Сделаем обучение актуальным: интервью со специалистом по образованию в Великобритании Ольгой Писаной Сделаем обучение актуальным: интервью со специалистом по образованию в Великобритании Ольгой Писаной
Интервью

Сделаем обучение актуальным: интервью со специалистом по образованию в Великобритании Ольгой Писаной

Таня Турликьян 13 мая, 2015, 10:00
 0

Оскфорд, Кембридж, Университет Дарема – эти учебные заведения уже стали настоящими английскими брендами, быть частью которых хотел бы, наверное, каждый второй ученик.
Готовиться к занятиям в старинных библиотеках, проводить исследования в современных лабораториях, носить отличительную форму и читать умные книжки на зеленой лужайке возле британской альма-матер – согласитесь, есть в этом какая-то романтика. Так, может, следует перестать мечтать и приступить к реальным действиям?! Ведь и в Киеве есть люди, способные провести всех желающих по «коридорам» британской системы обучения, предоставив свои услуги в получении английского образования любого уровня.

Специалист по образованию в Великобритании Ольга Писаная расскажет в сегодняшнем интервью об особенностях и преимуществах британской системы образования, недостатках и перспективах украинских вузов, поделится своим личным опытом, а также подскажет, как составить образовательный план своего ребенка.



Ольга, ваша личная история знакомства с Британией началась еще в 10-ти летнем возрасте, когда вы отправились в летний лагерь для повышения уровня английского языка. Расскажите немного об этом периоде.

Мне было 10 лет, когда я впервые отправилась в английский летний лагерь, получив свой первый опыт знакомства с подобной образовательной системой. В принципе, это был обычный летний лагерь: утром проходили уроки, а во второй половине дня – разнообразные активити (экскурсии, спортивные мероприятия, занятия творчеством). Тогда я получила массу положительных впечатлений, познакомилась с учениками из разных уголков мира. Именно с того момента и начался моя личная история обучения в Британии.
Несмотря на то, что летняя программа длилась всего несколько недель, я стала намного более комфортно чувствовать себя в английском языке. Но самое главное, летний лагерь подарил мне много интересных знакомств, я смогла узнать много нового, окунувшись в британскую культуру.

Как дальше продолжилось ваше знакомство с Туманным Альбионом?

С 10 лет я стала каждое лето ездить на языковые курсы в Британию, и на протяжении четырех лет смогла существенно повысить уровень английского языка.
В девятом классе поступила в британскую школу-пансион. Закончив 11 класс и сдав экзамены GCSE (основные экзамены, которые школьники сдают при окончании первой ступени среднего образования в Англии), я поступила в частный колледж на программу A-level, которая уже предполагает подготовку к поступлению в университет. Эта программа длилась два года. На программе A-level ученики осваивают довольно узкоспециализированные предметы, которые потом будут более детально изучать в университете.
После A-level я поступила в один из университетов Лондона, где отучилась три года. И в итоге получила образование в сфере истории и международных отношений.

Что было после прохождения вами всех образовательных этапов?

После окончания университета я еще какое-то время работала в Англии. У меня был опыт работы в посольстве Украины в Великобритании. Интересно, что в студенческие годы, я подрабатывала официанткой в гольф-клубе, и у меня даже была возможность обслужить известного английского актера Хью Гранта :)
Также работала в одной из маркетинговых компаний Лондона, которая занималась подбором иностранных студентов для вузов Великобритании.

Именно тогда вы получили необходимый опыт для своего личного дела?

Да. У меня появился хороший опыт в индустрии «рекрутинга» международных студентов. Я хорошо изучила, к примеру, какой пакет документов требуют университеты. То есть я поняла систему не только со стороны студента, которым лично была в свое время, но и со стороны вуза. А это действительно немаловажный опыт.

Но для того, чтобы отправлять студентов на обучение в Англию, скорее всего, одного только опыта в маркетинговой компании было недостаточно?

Уже здесь, в Киеве, я прошла специальную аттестацию при Британском совете. А после этого получила возможность работать в качестве специалиста по образованию в Великобритании.

Сколько лет вы прожили в Англии?

Девять лет – с учетом образования и работы.

Когда именно вы решили, что будете помогать людям в получении подробной информации об английском образовании? Эта идея зародилась, когда вы еще жили в Британии?

Все началось с того, что однажды я помогла своей младшей сестре отправиться на летние курсы в Британию. После этого круг желающих увеличился, ко мне за такой вот особенной помощью стало обращать все больше людей. Я поняла, что такой род деятельности мне интересен и появилась возможность развиваться в этом направлении. Но для более серьезной работы необходимо было получить теоретические знания в этой сфере. Поэтому я прошла специальную сертификацию при Британском совете в Киеве и приступила к практике. Свои услуги предоставляю с 2013 года.

Вы называете себя Специалистом по образованию в Великобритании. Могли бы рассказать на каком-то примере, что конкретно входит в сферу ваших услуг??

Все, что касается вопроса образования в Британии. К примеру, ко мне обращаются родители, которые хотят, чтобы их ребенок учился в Англии. Со своей стороны я помогаю им подобрать образовательные программы, учитывая пожелания самого ребенка, его способности, хобби или интересы. Вместе мы составляем так называемый образовательный план. Это своего рода долгоиграющий путь в получении британского образования, который ребенок может пройти. Он включает в себя обучение в школе, колледже, университете. Я подбираю несколько образовательных учреждений, о которых родители получают полную информацию в презентации (чем школы отличаются друг от друга, какие их сильные стороны, процедура поступления и т.д.).
После ознакомления с презентацией родители, при желании и возможности, могут поехать в Британию, посетить эти учебные заведения, встретиться с директорами, учителями. Я могу сопровождать их в такой поездке, полностью сформировав её. В отобранные заведения я отправляю досье ученика и сопроводительные документы. После я организовываю прохождение учеником вступительных экзаменов.

К слову, насколько легко пройти экзамены для поступления в школу Британии?

В школах вступительные экзамены могут быть разными: где-то это онлайн-тесты, где-то ребенок должен справиться с заданиями в экзаменационных условиях. Некоторые, как правило, престижные школы, могут потребовать, чтобы ребенок сдал тесты непосредственно в школе. Очень часто проходят скайп-интервью – собеседования с директором приемной комиссии.

Легко ли вам было начать этот бизнес?

Дело в том, что я сама являюсь продуктом той системы, которую представляю, во время общения с клиентами могу опираться на свои личные впечатления и опыт. А это особенно важно, когда работаешь с детьми и подростками.

А насколько охотно университеты идут на контакт? Бывают ли случаи, когда они наотрез отказываются сотрудничать?

На самом деле учебные заведения Великобритании хотят с нами сотрудничать, их очень интересует Украина как рынок международных студентов.
А вообще могу сказать, что британцы всегда хвалят уровень английского языка украинских студентов (в общей массе).

Могли бы выделить какие-то интересные тенденции сферы образования за рубежом? К примеру, насколько охотнее украинцы стали выезжать в Англию для получения образования?

Сейчас, к сожалению, непростая ситуация в стране. И некоторые люди, даже имея финансовую возможность, не считают зарубежное образование правильной инвестицией в данных условиях. Хотя, я считаю, образование – это всегда лучшая инвестиция.
Но в любом случае интерес растет. Люди хорошо понимают, что образование в Великобритании – это не только возможность узнать что-то новое, расширить кругозор и завести знакомства по всему миру. Британское образование дает возможность трудоустроиться в любой стране мира. И это уже не говоря о получении высокого уровня английского языка.

Сколько человек в год вы отправляете на образовательные программы в Англию?

В среднем, четыре человека в год с моей помощью поступают в учебные заведения Британии. Около 5-6 студентов отправляются на всяческие языковые и узкопрофильные курсы.

Бывает, что молодые специалисты уже не возвращаются обратно в родные края, а остаются в Британии?

Конечно! И я считаю, это прекрасно, если есть такая возможность. На данном этапе мои клиенты – это, в основном, ученики школ и колледжей. Я работаю с 2013 года, поэтому у меня еще не было ситуаций, когда кто-то прошел полный цикл образования и остался жить в Англии.
Но среди моих сверстников, людей, с которыми я училась, были и те, кто оставались работать в Британии. Некоторые уезжали в другие страны.

К слову, в Киеве можно найти достаточно много агентств, которые предлагают свою помощь в получении образования за рубежом. Конкуренция в этой сфере однозначно высокая. А в чем ваша «изюминка»?

Безусловно, в Украине есть достаточное количество агентств, которые могут узко специализироваться в области образования за рубежом, либо же совмещать эту деятельность с туризмом, например.
Моя особенность – это наличие не только теоретических знаний, но и личного опыта обучения в Великобритании.

Вы также говорили, что предоставляете своим клиентам услуги уровня «мишленовских звезд». Это как?

Я очень внимательно отношусь к своим клиентам. Для меня это вопрос не количества, а качества. Возможно, именно поэтому моя статистика клиентов не так велика.
Мне действительно хочется, чтобы мои подопечные - дети, подростки и взрослые, которым я помогаю, получили самое качественное образование, а их история сложилась лучшим образом. У меня к каждому индивидуальный подход. А родители, которые обратились за услугами, всегда работают со мной напрямую. Я всегда на связи, могу ответить на все вопросы.
В агентстве же, зачастую, образовательные услуги – это конвейер, когда студенты идут один за другим.
Для меня же каждый студент как родной :)

Многие еще со школьной скамьи знают, что английское образование – это круто. Но в чем же особенность Британской системы?

В первую очередь, это традиционный подход. Нужно понимать, что британская образовательная система формировалась очень длительное время. Несмотря на это, министерство образования Британии всегда старается идти в ногу со временем. Их девиз на сегодняшний день – сделаем образование актуальным. Этот базис подразумевает под собой фокус образования на развитии индивидуальности, персонализацию.
Для англичан важно, чтобы образование было инструментом развития себя и своих амбиций. В сравнении с украинской системой, британская, воспитывает личностей, а не будущих ученых.

Что конкретно не так в украинской системе образования?

К примеру, недавно просматривала список предметов, которые студенты изучают на уровне бакалаврата в Украине. Признаться, была шокирована. За четыре года студенты изучают 69 предметов, включая физкультуру и риторику, к примеру. Это очень большой объем.
Получается, что студенты изучают все и ничего. Человек физически не может стать специалистом в какой-то сфере, если у него такой огромный спектр предметов, которые он должен знать и помнить.
В Британии бакалавры в год изучают около пяти предметов. Стандартно обучение длится три года. То есть студенты учат максимум 20 предметов, но никак не 69.
Студенты не должны просто «зубрить», заучивать или передавать слово в слово то, что сказал преподаватель, или что написано в книге. В Британии всегда приветствуется своя точка зрения. Пусть она будет нестандартной или нетрадиционной, но если вы сами пришли к ней, изучив разнообразные источники, и можете отстоять свою идею, проявив аналитическое мышление, это будет лучший ответ на экзамене. Именно развитие индивидуальности лежит в основе британской системы образования.
Британцы учат детей, КАК думать, а не тому, ЧТО они должны думать.

У вас действительно колоссальный опыт в получении образования за рубежом. Вспомните себя в студенческие годы. Какие, скажем, три преимущества Британской образовательной системы вы бы могли выделить лично для себя?

Первое – это возможность собственного творческого полета, когда каждый человек может проявить себя.
Второе преимущество больше касается детей помладше. Любая школа-пансион в Британии – это дом вдали от дома. Здесь всегда теплая атмосфера, окружает комфорт. Понятно, что переезд, новая школа, программа - это все равно стресс. Но он смягчается приятной атмосферой, где каждому уделяется отдельное внимание, а любые навыки имеют возможность развития.
Конечно же, очень привлекает разнообразие программ, которые предлагают учебные заведения Британии. Университет Стаффордшира, например, как часть программы бакалавриата в сфере спорт и медиа предлагал 12 недельный курс о биографии Дэвида Бекхэма. Полет мысли может быть абсолютно разным.

Спорить сложно. Все же английская система уже стало эталоном. С чего, по вашему мнению, нужно начать, чтобы и украинское образование начало цениться не только среди самих украинцев, но и за рубежом?

Мне кажется, нашему Министерству не помешало бы следовать английскому девизу и сделать образование актуальным. Какой смысл изучать такой огромный спектр предметов? Думаю, что большинство украинских студентов сомневаются, что большая часть полученной информации пригодится им в жизни. Необходима актуализация образования, то, что сможет заинтересовать учащихся.
Нужно преподавать не только теоретическую, но и практическую информацию. Давать студентам возможность выражать свои собственные мысли, а не просто заучивать полученную информацию.

Студентам каких именно украинских вузов было бы проще поступить, к примеру, на магистратуру в Англии?

Дело в том, что к каждому студенту (и не важно, в каком именно вузе он учился ранее) применяется индивидуальный подход. Решение о приеме студента на магистратуру, например, университет Британии принимает не только с учетом диплома и оценок этого ученика. Нужно также обязательно сдать специальный экзамен, чтобы продемонстрировать уровень английского языка.
Я бы даже сказала, что для приемных комиссий университетов самое важное – это мотивационное письмо, которое каждый ученик пишет от своего имени, где он объясняет, почему хочет поступить именно в этот вуз, на эту программу, и как это будет связано с его будущим опытом.

0

Вернемся к вашей деятельности. Вскоре лето. И наверняка многие родители заходят отправить своих деток на специальные языковые курсы, к примеру. С чего бы вы посоветовали начать? Да и думать об этом, скорее всего, нужно уже сейчас?

Обязательно, и чем раньше, тем лучше. С июня все, что касается визовых вопросов, будет сопровождать ажиотаж. Поэтому лучше заниматься этим заранее.
Летние курсы должны в первую очередь быть своеобразным веселым отдыхом. Это будет постоянное общение с носителями языка, с международными студентами. Посещение разных экскурсий и дополнительное общение там. Поэтому важно, чтобы ребенок выбрал интересную для себя сферу развития. Может, он в чем-то хотел попробовать себя этим летом. Например, это будет музыкальный театр или конный спорт. Я бы рекомендовала обращать внимание на программы, которые бы совмещали хобби с изучением английского языка.

Насколько охотно дети отправляются в такие поездки или все зависит от решения родителей?

К счастью, в моей практике не было ни одного ребенка, который бы не хотел ехать в такой летний лагерь. И если бы ребенок сопротивлялся поездке, я бы не чувствовала себя комфортно, понимая, что для него это проблема.
Но детям такой опыт обычно интересен, особенно, если он содержит в себе развитие какого-то хобби. К примеру, для мальчиков это может быть футбол. Существует огромный выбор программ, которые проводят известные спортивные клубы. И для ребят это очень здорово, особенно когда им дарят специальную форму или еще какие-то футбольные «фишки».

1

Действительно дети получают мотивацию к своим будущим успехам на таких летних программах?

К примеру, в прошлом году я отправляла девочку на летние курсы в Британию. Она училась в 9 классе на тот момент и очень увлекалась биологией. Для развития знаний в этой сфере выбор пал на летнюю программу биотехнологии при Кембриджском университете. После трех недель обучения ребенок был в восторге. Теперь наша совместная цель - поступление в Кембриджский университет для получения степени бакалавра. Так что мы движемся в правильном направлении :)

Вопрос к вам, как к эксперту. Допустим, родители твердо решили обеспечить ребенка с самого раннего возраста качественным зарубежным образованием. Что должно быть самым первым, с чего следует начать?

Главное, это психологическая готовность ребенка к таким переменам, особенно если речь идет о полноценном образовании и, соответственно, переезде. Насколько для ребенка это будет комфортно, готов ли он на длительное время покинуть родительский дом и окунуться в незнакомую для себя среду? Возможно, за решением этого вопроса даже следует обратиться к специалисту.

2

То есть вы бы не советовали отправлять детей на круглогодичные программы с семи лет?

Не могу сказать, что я против этого, многое зависит от самого ребенка. Кто-то и в семь лет может быть в некоторой степени самостоятельным и готовым к такому опыту. Но все же считаю, что семь лет – это рановато.
Наиболее идеальный сценарий, с моей точки зрения, это поступление в школу-пансион с девятого класса. Именно тогда у ребенка будет возможность прийти в себя, попробовать свои силы в разных предметах, усовершенствовать язык - адаптироваться. Затем, с десятого класса, начнется программа подготовки к экзаменам GCSE, которые все британские ученики сдают в конце одиннадцатого.

На какие суммы должны рассчитывать родители, планируя британское образование для ребенка?

Стоимость школ пансионов и частных колледжей варьируется. В среднем, начальная сумма составляет от 27 тыс. фунтов стерлингов в год.
Есть и дополнительные расходы, связанные с перелетами. Кроме того, большинство школ-пансионов требуют, чтобы у международного студента в возрасте до 18 лет был опекун на территории Британии. Это тоже дополнительные расходы – около 1,500 - 2000 фунтов в год.

3

Вы ведь и в этом можете помочь?

Да, конечно. У меня сервис под ключ :) Я сопровождаю детей на период учебы, могу посещать родительские собрания, переводить табеля успеваемости, вести переписку с учителями и опекунами, помогать в решении любых возникнувших вопросов.

Особое внимание хотелось бы остановить на образовании во всевозможных колледжах и университетах. Это особенно актуально среди украинских студентов, которые все чаще задумываются о том, чтобы получить диплом уже в зарубежном вузе. К сожалению, довольно часто можно услышать о неприятных «разводняках», когда молодые люди отдавали деньги, а в итоге ничего не получали. Как не попасть в подобную историю?

Если вы хотите получить образование за рубежом, то начинать работу в этом направлении нужно заранее. Это делается не только для того, чтобы все успеть заблаговременно, но и чтобы в суматохе не оказаться жертвой обстоятельств, когда все решения принимается поспешно.
Когда студент приходит в образовательное агентство, важно выяснить, насколько сотрудники агентства специалисты в этом вопросе. Если это туристическое агентство, то насколько они компетентны в сфере образования. Следует всегда спрашивать о списке документов для поступления заранее. Возможно, проверить все самим.
В любом случае, я рекомендую пользоваться услугами квалифицированных специалистов для того, чтобы упростить этапы процедуры поступления и получить доступ к самым интересным и «нишевым» программам. Более того, визовые вопросы - это отдельная область экспертизы со своими нюансами, которые зачастую неизвестны простому обывателю.

4

Мы много говорили о школьниках и студентах, а как насчет молодых профессионалов. Есть ли какие-то специальные программы для уже работающих людей?

Конечно, такие программы тоже есть. К примеру, был случай, когда человек получил образование в сфере бизнес-менеджмента, а потом на каком-то этапе своей жизни понял, что хочет заниматься кулинарией. В итоге, он получил специализированное образование в сфере французской кулинарии в академии Le Cordon Bleu в Лондоне.

Вы ведь пока одна работаете одна. Так скажем, сама на себя. Планируете ли расширяться?

Возможно, через какое-то время мне понадобиться помощь, а пока что я все успеваю. У меня даже есть возможность физически набирать больше студентов.

А сами планируете получить какое-то дополнительно образование в Англии в ближайшее время?

Пока что нет. Да и в Британии не принято получать магистра сразу же после бакалавриата. К примеру, в Украине бакалавриат считается неоконченным высшим образованием. В Англии это не так: здесь степень бакалавра получают в 22-23 года, идут работать, а к магистратуре могут вернуться только к 30-35 годам. Может, и я пойду таким путем.
К тому же, магистр и бакалавр в Британии – это зачастую две абсолютно разных сферы развития. Можно закончить бакалавриат и быть психологом, а магистра получать уже в сфере искусства.

5

Официальный сайт