О собеседнике | ||
Театр-студия Déjà vu plus была создана в 2008 году, проведя в ноябре свою первую репетицию. А первое выступление плейбек-актеров состоялось в феврале 2009 года. С тех пор ребята успели воплотить десятки зрительских историй и эмоций. Киевский «Déjà vu plus» является организатором Украинской школы подготовки специалистов плейбек-театра и соорганизатором Российско-Украинского филиала Нью-Йоркского Центра Плэйбек-театра, соорганизатором Украинской школы подготовки специалистов плейбек-театра, главным организатором первого украино-российского фестиваля плейбек-театров «Плейбек-БОРЩИ»© и первого фестиваля Киевских плейбек-театров «Старый-новый плейбек»© - всех регалий и не перечислить. Сейчас в актерскую труппу Déjà vu plus входят 9 человек, включая руководителя Владимира Савинова. |
Владимир Савинов: «Для меня лично плейбек-театр - это возможность услышать, чем живет наш город на самом деле - не просто по выражению лиц прохожих и уличному трафику, а по их личным историям, тому, что реально наполняет наш внутренний мир, что волнует и беспокоит обычных людей. Ведь один из лозунгов плейбек-театра - "История каждого человека достойна быть рассказанной, услышанной и воплощенной на сцене!» | ||
Вот так вот! Так что собеседники выбраны более чем осведомленные и профессиональные. |
Театр зрительских историй или психологический театр… | ||
… А еще театр импровизации, неповторимости и взаимодействия со зрителями – и всё это вмещает в себя относительно новое для Украины направление плейбека. Плейбек – это театральное действие, где зрители рассказывают свои истории, делятся эмоциями, а актеры тут же проигрывают их на сцене, без предварительных репетиций и прописанных сценариев. Поэтому вся актерская игра – сплошная импровизация. А управлять этой импровизацией можешь ты – зритель. Сам процесс происходит следующим образом: ведущий обращается к присутствующей аудитории с просьбой поделиться своими чувствами, настроением или рассказать историю из собственной жизни. После короткого диалога ведущего со зрителем актеры на сцене, импровизировано и не договариваясь друг с другом, воплощают предложенный зрителем сценарий. |
Владимир Савинов: Роль ведущего (называемого на нашем сленге "кондактор") - организовать действо так, чтобы зрители выходили рассказывать реальные личные истории, а актеры могли их качественно играть; чтобы это было доверительно, увлекательно и психологически безопасно. Мы просто-напросто вкладываем живой материал реальных историй в различные формы, придуманные самим плейбек-театром за 40 лет его существования, такие как "живая скульптура", "трансформация", "палитра", "эхо", "хор", "виньетка", "нарративное V"... |
Немного истории | ||
Основателем направления плейбек-театра считается американский литературный деятель Джонатан Фокс, когда в августе 1975 году в городе Нью-Пальтц он создал первую плейбек-театральную группу. Интересно, что на становление плейбек-театра повлияли традиционные ритуалы Непала, которую Фокс изучал в свое время. Плейбек-театр взял на себя смелую миссию – сохранить традиционые человеческие ценности. В первую очередь – ценность живого общения друг с другом. С 1980-х плейбек-театр начал активно развиваться и распространяться. Сейчас посмотреть выступления плейбек-артистов можно в более 40 странах мира, в том числе и в Украине. Первый украинский плейбек-театр «Отражение» родился в Киеве в 2001 году. |
Зачем нужен плейбек? | ||
В ответ на этот вопрос ожидаешь услышать философские рассуждения «о высоком». Но достаточно посмотреть одно выступление – а еще лучше самому принять участие в этом действии – и ответ на поставленный вопрос возникнет сам по себе: логичный и понятный лично тебе. |
Владимир Савинов: Плейбек-театр нужен для того, чтобы творить на сцене те миниатюры и с тем содержанием, которое реально и прямо сейчас интересует зрителей. Не то, что было где-то когда-то кем-то придумано или написано, а именно то, что рассказывают живые люди здесь и сейчас. Причем рассказывание историй - обязательная часть всего действа, без живого рассказа - это не плейбек-театр |
Вам может казаться, что жизнь не удалась, а везде вас подстерегают сплошные неудачи. Но так кажется только вам! Плейбек-актеры в живом выступлении покажут, что несмотря на временные неудачи, жизнь продолжается, близкие желают вам добра, а в мире так много прекрасного. Именно поэтому плейбек-театр считается хорошей психологической практикой. Она позволяет не только оценить себя по-другому, но также открыть новые возможности, таланты да и просто поднимет настроение. Но способен ли плейбек реально освободить от комплексов, развить воображение, побороть какие-то внутренние страхи? Снова обратимся к профессионалам. |
Владимир Савинов: Конечно, может, однако мы не заявляем такое "освобождение" как его цель, это, скорее, "побочный эффект", поскольку у нас нет тех условий, в которых происходит целевая работа с различного рода комплексами и проблемами. Мы играем не "проблемы", а "истории". Таким образом зритель для нас - не клиент или пациент, а равнозначный соавтор всего, что будет происходить на сцене. Это его возможность быть драматургом театральной миниатюры |
Сколько же человек может находиться в зале во время плейбек-диалога? |
Владимир Савинов: Оптимальное количество зрителей - 30, из которых 8-9 успевают рассказать свои истории для отыгрывания в одном перформансе. Актеров на сцене – 4-6 ,+ 1 на музыкальных инструментах. Зал средних размеров, чтобы не было всем тесно и было место для сцены. Совсем не обязательно сидеть в полукруге, это может быть и обычный театральный зал, но очень желательно, чтобы была более-менее камерная атмосфера |
Тотальное преображение | ||
Удивительная штука, этот плейбек-театр. Он меняет в лучшую сторону не только неопытных зрителей, но и самих актеров. |
Тарас Гудыменко, Cоучредитель, театра «Déjà vu plus»: «До моего знакомства с плейбеком я был более замкнутым и скованным, а сейчас стал больше открываться, рефлексировать свои чувства, давать им выход. Появилось больше уверенности в общении с людьми» | ||
Знаем-знаем! Теперь вас интересует, возможно ли стать частью необычного плейбек- перформанса. Пойти на больший риск и попробовать себя в роли не только сценариста, но и актера. Фух, мурашки по коже… |
Владимир Савинов: Помимо выступлений-перформансов, мы проводим два раза в год Киевские фестивали плейбек-театров - летние "Плейбек-БОРЩі" и зимний "Старый-новый плейбек". Мастер-классы проводятся обычно в рамках каких-либо фестивалей, конференций, семинаров. Кроме того, есть двухгодичная международная учебная программа, куда приезжают специалисты из Центральной и Западной Европы. Также мы играем на выездных тренингах и можем работать с организациями, которым интересны внутренние коммуникациии в необычной форме |
Диалог между зрителем и актером | ||
Открытый диалог – это «сердце» плейбека. Собираясь на выступление плейбек-актеров, вы также собираетесь на свое личное выступление. Если вы один из тех любознательных читателей, кто стремится открыть для себя что-то новое и успели внимательно прочесть всю статью до этого самого места, то уже могли понять, что плейбек очень отличается от традиционного театрального выступления. Тут вам не придется занимать места в темном зале и смотреть двухчасовой хорошо отрепетированный спектакль. Здесь именно вы будете придумывать сценарий. И в этом вся прелесть плейбека. Только захотите, и актеры сами будут рассказывать вам свою историю! |
Владимир Быстревский, Cоучредитель, сертифицированный плейбек-актер театра «Déjà vu plus»: «Для меня плейбек-театр - это жизнь во всех цветах палитры. Воздух - это рассказанные истории зрителя! Каждая улыбка зрителя - подарок для моего сердца!» |
Тарас Гудыменко: «Плейбек-театр – это зеркало человеческой души. Это умение доверять другим людям свое сокровенное, умение делиться и не боятся быть не услышанным, не понятым. Самые сложные образы для меня – это неназванные роли или так называемый "джокер". Иногда они мне кажутся лишними, но приходится играть. А в целом мне нравится плейбек, потому что это очень по-настоящему» |
Хоси Лишафаева, Актриса плейбек-театра «Déjà vu plus»: «Плейбек-театр в моём словаре переводится, как "Живой", "Чудесный". Удивительный он. Хокку подобный. Возможность прожить кусочек времени в чьей-то внутренней галактике, подобно астронавту попасть туда, на иную планету, но всё же подобного тебе существа. Подарить рассказчику возможность и повторить тот самый "Вкус", ведь знаю, как это поразительно бывает, когда "попадают", например, в мою историю. Ну, и побыть немножко не собой, а вообще, пылью, эсэмеской, магнитом, котом... когда ж ещё так можно?!» |
КатяТитова, Актриса плейбек-театра «Déjà vu plus»: «С недавних пор играю в плейбек-театре и понимаю, что действительно не обязательно стремиться в мир, чтобы увидеть и понять людей, которые в нем существуют. Достаточно терпеливо выслушать десяток историй и пропустить их через себя. Тогда становятся понятны проблемы прохожих и их жизни - ты будто путешествуешь в разные "я". Это кажется забавным и увлекательным. Иногда можно найти друга по несчастью или радости с похожей на твою историей. Для меня единственная сложность в момент игры - не выдать своего отношения к рассказанному, а просто отобразить. Необходимо отстраниться от своих переживаний и приблизиться к истории рассказчика. И, конечно, мне нравится шутить и дурачиться, а плейбек-театр - это импровизация! Делай, что хочешь, главное, чтобы только тебя не побили рассказчики за сатиру и не закидали гнилыми помидорами зрители за отсутствие хорошей игры!» |
Что тут еще добавишь: приходите на выступления и вы все сами увидите! За расписанием перформансов киевского плейбек-театра Déjà vu plus и других мероприятий вы можете следить на ресурсах команды, присоединившись к группе Вконтакте и подписавшись на Facebook-страничку | ||
Добро пожаловать в мир театра ваших историй! |