Интервью с руководителем MOTOHELP Дмитрием Бурениным: десятки жизней, спасенных волонтерами на колесах Интервью с руководителем MOTOHELP Дмитрием Бурениным: десятки жизней, спасенных волонтерами на колесах
Интервью

Интервью с руководителем MOTOHELP Дмитрием Бурениным: десятки жизней, спасенных волонтерами на колесах

Таня Турликьян 24 июня, 2015, 11:00
 0

Словно ангелы-спасители на двухколесных железных конях, они приедут на помощь к любому пострадавшему в ДТП мотоциклисту, скутеристу или велолюбителю. Помогут прийти в себя, проконсультируют по юридическим вопросам, найдут медикаменты и предоставят первую медицинскую помощь – и все это абсолютно безвозмездно. Хоть и верится с трудом, но это чистая правда.
Речь идет о команде волонтеров «Мотохелп». Сегодня мы поговорим с идейным вдохновителем и создателем общественной организации, её директором и единственным сотрудником (такое тоже бывает). Дмитрий Буренин расскажет о высоких ценностях взаимопомощи, поделится своим мнением относительно работы отечественного ГАИ, а также немного постращает статистикой ДТП.

Ребята организовали действительно полезное дело. Так что призываем каждого неравнодушного помочь волонтерам.



Итак, что такое организация «Мотохелп», и за что мы можем благодарить ее создателей?

«Мотохелп» - это общественная организация, которая вот уже 8 лет помогает попавшим в ДТП мотоциклистам, скутеристам и велосипедистам. Мы оказываем пострадавшим юридическую поддержку, занимаемся сбором первичной информации на месте ДТП (фото- и видеофиксация, выявление вебкамер, свидетелей и т.д.). Конечно, мы ведем работу с пострадавшим. При необходимости оказываем ему первую доврачебную помочь. Это может быть и психологическая поддержка. Если же случай особо тяжелый, когда есть погибший, то мы оказываем психологическую поддержку его родственникам.

Сколько погибает человек на двухколесных транспортных средствах?

По нашим данным, в 2014 году в Киеве погибло 32 человека в ДТП на двухколесных ТС. Погибшие в Украине, о которых мы узнали, 87 человек. Также были 13 тяжело пострадавших (те, которые попали в реанимацию). При этом в подобных ситуациях страдают не только мото- или велолюбители, но также пассажиры и пешеходы. К примеру, в прошлом году в подобных ДТП в Киеве погибло 6 пешеходов.

Такая статистика еще раз говорит о необходимости быть осторожными как на автодорогах, так и на пешеходке. А вы оказываете какую-либо помощь тем, кого забирают в реанимацию?

Конечно, это одно из наших направлений. Когда пострадавший в ДТП попадает в реанимацию в тяжелом состоянии, мы оперативно ищем его родственников, параллельно закупаем медикаменты, которые нужны в срочном порядке. Также помогаем родственникам собирать необходимые средства на лечение пострадавшего. Кроме того, у нас есть своя база мотоциклистов, которые при необходимости готовы выступить донорами крови.

Сколько человек насчитывает ваша команда?

Человек 50.

И они все волонтеры?

Да :) С момента официальной регистрации «Мотохелпа», я единственный сотрудник организации с зарплатой в 1200 грн. Оформил ее только потому, что так положено по нашему законодательству. Числюсь в организации на должности директора. При этом у нас есть юрист, бухгалтера, адвокат, программисты, дизайнеры – и все они небезразличные волонтеры. Подключаются к работе, когда у них есть свободное время и возможность.

«Мотохелп» - это не коммерческая организация. За счет чего она функционирует?

Так как мы официальная общественная организация, есть минимальный членский взнос, регулируемый законодательством, 100 грн в год. Получается очень незначительная сумма для нормальной работы. У «Мотохелпа» не та модель работы, когда мы набираем в организацию большое количество участников, платящих взносы, и мы за счет этого живем. Самое главное требование у нас, чтобы человек не просто числился в списках, а делал что-то полезное в рамках работы «Мотохелпа»: ездил на аварии, помогал пострадавшим, мог бы быть полезен своими профессиональными знаниями и опытом.

Какие же тогда основные финансовые поступления?

В основном, это финансовая помощь со стороны неравнодушных людей. Несколько раз нам помогали юридические лица, но это совсем небольшие суммы. Если вы посмотрите на нашу финансовую отчетность, то увидите, что мы находимся в постоянном минусе. Поэтому всегда стараемся искать спонсоров, но на сегодняшний день это направление сложно развивать.

И все собранные деньги идут на помощь пострадавшим в ДТП?

Помощь идет на реквизиты родственников пострадавшего. Мы распространяем всю необходимую информацию о человеке, ситуации, в которую он попал. Такие сообщения о сборе средств можно увидеть у нас на сайте или на страничках в соцсетях. На те деньги, которые попадают к нам напрямую, мы закупаем медикаменты, которые возят с собой наши волонтеры. А по возможности стараемся покрыть расходы на бензин.

1/6
2/6
3/6
4/6
5/6
6/6

Почему решили помогать именно двухколесным участникам дорожного движения? Неужели они настолько «беззащитны» в реалиях украинских дорог?

Как-то исторически сложилось, что изначально поддержка и взаимопомощь в среде двухколесных более высока, чем у автомобилистов или пешеходов. Здесь понятие взаимовыручки находится на более высоком уровне. И это не пафосные речи о братстве байкеров или еще о чем-то подобном… Это не к нам. «Мотохелп» - команда ребят, которые объединены идеей помогать другим людям.

Раз уж создано такое объединение как «Мотохелп», можно ли говорить, что отечественное ГАИ не справляется со своей работой в этом направлении?

Здесь сложно ответить однозначно. Частично справляются, а частично – нет. Как и о врачах принято думать: бывают врачи хорошие, а бывают плохие. Так и в ГАИ, я знаю как очень хороших, так и недобросовестных следователей и инспекторов.

Вот совсем недавно, к примеру, машина сбила девушку и скрылась. А гаишники не сделали ничего для того, чтобы оперативно найти эту машину. Но, с другой стороны, есть много примеров, когда во время аналогичной ситуации сотрудники ГАИ сразу же объявляют план перехвата.

А как вообще гаишники относятся к присутствию волонтеров вашей организации на месте ДТП?

Нормально. У нас с ними нейтральные отношения. Они нам могут помочь с информацией относительно пострадавшего, сказать, в какую больницу его отвезли. Мы же помогаем, к примеру, устанавливать угнанную технику (мотоциклы), иногда можем помочь с воспроизведением происшествия.

Мы ведь никому не мешаем, не ходим и не доказываем, кто прав или виноват. Да и разборки водителей, это не к нам. Наша задача – собрать информацию, помочь пострадавшему, консолидировать данные, сделать отчет и все.

Угрожают ли вам водители с «просьбами» не помогать пострадавшим велосипедистам или мотоциклистам? Наверняка и взятки предлагают.

Никто не хочет сидеть в тюрьме. Подобные случаи бывают при очень серьезных ДТП, когда есть тяжело пострадавший или даже погибший. Автомобилист понимает, чем ему это грозит, поэтому старается «давать на руку». Основная цепочка взяток появляется уже во время автоэкспертизы, дальше идут судьи и все те, кто причастен к процессу.

Но на нас нет прямого давления, и взяток нам не предлагают. Мы же не выносим основной вердикт по ДТП. «Мотохелп» не публикует фотографии с лицами, номера машин и т.д. - у нас это все хранится во внутренней закрытой базе данных. Такую информацию мы можем предоставить либо непосредственно пострадавшему или его родственникам, либо милиции.

Что делать родственникам или двухколеснику, который попал в серьёзную аварию по вине автомобилиста и понимает, что последний будет решать вопрос взятками?

Нужно с первых же шагов вводить в дело адвоката, который сразу поймет, в какую сторону ветер дует. И если нужно, писать заявление в прокуратуру.

Ваша организация также занимается поисками донорской крови для пострадавших. Как происходит работа в этом направлении? И насколько легко или наоборот сложно найти доноров?

Работаем только адресно по каждому конкретному случаю, так как «на крови» в больницах также бывают спекуляции. Если есть кровопотеря или человек, к примеру, обгорел, в среднем понадобится порядка трех литров крови. Это 6-7 доноров. Найти такое количество людей несложно.

А вот когда несколько лет назад в мотоциклиста на большой скорости врезалось БМВ, протащив его 750 метров по асфальту, кровь было тяжело найти. У пострадавшего было много ожогов, нужно было делать постоянные переливания. Тогда ему сдали более 120 литров крови.

1/6
2/6
3/6
4/6
5/6
6/6

В «Мотохелпе» ведь еще есть ряд тренингов?

Да, в прошлом году провели 13 тренингов. Проводим обучения по таким направлениям, как действие спасателя на месте чрезвычайной ситуации, оказание первой доврачебной помощи и юридическая тематика. Любой из тренингов могут пройти все желающие. К тому же, они абсолютно бесплатные.

Недавно стартовал очень интересный проект, в котором «Мотохелп» принимает участие вместе с гуманитарной инициативой «Защита патриотов» (Patriot defence). Речь идет о создании в Киеве новой патрульной полиции. Мы обучаем ребят оказывать первую медицинскую помощь. А вот адвокат-волонтер «Мотохелпа» обучает новых полицейских вопросам юриспруденции.

Проект стартовал 4 июня. В 20-х числах мы планируем провести симуляции для патрульной службы.

Новая патрульная полиция также будет выезжать на ДТП?

Она объединяет в себе функции ГАИ и ППС. То есть, у нас теперь полисмен будет одновременно и гаишником, и патрульным. Лично я обеими руками поддерживаю это нововведение.

В начале июля они должны приступить к работе. Это молодые, умные ребята, и я возлагаю на них большие надежды. Очень хочется, чтобы существующая система не разочаровала их, и они просто-напросто не решили искать себе другую работу.

Кстати, в инструкции для сотрудников ГАИ есть пункт, согласно которому они обязаны оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. За все 8 лет работы я ни разу не встречал ни одного случая, чтобы гаишник делал это.

В чем может быть причина?

Многие не умеют, не хотят да и боятся оказывать такую помощь. Никто не хочет принимать на себя эту ответственность.

Могли бы поделиться статисткой деятельности вашей команды? Количество выездов, реальной помощи пострадавшим, количество ДТП за год и в среднем за месяц и т.д.

В целом, наш объем – это примерно 450 выездов за год. Если говорить о статистике за 2014 год, то в прошлом году произошло 506 аварий при участии двухколесных транспортных средств. «Мотохелп» отреагировал на 415 ДТП. В 55 случаях у нас не было ресурса, чтобы выехать на место происшествия. Что касается финансов, то поступления на наш счет в 2014 году составили 16 933,32 грн.

Если говорить о самых свежих цифрах, то в мае было зафиксировано 64 ДТП, на 54 из которых мы оперативно отреагировали. Только за один месяц в результате двухколесных аварий в Киеве погибло 5 человек, двое попали в реанимацию. К слову, по сравнению с апрелем количество ДТП выросло на 73%. Самым аварийным районом в мае стал Шевченковский.

А кто чаще попадает в аварии: мото- или велолюбители?

Конечно, мотоциклисты – их намного больше в сравнении с велосипедистами. Чаще попадают в аварии скутеристы и спортбайкеры. В последнем случаем виновными в ДТП являются сами любители городского мотоспорта, назовем их так. А вот со скутеристами другая ситуация. Их до сих пор не принимают за участников дорожного движения.

По чьей вине зачастую происходят аварии: водители, что называется, прессуют, или все же «двухколесники» невнимательны?

Если брать в общей сумме, то примерно 50 на 50. Основная претензия к мотоциклистам – всегда скорость. В мае, к примеру, 40% случаев ДТП произошли по вине двухколесных ТС.

А как в «Мотохелпе» вообще узнают об авариях?

Случается ДТП, и первый же мотоциклист, проезжающий мимо, сообщат об этом нам. Так мы узнаем о 90% аварий. У нас есть оператор, который принимает звонок, быстро делает смс-рассылку и рассылает сообщения через Viber. Первый же волонтер, который может выехать, либо перезванивает оператору, либо отписывает все в томе же Viber.

→ А вы ведь еще помогаете найти угнанные байки.

«Мотохелп» за свою историю помог вернуть около 9 мотоциклов, которые были в угоне. Кстати, в этом году нашли уже три мотоцикла.

Что, по вашим наблюдениям, следовало бы изменить в дорожно-транспортной нормативной базе Украины? Вы говорили, что есть явные проблему с автоэкспертизой.

Сейчас система работает таким образом, что делать официальные заключения могут только два института. При этом один институт обжаловать можно, а второй - нет. И если предложить очень заманчивые деньги экспертам из первого учреждения, то, по сути, это мнение никак не обжалуешь. А оно играет очень важную роль.

Конечно, сложно обойти проблему коррупции. Да, о ней сейчас очень много говорят, но вопрос остается актуальным.

И все же у меня очень большие надежды на реформу МВД, которую сейчас проводят. Но, помимо полицейских, обязательно нужно менять судей, вести чистку прокуратуры. Менять этот механизм в целом. Если изменить что-то одно, то система все равно будет работать по-прежнему.

0

Что бы еще посоветовали изменить?

Очень многое хотелось бы изменить и в нашей медицине. Это наиболее актуальная тема. Медицина у нас хоть и бесплатная, но очень дорогая. Приходя в больницу, мы и так за все платим. У нас даже пленка для рентгена платная. А что говорить о затратах на операции или реанимацию. Один день реанимации для пострадавшего обходится минимум в 3,500 грн. И это только медикаменты. Я сторонник страховой платной медицины.

И напоследок хотелось бы получить профессиональный совет для двухколесных. Скажем, мотоциклист попал в аварию не по своей вине. Он растерялся, с одной стороны на него водитель автомобиля наседает, с другой – гаишники что-то требуют. Как быть и что нужно делать?

Звонить нам, мы приедем и разберемся :)

1. Проведите первичный самоосмотр. Нужно понять, все ли с вами в порядке: не кружится ли голова, не тошнит ли. Если такие признаки есть, нужно без раздумий вызывать скорую. К примеру, если очень кружится голова, это первые «звоночки» сотрясения мозга. А если есть сотрясение, то может быть и гематома.
2. Если же со здоровьем все нормально, необходимо найти свидетелей происшествия. Как правило, они быстро «испаряются».
3. Сделайте фото- и видеофиксацию места ДТП. Сфотографируйте все, что возможно. Любая информация может пригодиться.
4. На всякий случай, запишите номер машины ГАИ.
5. Дайте показания. Очень желательно сделать это более-менее юридически грамотно. К примеру, если вы не правы, не нужно писать на бумаге какую-то выгораживающую ерунду. А еще лучше позвонить юристу, чтобы он вас проконсультировал.

Мы часто помогаем пострадавшим составлять официальные бумаги. Иногда людям нужно объяснять по несколько раз, как и что делать, а некоторым вообще пишут под диктовку. Но это нормально, когда у человека стресс после происшествия.



Помочь «Мотохелпу»