Интервью с киевскими велокурьерами
На интервью ребята явились без велосипедов, сразу же разрушив мои стереотипы, – выходной. Пришли вдвоем, 25-тилетний Андрей – основатель UUA Cycle Delivery и Рома – велокурьер с почти двухлетним стажем работы.
Андрей: За границей велодоставка очень распространена, я удивлялся, почему у нас нет. В Киеве была одна контора, которая занималась велодоставкой, но она мне показалась унылой. Там даже директор получал с этого всего 1000 $ в месяц.
Андрей: Раньше я работал в веломастерской, помогал делать велосипеды, и у девушки владельца этой мастерской был магазин аксессуаров для курения. Меня просили иногда доставлять товары заказчикам, и тогда появилась идея, а почему бы не заняться велодоставкой, организовать свое дело.
Андрей: У нас курьеры в Украине в основном мрачные, потерянные люди, хотелось построить курьерскую доставку, где работали бы нормальные люди, с которыми можно поболтать, не задроты. Я начал ориентироваться на владельцев безтормозных великов – Fixed Gear.
Если упрощенно объяснить, то в таких велосипедах педали и колеса намертво связаны, крутишь педали вперед – едешь вперед, крутишь назад – едешь назад, не крутишь педали – не едешь. Такие велосипеды привлекают определенную публику: бывших скейтеров, биэмиксеров. Это могут быть музыканты, дизайнеры-фрилансеры, у которых есть днем свободное время и они могут потратить его на «покатушки» по городу. Такие люди обычно не тупые и могут сами принять решение, с ними приятно общаться. Пытаюсь договариваться со своими знакомыми. Но пока основной велокурьер у нас Рома.
Рома: Я начал кататься на велосипеде лет 5 назад еще в другом городе, и вот 1,5 года назад я решил переехать в Киев, шел по улице и случайно встретил Андрея, мы с ним пару раз пересекались до этого, разговорились, и Андрей предложил быть велокурьером. Больше работы я в Киеве не менял.
Андрей: Я придумал название доставки, начал приобщать друзей, когда я был велокурьером, получал 400 гривен в день – это было «Ого!», обычно выходило 200-250 гривен, но сейчас Рома 600 гривен в день делает и не успевает все заказы обслужить. В основном, это благодаря нашему самому большому клиенту Syndicate, они тоже за год выросли, увеличили объемы продаж и, соответственно, доставок.
Рома: Но когда ломается велосипед, ты понимаешь, что этих денег не хватит, чтобы его даже отремонтировать, и тогда становится обидно. Хорошо, что на велосипедах fixed gear нечему ломаться, там нет ни тормозов, ни передач.
Андрей: Единственная проблема, что у меня нет этой предпринимательской жилки: развивать это дело, рекламировать, увеличивать количество клиентов, искать офисы, хотя у нас гораздо быстрее и дешевле доставка и подход лучше. Сейчас львиная доля доставок припадает на Syndicate, сотрудничаем еще с парой-тройкой контор, работаем с элитной парфюмерией, доставляем дорогущие сумки. Но с другой стороны, не расширяемся и хорошо, потому что когда десяток курьеров ездят одновременно, то уже напряг и нужен диспетчер, а это та же офисная работа, от которой мы пытаемся уйти.
Андрей: Вообще-то я сейчас работаю в офисе, но работа не напрягает. Мне больше всего нравилось кататься на велике, но я сейчас живу со своей бабушкой, и когда вечером приезжаешь весь грязный, то бабушка начинает причитать: «Вот, Андрей, у тебя же высшее образование, ты мог бы в банке работать, в костюме». Но мне не нравится работать в костюме. А в банке, если ты не ходишь по дресскоду, то можешь максимум претендовать на должность экономиста, меня это не устраивает.
Рома: Есть сигареты?
Я: Нет, не курю.
Андрей: Рома курит, потому что это стильно.
Андрей: Ему нравится в хипстерском прикиде и, покуривая, обгонять велосипедистов-спортсменов, которые едут в форме, со шлемом. Посмотри его Instagram. Он такой позер.
Рома: Курю, потому что нужно время убивать на вокзале. Часто передаю что-то на поезд в Питер, в Москву. Вот мы можем такие грузы перевозить (показывает фото в Instagram). Это было метра 3 кожи, футболки, материалы для пошива.
Рома: Сначала мне было тяжело преодолевать большие расстояния на велосипеде. Весил килограммов 55 и проехать 20 километров для меня было личным рекордом. Сейчас проезжаю каждый день по 70 километров, иногда доходит до 150.
Андрей: Я никогда себе ничего не ломал, сейчас авто начали делать такими, что они сами ломаются, гнутся, когда на них падаешь, это специально – для безопасности.
Рома: Я ломал только лучевую кость, руку и ключицы, наверное. Я как-то в человека влетел очень сильно. Я не знаю, сломал я ключицы или нет, но оно само прошло через месяца три.
Андрей: Ну да, я тоже не могу футболку через голову снять, руки поднять полностью.
Андрей: 2 года назад я как-то ехал на перегонки с шоссейником, у которого были тормоза, и затормозить не успел, влетел в лобовое стекло авто, у меня и синяка не было, вызвали ГАИ, меня забрали, выписали админ. штраф. В следующем году меня мерседес на Хрещатике сбил, он разворачивался через двойную сплошную. Последнее серьезное ДТП было, когда я на скорости 40 км в час хотел проехать между двумя машинами, а они, оказалось, стояли очень близко друг к другу, у меня велосипед застрял между ними, а я вылетел и полетел дальше. И тогда мне гаишник говорит: «А я тебя помню!». В этот раз я меньше выделывался, и мне просто предупреждение выписали. В шлеме я ездить не хочу – не красиво.
Рома: Если надевать шлем, то нужно и форму велосипедную, а это не красиво. У меня только велосипедная обувь, потому что это действительно очень удобно.
Рома: У меня с виду велосипед ржавый, но если его разобрать по деталям, он стоит тысячи 2 долларов. Когда его только купил, то раз 10 только оставлял пристегнутым – и то в безвыходных ситуациях. А так пытаюсь не оставлять без присмотра.
Андрей: Он раньше возил с собой 5-тикилограммовую цепь.
Рома: Зимой, конечно, ездить на велосипеде тяжело. Иногда спускаюсь в метро.
Андрей: А я тогда звоню ему и говорю: «А ты что, лох, на метро едешь? А ну быстро на велик. Ты велокурьер или ты метрокурьер?».
Рома: Когда -10, то ездить комфортно. Но я и в -25 катался. Главное – много слоев одежды и балаклава. Зимой бывает такое, что хочется поменять работу, но можно же сесть и на метро. Летом тоже несладко, приезжаешь весь мокрый. А весной легко заболеть, потому что оденешься тепло – жарко, разденешься – простудишься.
Андрей: Есть даже тип гонок, который называется Alley Cat – симулятор заданий для велокурьера. Дают, например, задание – десять точек, которые нужно сфотографировать. В итоге, первым приезжает не тот, кто быстро катается, а тот, кто хорошо проложил маршрут через Киев по этим 10 точкам. Я выиграл прошлую гонку. У нас в таких соревнованиях участвуют всякие хипстеры, модники, но они в итоге не могут кататься, они устают, с ними не интересно.
Рома: Ночью хорошо кататься, потому что авто меньше, но тяжело, потому что они не придерживаются правил дорожного движения, бывает, проносятся у тебя под локтем на скорости 120 км в час. С пятницы по воскресенье на дорогах ночью много пьяных. И вообще ночью велосипедиста не видно.
Андрей: Его никогда не видно, это у наших автомобилистов болезнь такая, они не видят велосипедистов. Безопаснее велосипедисту ездить не по правилам дорожного движения, в правилах написано, что нужно ехать в метре от бровки, но когда ты едешь во второй, третьей полосе, то водители тебя лучше видят и больше обращают внимание, когда ты слева, а не справа. Когда ты нарушаешь, то тебе все сигналят, хотят что-то плохое сказать, но так безопаснее на дороге – быть заметным.
Ребята поделили Киев на три зоны, доставка по центру стоит 40 гривен, с центра на левый берег или борщаговку 60 и так далее. Подробнее тарифы можно посмотреть на интерактивной карте. Надбавка за срочность отсутствует.
Время доставки зависит от мест назначений и уточняется непосредственно во время заказа.
Связаться можно через сайт, фейсбук страницу, написать на почту [email protected]
или набрать +38(066) 281-93-95.