландшафтах, экстерьерах и интерьерах. Был момент, когда я вдохновлялась занимательными задачами по физике: они наталкивали меня на очень интересные решения.
Несколько раз я участвовала в групповых выставках в галерее «P.art.com». В декабре 2011-го состоялась моя первая персональная выставка в галерее при арт-кафе «Мармуляда» в Ивано-Франковске, где были представлены украшения и репортажные черно-белые фотографии, на которых я запечатлела поэтапную технологию производства фарфора.
Очень сложно преодолевать сложившийся у нас стереотип о том, что керамика – это только глиняные горшочки. На самом деле керамика намного многогранней всего того, с чем мы обычно сталкиваемся. И несправедливо, что столь сложный, уникальный да к тому же еще и вредный технологический процесс оценивается людьми, как нечто очень посредственное и нетрудоемкое. Мне бы очень хотелось поспособствовать тому, чтобы повысилась культурная ценность этого направления в искусстве.
Хотя у каждого художника-керамиста свой стиль и непохожие ни на чьи работы, по своей человеческой сути все те мастера, с которыми я сталкивалась, во многом схожи. Это невероятно открытые и пытливые люди. И всегда ощущается какое-то родство.
В последнее время мне очень нравится направление лэнд-арт. Летом мы с моей подругой Ириной Кочергиной делали проект на международном лэнд-арт симпозиуме «Могрица-2012. Виміри». Участие там дало новый творческий толчок.
Сейчас мы с супругом расписываем аэрографом несколько стен, разбавляя роспись элементами керамики и стекла. Плюс я работаю над серией скульптурных ламп, которую вскоре планирую презентовать.
Хочу, чтобы прекрасное стало нормой. Чтобы люди открывались и доверяли друг другу, не опасаясь, что этим кто-то воспользуется.
Самое приятное – это личное общение! Связаться со мной можно по почте djugong@gmail.com, а подробнее ознакомиться с моими работами – на сайте и в моем блоге. Мои наборы украшений стоят от 300 грн., а авторская скульптура – от $200. Некоторые работы можно приобрести через галерею «P.art.com» (ул. Рейтарская, 2)