Много текста о велосипедах: построим-приспособим-обезопасим...но потом Много текста о велосипедах: построим-приспособим-обезопасим...но потом
Интервью

Много текста о велосипедах: построим-приспособим-обезопасим...но потом

Таня Турликьян 08 апреля, 2015, 14:00
 0

Если верить легендам, Джон Кеннеди однажды изрек: «Ничто не сравнится с удовольствием от простой поездки на велосипеде». Все бы хорошо, но язвительный голос внутри столичного велосипедиста так и норовит узнать, произнес бы 35-й президент США эту вдохновляющую цитату, если бы ему пришлось испытать своего «двухколесного друга» на ухабах и ямах Киева?

Велоинфраструктура – один из болезненных вопросов развития украинской столицы на сегодняшний день. Даже в стремлении соответствовать европейским стандартам некоторые наши соотечественники упорно продолжают парковать свои автомобили на велодорожках, тротуарах и газонах. Да и дорожек этих настолько мало, что одинокие их представители напоминают, скорее, символы «далекого будущего».

О перспективах развития столичной велоинфраструктуры, о работе Ассоциации велосипедистов Киева, новом веломаршруте «Троещина – Европейская площадь», финансировании и планах на будущее в сегодняшнем интервью расскажет Советник киевского городского главы по вопросам велоинфраструктуры Киева Ксения Семенова.



Ни одна тема, которая так или иначе касается транспортной системы Киева и Украины в целом, не обходится без вопросов о дорогах. Какой процент столичных дорог на данный момент приспособлен к велотранспорту?

По большому счету, в городе велосипедисту разрешено ездить на всех дорогах, кроме автомагистральных, что запрещено правилами дорожного движения Украины. Вопрос только в том, насколько это безопасно. Ведь основной барьер, который отпугивает велосипедистов от пользования общими дорогами – это скорость движения автомобилей.

Какие районы Киева наиболее приспособлены к велопутешествиям?

На Подоле хорошие условия для велопоездок. Здесь маленькие улочки, из-за чего машины ездят медленнее, водители больше обращают внимания на пешеходов и велосипедистов. Соответственно, повышается уровень безопасности. Хотя, конечно, районы с квартальной застройкой, а не микрорайоны, более удобны для велосипедистов.

В целом, все районы приспособлены к велопоездкам. Просто у каждого есть своя специфика (хе-хе, прим. редакции).

И все же речь идет именно о развитии специализированной велоинфраструктуры города. Что конкретно мешает столичным властям в достижении европейских велостандартов, о которых так мечтает каждый велосипедист Киева?

Серьезное внимание этому вопросу городская администрация стала уделять где-то с 2010 года. Но тогда мы столкнулись с проблемой несоответствия нашей нормативной базы, которая регулирует процесс создания современной велоинфраструктуры в Киеве, тем самым европейским стандартам. К сожалению, она очень устарела, практически не изменившись с советских времен. Соответственно, столичные инженеры во время своей работы опираются именно на эти устаревшие нормы. И когда мы хотим следовать, к примеру, немецкому опыту проектирования велодорожек, нас зачастую останавливает «неактуальная» нормативная база. Поэтому по причине наших же юридических ограничений у нас нет возможности сделать действительно хорошую столичную велоинфраструктуру.

Как же решить эту юридическую проблему?

Сейчас мы ведем переговоры с Министерством регионального развития, в чью сферу входит процесс изменения государственных строительных норм. Они также не против внесения этих изменений, но все зависит от финансирования научной деятельности и разработки новых стандартов. Так что работа идет, но результаты пока не такие быстрые, как этого бы хотелось.

Многие велосипедисты жалуются, что в Киеве не прокладывают новые велодорожки, а пользуются уже готовыми дорогами (в лучшем случае пешеходными). То есть просто делают разметку на «пешеходке». Будет ли как-то решаться эта проблема?

Это те компромиссы, на которые приходится соглашаться на первых этапах создания комфортной велоструктуры в Киеве. Иногда инженеры предлагают вынести велодорожку на полосу общественного транспорта, но здесь подключается ГАИ, которая беспокоится о безопасности на дорогах и может запретить подобный проект. Поэтому принимаем компромиссное решение, выделяя часть тротуара велосипедистам. Пока что их не так много в Киеве, поэтому стоит соглашаться даже на такие шаги. Все же я не верю, что можно сделать что-то идеально сразу же с первого раза. Любой процесс проходит путь проб и ошибок.

1

К сожалению, в современной застройке Киева лишь изредка «выкраивают» кусочек дорог велосипедистам. Возможно, застройщиков следует как-то обязать этим вопросом, чтобы план нового массива априори включал в себя велоструктуру, как детский сад или парковку?

Сейчас в Киеве действует распоряжение бывшего городского мэра Леонида Черновецкого, принятое еще в 2010 году, согласно которому при реконструкции и строительстве новых улиц необходимо учитывать также возможность создания велосипедных дорожек. Конечно, речь идет только о «возможности». Но это тоже был своеобразный сигнал к тому, чтобы обращать внимание и учитывать потребности велосипедистов.

Во Львове, к примеру, местная администрация разработала специальные «градостроительные условия и ограничения», в которых уже заложены требования по созданию со стороны застройщиков условий для велодвижения и хранения велосипедов. Думаю, что Киев также скоро придет к этому. Но пока подобный проект находится в разработке.

В 2015 году на развитие велоинфраструктуры в бюджете Киева заложено 15 млн грн. Что именно входит в эту сумму?

Планируется, что эта сумма пойдет на создание маршрута «Троещина – Европейская площадь». Определенная часть покроет проектирование самого маршрута, остальная сумма – строительные работы. К слову, проектные работы уже в силе. А сам проект сейчас проходит экспертизу.

И все же за 15 млн при нынешнем курсе доллара много не сделаешь. Ведь необходимо не только асфальт залить, но и установить дорожные знаки, как-то облагородить велодорожки...

Да, к сожалению, на реализацию всего маршрута денег не хватит. Поэтому мы ожидаем, когда проект пройдет экспертизу, включая рассмотрение сметы. После чего сможем оценить, на что конкретно хватит указанной суммы. Далее есть два варианта развития событий: первый – просить, чтобы проект дофинансировали, второй – выполнить в этом году несколько стадий проекта, отложив финал его реализации на следующий год.

4

Еще в прошлом году Ассоциация велосипедистов Киева подготовила проект программы развития велоинфраструктуры в городе, согласно которому велоразвитие столицы будет завершено к 2019 году. Есть ли результаты этой программы или она так и осталась проектом?

Эту программу готовили в прошлом году, в этом ее доработали как «городскую целевую программу». Фактически она готова, просто сейчас она должна пройти процесс согласования в разных департаментах городской администрации. В задачах программы мы сократили объемы работ. Предыдущая версия предполагала создание 450 км велодорожек, а это фактичeски по 100 км на каждый год. Учитывая способности и количество наших инженеров, которые умеют и знают, как проектировать велодорожки, 450 км - слишком амбициозная цель. Поэтому сократили объем работ практически вдвое – до 240 км.

Тогда реализация проекта предполагала наличие 1 млрд грн. Признаться, эта сумма выглядит более «существенно», нежели 15 млн. Удастся ли реализовать столь дорогостоящий проект?

На данный момент возникли некоторые трудности с согласованием проекта, так как городской бюджет не готов сейчас выделять такую сумму. Поэтому нам нужно показать, что мы нашли внешние средства финансирования и продвижения этой программы. Возможно, кредитные деньги. Также это могут быть и другие поступления в городской бюджет. К примеру, выделять определенный процент от парковочного сбора на развитие велоинфраструктуры Киева. Так что сейчас ключевая задача – продумать способы финансирования программы.

Ведь на инфраструктурные проекты сложно получить международный грант, инфраструктурные капиталовложения предоставляет сам город. Но всегда есть возможность привлечения кредитных средств.

Вернемся к маршруту «Троещина – Европейская площадь». Если реализация проекта начнется в этом году, что конкретно успеете сделать до начала следующего?

В этом году планируем облагородить под веломаршрут верхнюю часть Владимирского спуска, спуск по Крещатому парку и Трухановскую улицу. Этот тот минимум, который однозначно должен быть реализован в текущем году. Дальше, по возможности, хотим приступить к проспекту Ватутина и улице Оноре де Бальзака. Но здесь уже все зависит от достаточного финансирования проекта.

Что имеено будет представлять собой велоинфраструктура на указанных участках?

К примеру, участок возле Крещатого парка будет велопешеходной зоной. Здесь и без того довольно-таки узкая дорога без особо активного трафика, поэтому нет смысла отделять веломаршрут от пешеходного. На этом участке планируем укрепить склоны и положить новый качественный асфальт.

Пешеходный мост также вначале думали разделить на вело- и пешеходное движение. Но затем подумали, что использовать этот маршрут, как транспортный велосипедисты будут в будние дни, когда на мосту мало прохожих. Соответственно, велосипедистам будет и без того достаточно места. В выходной день велосипедисты буду приезжать
сюда, чтобы отдохнуть, поэтому им не нужна будет большая скорость, и они смогут аккуратно проехать через мост вместе с пешеходами.

Улица Трухановская всегда была пешеходной зоной. Сейчас предлагаем сделать ее велопешеходной. Здесь будут знаки, запрещающие въезд моторизированным транспортным средствам со стороны Московского моста. Также установим на этом участке ограничение скорости 20 или 30 км/час, разместим на дорогах соответствующие пиктограммы и установим знаки. На этом участке маршрута не планируем создание отдельных велодорожек: здесь и без того хорошая дорога, к тому же, на территории «Трухановской зоны» запрещено срубать зеленые насаждения.

А как проходил процесс утверждения этих маршрутов? Учитывалось ли мнение самих велосипедистов?

Да, конечно! Относительно первой части маршрута, которую планируем реализовать в этом году, мы проводили обсуждение совместно с Департаментом архитектуры, привлекая к этому процессу велосипедистов. Некоторые из них выражали скепсис относительно определенных решений. К примеру, некоторые велосипедисты считают, что водители все равно будут заезжать на велопешеходную зону Трухановской улицы. Но я вижу, что постепенно водители меняют свое отношение к велосипедистам. Они становятся более внимательными, понимая, что велосипедист – это полноценный участник дорожного движения.

Кстати, Ассоциация велосипедистов Киева проводит бесплатные курсы по обучению правилам дорожного движения. Насколько они эффективны и сколько человек посещает эти курсы?

В прошлом году за сезон курсы посетили около 150 человек. Интерес со стороны велосипедистов определенно растет. На занятиях мы рассказываем о базовых правилах поведения велосипедиста на дорогах. Говорим о знаках, объясняем, как по ним двигаться, как проезжать разного вида перекрестки, каким образом следует учитывать поведение водителей. Занятия проходят в разных районах Киева. К тому же, наши тренера – это зачастую люди, которые живут в этих районах и могут рассказать об особенностях передвижения по нему на велосипеде. В этом году первые занятии пройдут в апреле.

Также в Ассоциации запланирован подсчет велосипедистов Киева. Как это проходит?

Подсчет проводится дважды в год: весной и осенью. Один раз считаем в будний и выходной дни. Подсчет проходит на 25 перекрестах Киева, где мы расставляем волонтеров, которые на протяжении дня фиксируют количество проехавших эти перекрестки велосипедистов. Кроме количества, мы фиксируем такие данные, как гендерный признак; смотрим, едут по дорогам или тротуарам, в шлеме или без, по правилам или против движения.

Первый подсчет проводили в прошлом году. 18 и 22 апреля начнется весенний , мы снова будем охватывать одни и те же перекрестки для того, чтобы со временем получить более полную статистику и динамику изменения количества велосипедистов. Подобный подсчет планируем проводить как минимум 4 года.

Сколько же насчитали велосипедистов Киева в прошлом году?

Весной было зафиксировано больше велосипедистов, чем осенью – 3665 человек против 3535. Весной больше велосипедистов было именно в выходной день (2140 против 1525 в будний), а вот осенью больше велосипедистов было в будний день (1801 против 1734 в выходной).

Если говорить о «нелегких взаимоотношениях» между водителем и велосипедистом, то парковка – еще один «гордиев узел» этих отношений. Как отучить автовладельцев парковаться на велодорожках?

Один из вариантов – размещение специальных столбиков на дорогах, которые ограничивают въезд автомобилей, позволяя при этом заезжать велосипедистам. Но здесь нужно продумать, как будет двигаться обслуживающая техника. Можно, к примеру, размещать металлические складывающиеся столбики, открывать которые будет обслуживающая определенный участок дороги служба.

Пока у нас не работает закон, который позволяет штрафовать припаркованную на велодорожке машину, водители будут чувствовать себя безнаказанно.

Кроме того, мы ведем переговоры с метрополитеном по поводу возможности оборудования велосипедных стоек возле станций метро в центральной части Киева. Пока что отправили запрос с указанием четких мест, где мы предлагаем оборудовать такие стойки. И ждем ответ. Все же метрополитен - это объект особого режима, и у них есть свои более строгие правила к соблюдению безопасности пассажиров.

0

Будут ли эти места под охраной?

Как раз сейчас вместе с Киевским инвестиционным агентством обсуждаем возможность оборудования специальных велосипедных паркингов с охраной возле станций метро «за переделами центра» (Позняки, Минская, Левобережная). Но столкнулись с другой интересной ситуацией. Сейчас городские власти активно борются с МАФами. А если мы хотим оборудовать охраняемую велопарковку, то это в любом случае предполагает возведение какой-то конструкции. То есть, по сути, это будет «временное сооружение», точно такое же, как МАФ. Необходимо решить, как сделать, чтобы велопаркинг находился под охраной, но в тоже время это не было очередным МАФом возле станции метро.

Что вы скажете относительно проекта муниципального велопроката Nextbike в Киеве? Идея такова, что точки проката будут полностью автономными: рассчитался кредиткой, к примеру, и поехал, куда глаза глядят. Насколько Киев готов к такой «демократии»? Уже сейчас есть отзывы по типу «все раскрадут в первый же день».

Знаете, когда в Париже впервые установили подобные точки муниципального проката, половина велосипедов была разворована в первый же месяц. Затем, что называется, «сбили оскомину», все успокоились и система успешно продолжает работать. Киевское инвестиционное агентство будет готовить соответствующий конкурс, который позволит выбрать компанию муниципального велопроката на конкурсной основе. Это ведь не только Nextbike предлагает подобные услуги, но и ряд других компаний. Все равно нужно провести своего рода тендер. Так что в этом году планируем подготовить и анонсировать конкурс, чтобы в следующем выбранная компания смогла готовиться к реализации проекта.

2

То есть подобные точки велопроката появятся уже в следующем году?

Скорее всего, да. Я предложила инвестиционному агентству готовить конкурс спокойно, а не в авральном порядке. Опять-таки выбранная компания также не сможет на следующий день после завершения конкурса оборудовать все точки велопроката.

В той же Европе, к примеру, очень активно проводят всевозможные мероприятия по увеличению популярности велотранспорта. Устраивают различные марафоны, тематические полукарнавальные заезды на ретровелосипедах. Еще одна «фишка», когда мер города пересаживается на велосипед. Когда же и мы увидим Виталия Кличко на его «двухколесном»?

В прошлом году, в сентябре, в честь «дня велосипедом на работу» Виталий Кличко пересаживался на велосипед. 16 апреля у нас запланирован очередной Bike to Work Day,и я думаю, что мэр Киева вновь согласится принять участие в инициативе. А уже на майские праздники хотим организовать небольшой велотур в Каменец-Подольский. Планируем вновь запустить велоэкскурсии по Киеву. В прошлом году проводили подобное мероприятие по Подолу и Куреневке. Сейчас идет подготовительная работа: приглашаем экскурсоводов, разрабатываем маршруты, продумываем, как сделать так, чтобы участникам было интересно и безопасно. Также традиционно раз в месяц проводим мастер-классы по обслуживанию велосипедов. Для членов Ассоциации они бесплатны.

5

Может ли «человек с улицы» присоединиться к Ассоциации, помогать идеями, участвовать в активностях?

К Ассоциации можно присоединиться и в качестве волонтера, не обязательно принимать членство и даже не обязательно уметь ездить на велосипеде :) Главное – разделять ценности и идеи Ассоциации. Главная наша цель, чтобы в Киеве как можно больше людей ездили на велосипедах. И если человеку это интересно, у него есть немного свободного времени и он хочет помочь, мы всегда рады видеть его в нашей Ассоциации.

Членом Ассоциации можно стать, зарегистрировавшись на ее сайте и заплатив 150 грн членского взноса на год. За эти деньги вы получаете карточку, перечень магазинов-партнеров, где можно получить скидки. Также можно бесплатно посещать мастер-классы и участвовать в специальных велотурах. Конечно же, всегда можно подключаться к работе, предлагая свои идеи.

3

Опыт каких европейских городов может нам пригодиться во время создания столичной велоинфраструктуры?

Конечно, больше всего интересует опыт больших городов с большой плотностью населений, к примеру, Берлина и Вены. Они также относительно недавно стали развивать у себя велосообщество.

Возможен ли с ними взаимообмен опытом?

Скорее, это возможно через Ассоциацию велосипедистов Киева, которая также является членом Европейской Федерации велосипедистов. М мы можем общаться с различными европейскими велосипедными организациями и через них выходить на городские мэрии.

4

Ксения, а сколько лет Вы посвятили работе в велосфере?

В Ассоциации я работаю с 2010 года. Советником городского главы стала с ноября 2014 года.

Как вы считаете, что за эти 4 года произошло наиболее значимого на пути развития городской велоинфраструктуры?

Я бы выделила одно изменение, которое где-то может показаться незначительным, но оно произошло в нашем сознании. Наконец-то при разговоре с нашими журналистами или чиновниками такое понятие, как «велоспорт» ушло, а его место занял «велотранспорт». Это одно из ключевых изменений, которые произошли в велосфере за последние годы. Ведь это значит, что велосипед перестали ассоциировать исключительно со спортом или детским развлечением. Теперь велосипед – это транспорт, средство передвижения, которому стоит уделять активное внимание. А это значит, что вскоре мы создадим комфортные условия для поездок на велосипеде в нашем городе.